Примерно такой путь к снижению строительного травматизма предлагает главный технический инспектор труда Астраханского областного объединения профсоюзных организаций, доцент Астраханского государственного архитектурно-строительного университета, победитель Всероссийского конкурса «Лидеры строительной отрасли 2024» Максим БОДНЯ. Подробностями он поделился в беседе со «Стройгазетой».
Максим Сергеевич, откуда выросла идея проекта мобильного тренажерного комплекса по охране труда, позволяющего проводить обучение в такой занимательной форме?
На стройках России сохраняются высокий травматизм и смертность. За 2022 год, например, — 250 погибших, 1 843 пострадавших с утратой работоспособности. Чтобы снизить эти мрачные показатели, прежде всего людей надо научить беречь свои здоровье и жизнь. Научить и приучить. Мы предлагаем сделать это при помощи новаторской технологии обучения охране труда непосредственно на строительной площадке, с учетом особенностей «поколения Z», родившегося примерно с середины 1990-х по начало 2000-х. Этим молодых людям свойственна глубокая и естественная включенность в цифровые технологии, 3D-реальность, они свободно владеют всеми электронными гаджетами и т. п. Но главное — это люди, с трудом воспринимающие (или вовсе не воспринимающие) большие, сплошные и при этом эмоционально бесцветные блоки информации, — а именно такими являются инструкции по охране труда. Им нужно короче, ярче, острее, эмоциональнее. На такую «подачу материала» и настроена наша технология.
В чем суть этой технологии?
Для обучения охране труда мы предлагаем руководителям и работникам вначале пройти квест с выявлением нарушений требований охраны труда, а затем посетить «комнату страха», где им будут наглядно показаны травмы и повреждения, которые эти нарушения способны спровоцировать.
То есть информация еще и будет окрашена эмоциями — а значит, запомнится лучше. А где все эти процессы должны проходить, физически?
В специальном передвижном тренажерном комплексе. Его стационарные прообразы уже работают у наших коллег на некоторых предприятиях нефтедобывающей, металлургической промышленности, тут принципиальной новизны нет. Наша «фишка» — именно мобильный комплекс, который можно будет развернуть в полевых условиях, на любой стройплощадке, чтобы генподрядчики могли оперативно проводить обучение и своих спецов, и сотрудников субподрядных компаний. Создать такой тренажер — тактическая цель проекта, который мы презентовали на конкурсе «Лидеры строительной отрасли 2024». Для ее достижения надо решить несколько задач: определить перечень наиболее частых травм на стройплощадке, подготовить задания для квест-рума с учетом типовых нарушений требований, сконструировать шесть имитационных моделей типовых травм и, наконец, скомпоновать квест-рум и шок-комнату в составе единого мобильного полигона.
А стратегическая цель?
Снизить производственный травматизм, в том числе через повышение мотивации молодых работников к обучению охране труда, продлить профессиональное долголетие работников, в конечном счете, уменьшить, насколько это в наших силах — показатель потерянных лет жизни (YLL). Это международная единица измерения ожидаемых лет жизни человека, потерянных из-за неожиданных событий. В России данный показатель печально высок: по состоянию на 2017 год — 3 987 лет на 100 тыс. населения; для сравнения: в Китае — 1 893 года, в Германии 919 лет, в Италии 686 лет.
Ваш проект надо начинать с нуля или имеются какие-то наработки?
Во-первых, имеется главное — команда: четыре специалиста по охране труда с опытом более 10 лет каждый и ведущий специалист по созданию квест-пространств в Астраханской области. Во-вторых, уже предварительно проработано пять сценариев квестов по охране труда. Есть также концепт и первые прототипы оборудования для шок-пространства.
Чем собираетесь шокировать народ? Что это за оборудование?
Например, имитатор травм при падении предметов на ногу (он поможет почувствовать разницу при работе в специальной обуви и без нее), имитатор получения травм позвоночника при падении человека с высоты на производственное оборудование. Или вот еще «жгучая» вещь: прибор, имитирующий получение электротравм при работе с соответствующим оборудованием.
Уже есть план реализации проекта?
