
По его словам, «дорожная карта» охватывает все этапы подготовки кадров, начиная с профориентации и заканчивая научной деятельностью, и в ней предусмотрены разработка и внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов и программ, включая механизмы сокращения сроков обучения, а также новые профессиональные стандарты.
Уже можно констатировать, что в вопросах подготовки кадров наметилась позитивная тенденция. В последние четыре года стабильно растет общая численность студентов, поступивших на отраслевые направления. Получили господдержку ведущие профильные вузы. В частности, принято решение, что на базе НИУ МГСУ, который является важнейшей организацией по подготовке и повышению квалификации кадров строительной отрасли и ЖКХ не только в России, но и во всех странах СНГ, будет развиваться кампус мирового уровня.
Также в рамках «дорожной карты» планируется развивать взаимодействие между образовательными организациями и отраслевыми компаниями, в том числе посредством увеличения целевого набора студентов, расширения образовательных возможностей для иностранных учащихся, повышения статуса профессий, связанных с архитектурой и строительством, а также популяризации отрасли в целом.
По имеющимся прогнозам, необходимая численность специалистов в строительстве и ЖКХ к 2030 году оценивается в 6,8 млн человек. В настоящее время система подготовки специалистов включает более 270 образовательных организаций высшего образования и их филиалов, а также свыше 1,5 тыс. организаций профессионального образования. Как ранее сообщил министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин, в 2024 году, по сравнению с 2020-м, количество студентов строительных вузов увеличилось на 9,3 тыс. человек (18,7%), техникумов и колледжей — на 11,7 тыс. человек (6,3%). «Рассчитываем, что в течение следующих шести лет в отрасль будет привлечено свыше 850 тысяч молодых специалистов с различными квалификациями. Системная работа по расширению кадрового потенциала отрасли в том числе будет в том числе способствовать выполнению показателей нацпроекта «Инфраструктура для жизни»», — заявил Марат Хуснуллин.
Эксперт направления «Народный фронт. Аналитика» Павел Склянчук считает, что заложенные в «дорожной карте» параметры являются «труднодостижимыми». И надо признать, что должно сложиться очень много благоприятных факторов, которые помогут достичь таких высоких показателей. Особенно это касается цифры в 850 тыс. привлеченных специалистов: подобное количество новых работников «даже сложно себе представить». Тем не менее, и «дорожная карта», и концепция нужны, так как очень важно правильно обозначить и составить целеполагание развития отрасли, учитывая тот факт, что долгие годы в сфере ЖКХ дефицит кадров замещался мигрантами.
По мнению эксперта, в документе виден перекос в сторону строительной сферы, а проблемам ЖКХ уделено недостаточное внимание. И это объяснимо: объемы работ в строительном секторе гораздо выше, чем в жилищно-коммунальном хозяйстве. Хотя последнее, конечно, социально очень значимо, так как именно коммунальщики занимаются ремонтом изношенных сетей, и от этого напрямую зависят качество доставки коммунальных ресурсов и качество жизни людей.
Вместе с тем Павел Склянчук выделил ряд моментов, которые бы ему хотелось внести в документ. Так, по его мнению, во главу угла нужно поставить престиж профессии. Поскольку, если для людей не будет престижным работать в строительстве, в водоканале или в энергетической компании, то все остальное будет «малоэффективно».
Чтобы акцентировать вопросы престижности таких специальностей, об этом надо снимать фильмы, пропагандировать героев профессии, поддерживать трудовые династии и писать на эти темы книги, так как художественная литература тоже очень важна. «Культура спасет отрасль ЖКХ», — подчеркнул Павел Склянчук.
Со своей стороны, генеральный директор Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК) Фёдор Выломов указывает, что самый большой вызов, на который необходимо найти решения, — это обеспечение целевой направленности выпускников вузов и ссузов, чтобы выпускники оставались в отрасли. Известно, что по профильным специальностям в среднем около 34 тысяч человек оканчивают вузы, и еще 117 тысяч человек — профильные техникумы и колледжи. Однако, по оценкам, только 40% выпускников выбирают карьерный путь, связанный со строительством и ЖКХ. «Увеличить этот процент — основной вызов. Вряд ли его можно решить только лишь введением целевого обучения с обязательством отработать определенное число лет по специальности», — заявил «Стройгазете» эксперт.
В целом ситуация несколько сложнее, и она связана с престижностью профессии, наличием четко обозначенных карьерных перспектив и, конечно, конкурентным уровнем зарплат. На практике в последние несколько лет специалисты зачастую выбирают путь работы курьерами, таксистами. Даже если посмотреть статистику, какие отрасли являются донорами для служб такси и сервисов доставки, то на первых строчках именно «Строительство и ЖКХ». Это системный вызов, который в том числе «заходит» в зону интересов и других отраслей экономики.
Тем не менее, тот факт, что уже есть принятая концепция подготовки кадров для отрасли, вселяет в экспертов надежду, что решения все же будут найдены. Особенно с учетом того, что в этом документе напрямую закладывается развитие взаимодействия между образовательными организациями и отраслевыми компаниями. «Это должно сократить «мостик» при переходе от обучения к практике, актуализировать образовательные программы под требования времени», — заключил Фёдор Выломов.
Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин:

«По направлениям подготовки и специальностям, связанным с архитектурой, строительством и жилищно-коммунальным хозяйством, ежегодная средняя численность выпускников вузов превышает 34 тысячи человек, техникумов и колледжей — свыше 117 тысяч человек»
Александр КОЗЛОВ, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере ЖКХ:

«Дорожная карта» — стратегический документ, который охватывает и высшее образование, и среднее профессиональное образование, и допобразование. Совет по профессиональным квалификациям в ЖКХ выступает как соисполнитель по ряду пунктов «дорожной карты». В настоящее время у нас уже есть поручение Минстроя по «дорожной карте» — разработать 19 профстандартов и актуализировать еще четыре. Среди них, например, специалист по информационному моделированию процессов эксплуатации гражданских зданий, специалист по эксплуатации систем наружного освещения, по заготовке вторичных материальных ресурсов и многие другие. Нам еще нужно реализовывать комплекс мероприятий и программ, чтобы молодежь не уходила в другие сферы, а оставалась и развивалась дальше в ЖКХ и строительстве»
Номер публикации: №08 07.03.2025