На рабочем совещании в Новосибирске, организованном Ассоциацией строительных организаций Новосибирской области (АСОНО) совместно с Минпромторгом и секцией лизинговых компаний на базе Новосибирского банковского клуба (НБК), были рассмотрены действующие меры государственной поддержки при покупке специальной техники и оборудования.
Как выяснилось на мероприятии, сибирские строители не только скептически относятся к современным финансовым инструментам, предпочитая по старинке ориентироваться на собственные ресурсы, но и не рвутся поддерживать отечественных производителей, не желающих меняться к лучшему, а лишь стремящихся продать свой продукт втридорога.
Не только свое, но и чужое
Заместитель директора Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительнодорожного машиностроения Минпромторга РФ Эдуард Кийко рассказал о существующих мерах поддержки потребителей строительнодорожной и специальной строительной техники. «В первую очередь, наши клиенты, обращающиеся за поддержкой, — это коллеги, занимающиеся дорожным строительством», — напомнил он.
По сведениям Эдуарда Кийко, через министерство можно получить поддержку по целому ряду государственных программ, но выделяется среди них и пользуется наибольшим спросом у предпринимателей субсидия по постановлению правительства РФ от 4 мая 2022 года №811, в рамках которой пока субсидируется только российская техника, соответствующая требованиям постановления правительства РФ от 17 июля 2015 года №719. Вместе с тем, по информации чиновника, в настоящее время прорабатывается возможность приобретения таким образом и зарубежной техники, не имеющей российских аналогов.
О том, почему это важно, рассказал президент группы компаний (ГК) SKY Group Владимир Литвинов, который прямо заявил, что не желает работать исключительно с отечественными поставщиками, и привел аргументы: «Мы, помимо стройки, еще занимаемся производством лифтов. И когда искали поставщиков чугунных лифтовых противовесов, выяснили, что на уважаемом заводе в Челябинске эти противовесы продают по 59 тыс. рублей за тонну готового изделия, а в Китае — по 32 тыс. рублей по действующему курсу. Современные тросы для лифтов нужного нам качества в России вообще заказать невозможно. Да что говорить, даже цемент дешевле купить в Таиланде, а арматуру — в Китае».
В свою очередь, представитель Минпромторга обнадежил лизинговые компании тем, что для получения госсубсидий отсутствуют ограничения по сумме уставного капитала фирм-претендентов. «Только за прошлый год мы простимулировали посредством данного финансового инструмента покупку почти 2,8 тыс. единиц дорожно-строительной техники (ДСТ) на общую сумму 22,6 млрд рублей», — сообщил Эдуард Кийко, добавив, что за год субсидии в размере 10-15% стоимости техники были одобрены для 60 лизинговых компаний со всей России.
При этом конкуренция за получение данной поддержки будет только возрастать. По его информации, объем заявок, получаемых министерством, даже по итогам прошлого года оказался в четыре раза больше, чем тот, который потом реально обеспечили субсидиями. Это не означает, что какие-то компании получают субсидии по всем заявленным позициям, а другие остаются ни с чем. На практике происходит секвестирование заявок, в итоге на субсидию одной компании-заявителю выделяется в среднем 80 млн рублей. Однако в дальнейшем «секвестр» станет еще жестче: как уточнил Эдуард Кийко, в текущей ситуации годовой бюджет упомянутых субсидий пришлось сократить с 2 млрд до 750 млн рублей, а претендентов меньше не стало.
Лизинг: разные мнения
Собравшиеся на рабочем совещании представители лизинговых компаний назвали виды лизинговых услуг, которые сегодня востребованы (или в разной степени могут быть востребованы) строителями при приобретении техники и оборудования: это финансовый, возвратный и операционный лизинг. В целом, по оценке финансистов, лизинг выгоден для строителей, как и для большинства других бизнесменов, так как позволяет быстрее и удобнее по сравнению с «традиционным» кредитом оформлять сделки, поскольку не требуется имущества для залога. А главное, благодаря механизму ускоренной амортизации и возможности отнесения на затраты расходов на приобретение основных средств лизинг позволяет сократить выплаты по налогам на имущество, на прибыль, НДС.
Вместе с тем, Владимир Литвинов отметил, что тот юридический контекст, в котором сегодня вынуждены существовать застройщики (обязательства перед дольщиками на фоне недоступности средств эскроу-счетов до самого конца строительства и пр.), сам по себе затрудняет доступ к возможностям лизинга. Но основная недоработка, из-за которой, по его мнению, застройщики неохотно идут на сотрудничество с представителями лизинговых компаний, — неясность их коммерческих предложений, дефицит конкретности в предлагаемых ими услугах.
