Альтернативное основание: золошлаки будут шире использоваться при формировании дорожной одежды сибирских магистралей

Альтернативное основание: золошлаки будут шире использоваться при формировании дорожной одежды сибирских магистралей

Альтернативное основание: золошлаки будут шире использоваться при формировании дорожной одежды сибирских магистралей Shutterstock/FOTODOM
На днях представители публично-правовой компании «Российский экологический оператор» (РЭО) и ООО «Сибирская генерирующая компания» (СГК) подписали соглашение о развитии применения золошлаков в строительстве и промышленности. В России ежегодно образуется 19 млн тонн золошлаковых отходов, и СГК является их крупнейшим производителем. Однако львиная доля таких материалов формирует опасные для экологии скопления, а утилизируется только малая их часть.

«Наше сотрудничество позволит превратить золошлаковые отходы в источник стабильных поставок техногенного грунта для дорожной отрасли и производителей стройматериалов», — заявила гендиректор РЭО Ирина Тарасова.

Подписанное соглашение полностью соответствует целям федерального проекта «Экономика замкнутого цикла», а также отраслевым программам «Применение вторичных ресурсов и вторичного сырья из отходов в промышленном производстве» и «Применение вторичных ресурсов, вторичного сырья из отходов в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства на 2022-2030 годы». Предполагается, что в рамках совместной работы компании будут стремиться максимально повысить долю утилизируемых золошлаков. Одновременно стороны намерены вести поиск эффективных технологических решений по дальнейшему использованию таких отходов в строительной индустрии.

Задача это непростая, и инвестиционная привлекательность таких проектов пока для бизнеса не слишком высока. Но если РЭО и СГК удастся наладить коммерчески успешную переработку золошлаков, то это станет хорошим примером для других игроков рынка.

Золошлаки вполне успешно применяются в качестве альтернативного топлива для цементной отрасли, а также в дорожном и прочем строительстве. Так, в прошлом году в России использовали почти 5,5 млн тонн вторичного сырья из отходов при строительстве автомобильных дорог, и значительная часть из этого объема пришлась на золошлаковые смеси. Использование золошлаковых материалов, в частности, уместно при производстве комплексных минеральных и геополимерных вяжущих, при отсыпке и укреплении земляного полотна. «Дорожная отрасль очень перспективна для применения вторичных ресурсов, особенно учитывая масштабы строительства в этой сфере. В 2024 году в России построили почти 9 тысяч километров дорог с применением вторсырья. Покрытием для дорог становятся золошлаковые смеси, резиновая крошка, полученная из шин, и другое сырье из отходов», — отметила Ирина Тарасова.

В будущем масштаб использования таких отходов должен существенно возрасти. Этому, в частности, будет способствовать применение недавно разработанной РЭО совместно с Росавтодором и Российским дорожным научно-исследовательским институтом (ФАУ «РОСДОРНИИ») методики по учету вторичных ресурсов в дорожной отрасли. Она уже апробирована на практике и показала хорошие результаты, с ее помощью потенциал вторресурсов получится задействовать полнее, причем как при новом строительстве, так и при реконструкции и ремонте трасс.