В то же время, учебные заведения страны ведут подготовку еще не по всем популярным специальностям. Большинство вузов, готовящих кадры для строительной отрасли, осуществляют подготовку по направлению «Промышленное и гражданское строительство», поскольку эта топовая образовательная программа привлекает наибольшее количество абитуриентов. Но при этом не учитывается, что в ряде направлений строительства имеется большой спрос на специалистов, подготовку которых ведут только МГСУ и несколько других вузов, что явно недостаточно. Такая ситуация сложилась, например, с подготовкой специалистов для гидротехнического строительства. По мнению ректора МГСУ, эту проблему необходимо решить совместно с отраслевыми объединениями саморегулируемых организаций в сфере строительства — Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ) и Национальным объединением изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ).
На основе передовых практик
Обстоятельный доклад о путях улучшения взаимодействия между высшим образованием и сферой производства сделала руководитель Проектного офиса НОСТРОЙ Елена Парикова. По ее словам, вузы совместно со строительными компаниями должны разрабатывать, актуализировать и реализовывать инновационные образовательные программы. Особенно велика потребность в программах по цифровым технологиям. При этом важно расширять участие высокотехнологичных строительных компаний в образовательном процессе, развивать проектные формы обучения с участием специалистов-практиков и обновлять учебную базу вузов с учетом используемых передовых практик в строительной отрасли. Примером такой работы может служить реализованный в 2024 году НОСТРОЙ совместно с Санкт-Петербургским политехническим университетом имени Петра Великого, Нижегородским государственным архитектурно-строительным университетом и НИУ МГСУ прорывной курс по цифровой подготовке специалистов подрядных организаций. Сформированная совместно с бизнесом программа обучения позволила повысить компетенции слушателей в цифровых технологиях информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства. «Проект удался и требует расширения и продвижения», — констатировала руководитель Проектного офиса НОСТРОЙ.
Елена Парикова отметила, что необходимо выстраивать программы обучения под нужды конкретного предприятия и так организовывать процесс прохождения практики на базе этого предприятия, чтобы студент мог безболезненно влиться в производственный коллектив. Стажировки должны быть составлены таким образом, чтобы студенты имели возможность применить свои знания на практике и освоить новые технологии под руководством опытных специалистов. Кроме того, важно выстроить на предприятиях собственную систему поощрений и стимулирования персонала и предоставлять выпускникам, трудоустроенным в соответствии с инженерной специальностью, возможность прохождения оценки квалификации для подтверждения приобретенного профессионального опыта. Также для закрепления выпускников вузов на предприятиях в соответствии с полученной инженерной специальностью НОСТРОЙ предлагает актуализировать отраслевые квалификационные рамки, рассмотреть возможность предоставления им отсрочки от службы в армии и внедрить программы стажировок и практик с наставником.
Спикер напомнила, что 27 апреля 2024 года правительство РФ приняло постановление №555 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования», которым утверждены правила установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Однако, как отмечено в презентации Елены Париковой, частные подрядные организации редко пользуются возможностью заключения целевых договоров из-за сложности формирования долгосрочных прогнозов и отсутствия финансовых возможностей формирования кадрового резерва. Опрос 415 строительных компаний — членов саморегулируемых организаций показал, что лишь 31,8% работодателей готовы использовать инструмент целевых договоров и только 5% таких компаний уже их заключили.
В числе конкретных предложений НОСТРОЙ по внесению изменений в перечень специальностей подготовки инженерных кадров Елена Парикова привела проектирование в будущем федерального государственного образовательного стандарта «Специалист лабораторного контроля в строительстве».
Не найти днем с огнем
О том, что обеспечение строительной отрасли инженерно-техническими специалистами в самом деле требует принципиально новых решений, свидетельствует выступление заместителя исполнительного директора по работе с персоналом АО «ДСК «Автобан» Петра Фёдорова. Это предприятие плотно взаимодействует с профильными вузами и средними специальными учебными заведениями (ссузами). Его специалисты выступают перед студентами и учащимися, участвуют в круглых столах, мастер-классах и защите дипломных работ, проводят экскурсии на объектах. Преподаватели учебных заведений стажируются на объектах этого предприятия, на которых проводится и производственная практика студентов. Совместно с учебными заведениями разрабатываются и реализуются программы повышения квалификации для сотрудников «Автобана». Молодые специалисты в течение двух лет получают базовую дистанционную подготовку, затем на протяжении первого года работы погружаются в среду, после чего дважды в месяц участвуют в заседаниях круглых столов с экспертами. Кроме того, на предприятии реализуется насыщенная программа развития молодежного резерва.
Несмотря на всю эту большую работу, трудоустройство начинающих специалистов по-прежнему остается для «Автобана» серьезной проблемой. Так, в 2023 году в этом предприятии прошли практику 497 студентов вузов и учащихся ссузов, однако за тот же период были приняты на работу всего 79 человек. К тому же, как отмечалось в докладе, у выпускников нередко отсутствуют необходимые для работодателя компетенции.
Но самый главный вопрос, на который у «Автобана» пока нет ответа, состоит в том, что дорожники нигде не могут найти специалистов смежных компетенций (на стыке отраслей). Как говорится, днем с огнем не сыскать сейчас инженера по автомобильным дорогам по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы» и инженера по искусственным сооружениям по специальности «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей». Большая проблема возникла и с поиском инженеров по подготовке территории строительства, организации дорожного движения и содержанию существующих дорог, а также инженеров сетей и коммуникаций.
Разглядеть перспективу
Повысить привлекательность строительной отрасли для молодежи можно, лишь улучшив условия труда на стройке, — к такому выводу пришла выступившая на заседании руководитель Центра компетенций образовательной деятельности Минстроя России Ирина Минина на основании исследования проблемы привлечения молодежи в строительную отрасль и сферу ЖКХ, в ходе которого были опрошены более 3,5 тыс. студентов и 200 представителей отраслевых предприятий. Именно фактор неблагоприятного тяжелого труда больше всего влияет на решение ребят, оставаться им в строительной отрасли или нет. Поэтому одним из направлений, на котором надо сосредоточиться сегодня органам власти и строительным компаниям, является формирование высокой культуры производства работ и повышение безопасности и комфорта на рабочем месте.
Главный вывод, который сделала Ирина Минина, состоит в том, что вовлечение молодежи в отрасль требует системного и комплексного подхода. «Необходимо выстроить систему ориентации не только для школьников, но и для студентов, особенно для студентов, которые обучаются в колледжах, для высшего образования тоже, а также для тех молодых специалистов, которые начинают свой карьерный путь», — заявила представитель Минстроя России. По ее мнению, ребята сейчас не видят перспектив и даже не знают, где они окажутся через год-другой. Если в больших строительных компаниях для них разрабатываются карьерные карты, то в малых и средних предприятиях отрасли этот опыт еще только предстоит внедрить. И в этой работе представителям бизнеса не обойтись без плотного взаимодействия с образовательными учреждениями, чтобы лучше показать молодым строителям, какие у них есть перспективы.
Павел АКИМОВ, ректор НИУ МГСУ:
«Основная задача любого университета — это качественная подготовка кадров, чтобы выпускники могли уверенно работать по той специальности, которую они избрали при поступлении в вуз. Вся деятельность университета осуществляется в интересах студентов, работодателей и всей отрасли»
Номер публикации: №39 11.10.2024