Бизнесмен от стройки считает, что лизингодателям полезно было бы изучить реальные потребности застройщиков, после чего бить точно в цель, предлагая на выгодных условиях ту технику и оборудование, которых строительному бизнесу реально не хватает. Для примера он назвал современные сваебойные машины («их сегодня две-три на весь Новосибирск»), установки для устройства буронабивных свай, мощные бетононасосы для подачи бетонных смесей на высотные отметки.
Глава SKY Group уверен, что сотрудничество с лизингодателями пойдет только тогда, когда строитель увидит реальные, предметные выгоды. А пока у строителей есть масса других путей для повышения эффективности своего бизнеса за счет прямых вложений в новые технологии и оборудование, позволяющие сразу на несколько месяцев сократить сроки строительства, уменьшить потребление электрической и тепловой энергии на объектах и т. п. «Мы можем купить все это и без вас, на собственные средства», — обращаясь к лизингодателям, резюмировал Владимир Литвинов.
Рассрочки по платежам: дольше — лучше
«И это будет дешевле, чем по лизингу, процентов на 20», — поддержал коллегу финансовый директор дорожно-строительной компании «СТС ПЛЮС» Геннадий Майжаков, по оценке которого при лизинговой покупке техники возникают, как минимум, две серьезные проблемы. Первая — большой авансовый платеж (до 30%), который нужно заплатить сразу, одномоментно. И вторая — срок выплат: он очень краткий, как правило, не более трех лет. Нормальный инвестиционный цикл больше — до 7-8 лет. Иными словами, строителям нужны более «длинные» деньги, иначе ежемесячный платеж будет слишком велик и станет съедать основную часть прибыли.
«Возьмите для примера комплект техники, необходимый нам для дорожно-строительных работ: асфальтоукладчик, три катка, «щетка», битумовоз и прочее. Порядка 100 млн рублей все это в сумме стоит. Если разбить расчет на три года, получится примерно 3 млн в месяц. А если сюда добавить фактор сезонности, то получится и того больше — до 5 млн в месяц придется выплачивать. Между тем, рентабельность дорожного строительства не так уж и высока — до 7%. И при наших фактических оборотах получается, что придется почти все, что заработали, отдавать на лизинговые выплаты», — отметил Геннадий Майжаков. Он также высказал подозрение, что в реальности у лизинговых компаний даже при желании нет возможности предоставить строителям более долгую рассрочку платежей, поскольку у них самих дефицит «длинного» фондирования.
Представители лизингодателей опровергли это подозрение, дополнительно подчеркнув, что у них нет намерения нагрузить строителей неподъемным финансовым бременем. Напротив, они ориентированы на поддержку отрасли, но здесь, по их оценке, очень важно получить от строителей внятное техническое задание, без которого перспективы сотрудничества выглядят туманно.
«Станьте экосистемой!»
Строители настоятельно посоветовали коллегам из финансового сектора расширить диапазон оказываемых услуг. Этого можно достичь, как уже отчасти говорилось, взяв на себя часть работы по исследованию рынка техники и оборудования, чтобы предлагать не чисто финансовую услугу по покупке выбранной самими строителями техники, но и представлять непосредственно саму технику, ее варианты, подобранные под фактические потребности строительных компаний («нужно действовать, как экосистема»).
Отвечая на критику и предложения строителей, лизингодатели заверили, что в последнее время их работа существенно усовершенствовалась. В большинстве случаев их компании идут навстречу лизингополучателям и составляют индивидуальные графики платежей, удобные для покупателей, например, учитывающие сезонную неравномерность поступления доходов клиентам. Это очень важно для дорожных строителей.
Также у многих лизингодателей уже сейчас есть дополнительные скидки от поставщиков на отдельные виды техники, договоренности о прямых поставках, присутствует возможность предоставлять предприятиям, попавшим в трудные экономические условия, существенные отсрочки по лизинговым платежам. Из недавно открывшихся вариантов было названо, в частности, приобретение в лизинг техники б/у.
Подводя итог мероприятия, генеральный директор АСОНО, помощник координатора Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) в Сибирском федеральном округе Мария Бирюкова подчеркнула, что для нормального взаимодействия «дорога сотрудничества» между лизингодателями и строителями должна быть открыта в обоих направлениях. Она оценила совещание как эффективное, поскольку стороны услышали друг друга и наметили те сферы, в которых необходимо к взаимной выгоде совершенствовать свою деятельность.
Владимир ЖЕНОВ, председатель НБК:
«Сегодня у строителей хватает других забот, поэтому лизингодателям ждать от них внятных технических заданий бессмысленно. Нужно стараться самим глубже погрузиться в тему и идти навстречу с более выверенными предложениями!»