В рамках форума особое внимание привлекла тематическая сессия «Практика и перспективы строительства в Сибири автодорог с применением цементобетона и минеральных вяжущих». «Стройгазета» давно и последовательно выступает за расширение практики строительства именно цементобетонных дорог, убедительно, с приведением статистических данных и мнений ведущих российских экспертов, доказывая преимущество бетона перед асфальтом.
На данном круглом столе эксперты, представители властных структур, руководители дорожно-строительных организаций обсудили расширение сети современных, безопасных и качественных автомобильных дорог. Одной из важных тем дискуссии стало грядущее в недалеком будущем «пришествие» дороги М-12 «Восток» в Сибирь и ее продолжение. Да, М-12 в пределах европейской части выполнена в асфальтовом исполнении, но никто не возражает против обсуждения возможности строить ее в Сибири в бетоне. Кроме того, эта субконтинентальная трасса должна стать основой для создания целой сопутствующей дорожной сети.
При этом климат, условия и возможности Сибирского макрорегиона диктуют и свои особенности дорожного строительства. Протяженная автомагистраль в условиях малолюдья, отсутствия большого числа дорожно-строительных компаний и особенно организаций, обслуживающих дороги, поддерживающих их в нормативном состоянии, рождает некоторые вопросы.
Одним из инструментов решения данной задачи может стать акцент именно на строительстве цементобетонных дорог, обладающих характеристиками и свойствами, лучше подходящими для Сибири и Дальнего Востока.
«В настоящее время в Сибири есть все необходимое для масштабного строительства дорог с цементобетонными покрытиями и основаниями для широкого применения минеральных и комплексных вяжущих, — отметил один из руководителей АО «ХК «Сибцем» Андрей Рубцов. — Местные цементные заводы загружены в среднем на 60%, значит, способны обеспечить заказчиков дорожными цементами стабильного высокого качества в нужном объеме».
По данным НО «СОЮЗЦЕМЕНТ», на заводах в Сибири, а также в Забайкальском крае и Бурятии максимально возможно произвести 11,7 млн тонн цемента, а с вводом новых мощностей Ачинского цементного завода — 12,4 млн. Но в 2023 году здесь было произведено всего 7,2 млн тонн — есть реальная возможность производить цемента на треть больше.
«Сейчас стоит задача по продлению «автомобильного Транссиба»: принято решение о строительстве трассы от Казани до Тюмени, которая будет продолжена дальше на восток. Также в Сибири активно ведется строительство обходов городов, — отметил начальник Департамента по инвестиционной политике и территориальному развитию аппарата полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе Иван Гончаров. — Важно применять в Сибири лучшие технологии и практики, чтобы реализовать те задачи, которые перед нами поставлены».
Еще более откровенно на эту тему высказался и. о. начальника управления по качеству и технологиям АО «Новосибирскавтодор» Дмитрий Денисенко: «Предпосылкой к применению цементобетона послужил рост интенсивности движения, снижающий срок службы покрытия. Поэтому перспективным решением можно считать применение жестких дорожных одежд. Расчеты компании показывают экономическую целесообразность строительства дорог из цементобетона в долгосрочной перспективе».
Номер публикации: №27 19.07.2024