Чувство тревоги: состояние российского специализированного машиностроения обсудили в Торгово-промышленной палате РФ

Чувство тревоги: состояние российского специализированного машиностроения обсудили в Торгово-промышленной палате РФ

Чувство тревоги: состояние российского специализированного машиностроения обсудили в Торгово-промышленной палате РФ Shutterstock/FOTODOM
В ТПП РФ прошло заседание на тему «О ситуации в отраслях специализированного машиностроения». Мероприятие состоялось при поддержке Ассоциации «Росспецмаш» под председательством президента Ассоциации, главы Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константина Бабкина.

Участники заседания обсудили состояние дел в отраслях специализированного машиностроения, к которому относятся сельскохозяйственное машиностроение, производство дорожно-строительной и прицепной техники, оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, и актуальные отраслевые проблемы.

Во вступительном слове Константин Бабкин сразу начал с самого важного — отметил тревожные тенденции в отрасли, где происходит снижение выпуска дорожно-строительной и коммунальной техники. Стагнация наблюдается как в финансовом, так и в натуральном выражении. Усугубляет ситуацию критически высокая ключевая ставка, установленная ЦБ РФ. Свою лепту вносят дорогая электроэнергия для промышленных предприятий и стоимость металла (по словам председательствовавшего, в разы выше, чем за рубежом). Конечно, и в прежние времена существовали факторы, угрожавшие стабильности отрасли, но тогда они отчасти купировались мерами государственной поддержки.

«Доля отечественной продукции сельхозмашиностроения, дорожно-строительной техники, прицепов и полуприцепов на рынке радикально снизилась — с 77% до 30%», — сказал он и привел такие цифры: за январь-октябрь нынешнего года тракторов отгружено на 12,1% меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года, при этом за октябрь отгрузки тракторов упали вообще на 36,1% к октябрю прошлого года. Отгрузка бульдозеров и трубоукладчиков сократилась соответственно на 7,6% и 30,5%, экскаваторов — на 44,9% и 42,1%, автогрейдеров — на 52,8%, катков — на 22,7% и 54,2%. Спикер также отметил, что идет снижение мер господдержки отраслей специализированного машиностроения, в частности, стали вводиться ограничения на субсидии из бюджета, при этом при распределении субсидий предпочтение отдается тем, кто производит более дешевую технику.

«В силу всех этих причин нам сложно конкурировать с иностранными производителями. Перед нами стоит задача углублять локализацию, наращивать компетенции, но на примере наших предприятий можно отметить, что сейчас их руководители не видят смысла в инвестициях в производство, так как производство компонентов в России обходится значительно дороже, чем нашим иностранным конкурентам», — заявил глава Росспецмаша.

Константин Бабкин выступил с рядом предложений, которые, по его мнению, могли бы несколько выправить ситуацию — а именно снизить налоговую нагрузку на промпредприятия, предусмотреть обязательную сертификацию машиностроительной продукции, увеличить утилизационный сбор на иностранную сельхозтехнику и отдельные виды ДСТ в пять раз, распространить льготы для IT-компаний на производителей специализированной техники.

«Фундаментально у нас неравные условия конкуренции с иностранными производителями из-за высокой себестоимости нашей продукции, — отметил Константин Бабкин. — А система защиты, субсидирования, государственной поддержки сейчас зависла и почему-то подвергается пересмотру в худшую сторону».

Гендиректор российского производителя прицепной и полуприцепной техники ООО МЗ «Тонар» Денис Кривцов выступил с критикой величины ключевой ставки, из-за которой сокращаются инвестиции. «Ранее государство через систему господдержки, субсидии и ограничения для иностранных производителей как бы подавало сигнал о необходимости расширять производство, наращивать коллективы. Но сейчас сигнал потерян, — отметил он. — В 2025 году мы ожидаем сигналов четких и ясных — куда нам двигаться дальше, как развиваться. Этими сигналами стали бы более широкое субсидирование, повышение утильсбора и другие протекционистские шаги».

Основатель и генеральный директор производителя гусеничной техники ООО «ДСТ-УРАЛ» Евгений Горелый подчеркнул: «Мы к 2022 году из-за утилизационного сбора значительно выросли — раз в семь. Мы поверили государству, начали активно инвестировать в основные средства. Но в прошлом году началось засилье импортной техники, по преимуществу производства КНР. Так, складские запасы китайской техники сейчас по некоторым позициям перекрывают объемы годового производства отечественной техники в полтора раза». Предприятие пока спасает выпуск техники для нужд СВО, поскольку дорожно-строительная техника — это, по сути, техника двойного назначения. Но ситуация сложилась очень опасная. «Мы в силу предыдущих инвестиций, кредитов находимся под диким давлением. К 2026 году все может стать очень печально. Поэтому утилизационный сбор надо вводить не позже II квартала следующего года», — заявил Евгений Горелый.

В плане дальнейшего развития, по словам основателя «ДСТ-УРАЛ», надо активнейшим образом вкладываться в роботизацию производства — это хотя бы частичный выход, поскольку она снимает кадровую проблему, что ведет к удешевлению производства, выпуску качественных изделий.

В заседании самое деятельное участие приняли депутаты Государственной Думы Михаил Делягин, Станислав Наумов, Александр Козловский, разделившие обеспокоенность состоянием дел в отрасли специализированного машиностроения и внесшие свои предложения по разрешению сложившегося положения.