На разных площадках форума были сделаны доклады, дополняющие друг друга и позволившие выделить взаимосвязанные отраслевые проблемы. К числу самых сложных эксперты отнесли несоответствие между открывающимися перед индустриальным домостроением перспективами и неразвитостью цементобетонных дорог, без которых доставка продукции индустрии сборных железобетонных конструкций становится слишком дорогой, а также несоответствие цемента требованиям стандартов по прочностным характеристикам и химическому составу.
Панельное сопротивление
Весьма неожиданным для собравшегося искать пути решения этих проблем профсообщества стало выступление начальника отдела экспертиз зданий и сооружений столичного ГБУ «Центр экспертиз, исследований и испытаний в строительстве» Сергея Крышова. В своем докладе «Энергосбережение в зданиях. Специфический взгляд с позиций эксперимента» он привел результаты обследования 25 объектов на предмет потребления тепла и других ресурсов за три отопительных сезона. Исследования показали, что измеренное сопротивление теплопередаче на домах с вентилируемыми фасадами было на 20-25% выше, чем у панельных, построенных до 1995 года. А вот с энергопотреблением получилась обратная картина: с точки зрения энергосбережения панельные дома оказались лучше, чем дома с вентилируемыми фасадами, примерно на ту же величину, то есть на 20%. При том, что до сих пор считалось, что панельные дома устарели и более прогрессивные решения используются при строительстве зданий с вентилируемыми фасадами, внешне выглядящими более привлекательно. Но люди ведь живут не снаружи, а внутри зданий — и им приходится расплачиваться за повышенное энергопотребление. Так что, как выяснилось, с этой точки зрения панельные дома более предпочтительны.
Дорожные одежды
Однако в целом перейти на строительство домов из сборного железобетона мешают трудности с транспортировкой блоков на стройки. По данным директора Института экономики и финансов Государственного университета управления Галины Сорокиной, выступившей онлайн с докладом на тему «Индустриальное домостроение в России и СНГ», по времени производство блоков составляет 20%, а логистика — 80%. Именно из-за неразвитости логистики, по мнению спикера, монолит обгоняет индустриальное домостроение.
Перевозка тяжелых железобетонных изделий затруднена из-за низкой несущей способности существующей сети дорог, не позволяющей пропускать транспортные средства с высокой нагрузкой на ось и создающей ограничения по их круглогодичному движению. Выходом из положения мог бы стать переход в строительстве дорог с асфальтобетона на цементобетонные покрытия, отличающиеся длительным сроком эксплуатации, высокими прочностью и несущей способностью, возможностью круглогодичного пропуска тяжелых транспортных средств без ограничений. В своем докладе «Эффективность применения цементобетона в дорожном строительстве» президент Ассоциации бетонных дорог (АБД), заведующий кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ Виктор Ушаков напомнил, что в России в 70-х годах прошлого столетия были построены такие автомобильные магистрали с цементобетонными покрытиями, как «Москва — Волгоград», «Омск — Новосибирск», «Екатеринбург — Челябинск», «Екатеринбург — Серов», «МКАД — Серпухов — Тула», «МКАД — Кашира». А сейчас в стране вводится всего 200 километров дорог в год (из которых только 10-15 километров с цементобетонным покрытием), хотя за последние 30 лет нагрузка на все транспортные артерии возросла в четыре раза.
Казалось бы, ничто не сдерживает строительство бетонных дорог. Тот же Виктор Ушаков развеял миф о том, что капитальные затраты на строительство цементобетонных покрытий якобы выше, чем асфальтобетонных покрытий. По словам главы АБД, сметная стоимость строительства дорожных одежд с применением цементобетона сегодня на 20-30% ниже, чем с применением асфальтобетонных слоев на основе полимерно- битумных вяжущих. При этом затраты на содержание автодорог с цементобетонным покрытием в течение жизненного цикла меньше по сравнению с асфальтобетонным. Кроме того, в России есть организации, имеющие опыт строительства цементобетонных дорожных покрытий и оснащенные всем необходимым современным оборудованием.
Главную причину отставания, заключающуюся в несовершенстве нормативной базы, вскрыл в своем докладе «Контроль качества строительства цементобетонных покрытий автомобильных дорог» и в ходе последовавшей затем дискуссии руководитель центра технологии ООО «Инженерная компания «НИИЖБ» Максим Якобсон.
Фальсификату — бой
По мнению специалистов, регуляторный «шаг назад» был сделан и в обязательной сертификации цемента, необходимого для строительства и жилья, и автодорог. В частности, как отметил в докладе на тему «Противодействие распространению фальсификата на цементном и бетонном рынках России» эксперт по взаимодействию с органами власти Союза производителей цемента («Союзцемент») Ислам Абдуллаев, за пять лет после введения в 2016 году обязательной сертификации цемента объем незаконного оборота фальсифицированной продукции снизился на 8,54 млн тонн. Однако в 2020 году был введен мораторий на проверки соблюдения требований к качеству цементов, а с середины 2021 года они были вообще отменены, что привело к увеличению незаконного оборота цемента. В отсутствие госконтроля и надзора ряд изготовителей — членов «Союзцемента» по своей инициативе проводят мониторинг рынка цемента, показывающий, что во многих случаях продукция поставляется без сертификатов соответствия и информации об изготовителе, уменьшенная по массе мешка. Проведенные испытания взятых проб с рынка подтверждают, что представленный на нем цемент не всегда соответствует требованиям стандартов по прочностным характеристикам и химическому составу. Чтобы снизить незаконный оборот цемента, Ислам Абдуллаев предложил восстановить проведение государственного надзора (контроля) за оборотом строительных материалов, в том числе и цемента, обязать изготовителей тары контролировать наличие у изготовителя сертификата соответствия и прав на товарный знак, а также включить в проект технического регламента ЕАЭС «О безопасности строительных материалов и изделий» схему подтверждения соответствия цементов, предполагающую проведение инспекционного контроля на границе.
Номер публикации: №47 09.12.2022