Да, вполне детальный, с примерным календарным графиком. Подбор оборудования для квест-рума, приобретение комплектов для сборки шести имитационных тренажеров — до 1 декабря; приобретение мобильного полигона, отделка и установка климатического оборудования — до 1 марта; еще две недели — на установку оборудования в квеструм. Монтаж имитационных тренажеров в «шоковой» части пространства полигона планируем завершить к началу июня; и, если не прилетит «черный лебедь», в День знаний, 1 сентября 2025 года, начнем работать с дебютной группой обучающихся.
Потребуются инвестиции…
Здесь все посчитано. Для создания первой базовой версии мобильного тренажерного комплекса необходимо примерно 500 тыс. рублей, включая оплату металлического контейнера с отделкой и климатической техникой, квест-рума с оборудованием и набора имитационных тренажеров в шок-пространстве. Затраты на другие версии будут определяться в зависимости от комплектации конкретных тренажерных комплексов. На базовую версию около 40% денег уже есть (наши собственные средства), остальное надеемся привлечь в качестве инвестиций.
Насколько ваш проект зависит от импортных поставок?
Такой зависимости нет; производство элементов тренажеров на 100% локализовано в России, с оснащением квест-рума тоже все без проблем.
Для масштабирования и продвижения проекта главное — заинтересовать в нем работодателей. Как этого добиться? Видите здесь риски?
Конечно, видим. Риски неуспеха таятся на самом деле не только в этом. Они — в низком уровне культуры безопасности, наблюдаемом, к сожалению, во многих российских регионах, в ускоренной цифровизации, провоцирующей вытеснение наших интерактивных технологий более «продвинутыми» (хотя и более дорогостоящими и к тому же чересчур «нежными» для жестких условий стройплощадки) VR-технологиями. Еще мы рискуем получить со временем снижение эффективности обучения из-за банального привыкания, столкнуться с отсутствием нужных компетенций у специалистов по охране труда «на местах».
Но самый значимый риск — прямая невостребованность на рынке, отсутствие мотивации у строительных компаний приобретать подобные тренажеры.
Скажу больше: в нашем строительном комплексе в целом крайне мало внимания уделяют такой сфере, как охрана труда. И конкурс «Лидеры строительной отрасли» в очередной раз это подтвердил. Судите сами: из 190 проектов-финалистов тема охраны труда так или иначе прозвучала лишь в 5-7. Изменить этот тренд, переломить пренебрежительное отношение к здоровью и безопасности тех людей, чьими руками и ведется стройка, — вот задача, которую, в частности, можно решать и в игровой, занимательной форме.
Что делать, есть продукт все же не будет достаточно востребован?
В этом случае мы можем провести небольшую переориентацию сценариев квеста и компоновки оборудования под нужды, например, нефтегазовых компаний, которые также не имеют возможности организовывать стационарные площадки. Опыт совместной работы с группой компаний «Татнефть» показал заинтересованность ресурсодобывающих компаний в использовании подобных технологий. Вообще, залог рыночной «прочности» нашего проекта — в его гибкости. Его можно использовать на разных объектах и даже в разных отраслях (не только в строительстве), в зависимости от контекста меняя сценарии и компоновку оборудования в квест-руме, а также создавая новые сценарии прохождения квеста.
Любой опытный трудовой инспектор наверняка приведет примеры, когда правила охраны труда нарушались не из-за «недообученности» сотрудников, а в результате потери элементарного здравого смысла. У вас как у профессионала есть азарт посредством своей технологии обучить и наставить на путь истинный в сфере охраны труда непредсказуемых работников?
Мы настроены на то, чтобы повысить культуру безопасности у молодого, «пластичного» поколения. Вопрос в том, чтобы оно нас услышало, для этого мы и прорабатываем новые формы подачи информации.
Но в случаях, когда человек осознанно игнорирует основы собственной безопасности, — наверное, все наши квесты и шок-пространства бессильны…
Справочно:
На победу в IV Всероссийском конкурсе «Лидеры строительной отрасли 2024» претендовали 18 438 человек из 73 регионов страны; в полуфинал прошли 300, участниками финального этапа стали 190 конкурсантов. Как и в минувшие годы, первое, второе и третье места по итогам конкурса решили не присуждать — жюри выбрало 30 равноправных победителей
Номер публикации: №33 30.08.2024