Что, где, когда и почем? Актуальные тенденции российского рынка СДТ

Что, где, когда и почем? Актуальные тенденции российского рынка СДТ

Что, где, когда и почем? Актуальные тенденции российского рынка СДТ Василий Кузьмичёнок/ АГН «Москва»
Строительное сообщество не может не тревожить ситуация на внутреннем рынке строительно-дорожной техники (СДТ). После массового ухода иностранных производителей наступил период неопределенности: где, у кого и по какой цене приобретать необходимую линейку техники и оборудования и запчасти к ним? Понятно, что основной упор теперь надо делать на отечественную технику и продукцию компаний из дружественных стран.

По данным Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования («Росспецмаш»), отечественные машиностроители произвели за 9 месяцев 2023 года СДТ-продукции на общую сумму 65,2 млрд рублей, что на 22% больше, чем за аналогичный период 2022-го. Отгрузки на внутренний рынок РФ за три квартала составили 59 млрд рублей (+22% год к году). В количественном выражении за 9 месяцев 2023 года отгрузки кранов-трубоукладчиков выросли в 4,1 раза, экскаваторов — на 99%, дорожных катков — на 22%, кранов-манипуляторов — на 21%, мини-погрузчиков — на 16%, фронтальных погрузчиков — на 6%, экскаваторов-погрузчиков — на 1,6%.

Отгрузки автогрейдеров в количественном выражении в январе-сентябре 2023 года сократились на 27%, телескопических погрузчиков — на 21%, гусеничных бульдозеров — на 19%, автокранов — на 1,6%.

Общий рост выпуска и продаж российской строительно-дорожной техники связан с сохранением высоких объемов строительства и реализацией масштабных инфраструктурных проектов.

При этом российские заводы сталкиваются с проблемой агрессивного импорта: с января по июль текущего года он вырос на 66% — до 254 млрд рублей. Это негативно влияет на темпы производства отечественной строительно-дорожной техники и уже привело к снижению продаж по отдельным ключевым видам машин. Импорт (в основном китайский) доминирует в таких сегментах, как автогрейдеры, экскаваторы, дорожные катки, фронтальные погрузчики, асфальтосмесительные установки. Доля, приходящаяся на зарубежные поставки этой техники, варьируется от 65 до 94%.

Отечественные заводы находятся в условиях неравной конкуренции с иностранными компаниями. Если сравнивать с Китаем, то там средняя налоговая нагрузка составляет 20%, в России же — 47,7%; средняя стоимость кредита 0,05%, в России — 12%. В Китае НДС ниже, чем в России, а экспортная поддержка гораздо выше. Как следствие, в КНР намного выгоднее выпускать машины и комплектующие.

Еще одна трудность, с которой сталкивается отрасль, заключается в том, что в России отсутствует либо недостаточно производство ряда ключевых компонентов.

Несмотря на сложности, отечественные машиностроители направляют средства на новые проекты, расширяют линейку техники, внедряют электронные системы, создают рабочие места. Нельзя допустить потери этих инвестиций.

Для развития в России производства строительнодорожной техники и смежных отраслей необходимо сформировать механизм оперативного и значительного увеличения ставок утилизационного сбора и их гарантированного поэтапного роста в отношении продукции, отечественные производители которой возьмут на себя обязательства по достижению государственных целевых показателей относительно увеличения объема выпуска и рыночной доли.

В преддверии зимнего сезона отраслевые эксперты проанализировали статистику по спросу и предложению аренды и продажи снегоуборочной техники по стране, сравнив первые две недели ноября 2022 и 2023 годов, и выяснили, что больше всего в аренде зимней техники спрос вырос на снегопогрузчики и снегоуборщики (+528,6% и +500% соответственно), покупки год к году прибавили скромней (+16,7% и 31%).

При этом на рынке наблюдаются как рост, так и стагнация цен на зимнюю коммунальную технику. Например, средняя ставка аренды снегопогрузчиков выросла на 16,7%, а снегоуборщиков осталась без изменений; покупка снегопогрузчиков подорожала на 101,4%, а снегоуборщики выросли в цене на 40%.

Справочно:

«Росспецмаш» — некоммерческая организация, объединяющая на сегодняшний день несколько сотен крупнейших компаний с совокупной долей в 80% от всего объема производимой в стране СДТ.