Владислав ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы:
Стройотрасль в последние годы демонстрирует устойчивые темпы роста, однако девелоперские компании все чаще жалуются на кадровый голод. Изменить ситуацию могло бы увеличение числа выпускников по строительным специальностям. При этом строительство во многом является эффективным социальным лифтом для молодых людей.
Доходное дело
Среди основных преимуществ строительного образования для выпускников эксперты называют относительно высокую зарплату. «Мы прогнозируем, что по мере развития отрасли можно ожидать роста заработных плат высококвалифицированных специалистов, что обеспечит приток необходимых кадров в отрасль», — отмечает HR-директор «АРХПЛЕЙ Девелопмент» Дарья Кузнецова. Средний доход строителя в России составляет около 60 тыс. рублей в месяц, однако проектировщики, инженеры и прорабы зарабатывают более 100 тыс. Во многих регионах профессия строителя входит в пятерку самых оплачиваемых. Например, в Санкт-Петербурге четверть вакансий с зарплатой от 250 тыс. рублей приходится на стройкомплекс.
При этом строительное образование не ограничивается прикладными навыками. Современный строитель сегодня должен разбираться в цифровизации и экологических технологиях, иметь представление о смежных дисциплинах. Поэтому, как часто подчеркивают в Минстрое России, миф о работе строителя как о низкоквалифицированном физическом труде уже давно не соответствует действительности. Более того, профессионалы, задействованные в отрасли, могут заниматься масштабными проектами — быть причастными к возведению объектов гражданского и промышленного строительства, дорог и аэропортов, гидротехнических сооружений и мостов.
«Строительство является одной из наиболее привлекательных отраслей для молодых специалистов в Москве, — считает директор по персоналу «Главстрой» Лидия Катаскина. — Это обусловлено не только стабильным и высоким уровнем оплаты труда, но и большими возможностями для самореализации, карьерного роста. Ежегодно в нашу компанию приходят десятки выпускников ведущих высших и средних учебных заведений столицы. Большинство из них остаются надолго и продвигаются по карьерной лестнице. Для этого в «Главстрое» активно работает Совет молодых специалистов, который оказывает содействие в период адаптации выпускников и студентов, а также регулярно проводит стажировки и другие мероприятия».
Есть где учиться
На сегодняшний день строительных специалистов в России готовят чуть более 200 вузов и 1,3 тыс. ссузов. Ежегодно в этой сфере 30 тыс. человек получают высшее образование, 45 тыс. — средне-специальное. В 2022 году только на программы бакалавриата и специалитета Национального исследовательского Московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ), по данным самого учебного заведения, было подано 17 963 заявления, а на программы магистратуры — 3 832. Конкурс в среднем составил пять человек на место.
«На текущий момент девелоперы сталкиваются с жестким дефицитом квалифицированных кадров как инженерных специальностей, так и руководящего состава: не хватает руководителей (главных инженеров и архитекторов) проектов, а за узких специалистов (вроде сметчиков и специалистов производственно-технического отдела) и вовсе идет война», — говорит Дарья Кузнецова. По ее словам, в среднем на одну рекомендацию сотрудника сметно-договорного отдела от работодателей приходит 15-20 запросов в неделю. Помимо этого, стройкомпании ощущают острый кадровый голод в таких направлениях, как формирование продукта и маркетинговая аналитика, в связи с явно недостаточным количеством опытных специалистов-продуктологов, низким уровнем автоматизации и, как следствие, огромным количеством умов, занятых механической работой вместо самой аналитики данных.
«Стройотрасль была и остается системообразующей для экономики страны. При этом профильному рынку труда не хватает около 20% специалистов, и компании вынуждены просто перекупать сотрудников», — вторит коллеге генеральный директор рекрутинговой компании ProPersonnel Татьяна Долякова.
Дефицитные профи
Еще в июле прошлого года первый заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Александр Ломакин заявлял, что в России количество выпускников вузов, техникумов и колледжей по строительным специальностям необходимо увеличить как минимум в два раза. Довольно большую надежду в министерстве возлагают на корпоративные кафедры — центры обучения, созданные региональными властями совместно с представителями отрасли.
Минстрой России оценивает общий дефицит кадров в строительной отрасли минимум в 170 тыс. человек. Как отмечают в ведомстве, самыми востребованными специальностями в строительстве сейчас являются технологический монтажник трубопроводов, электрогазосварщик, плотник, бетонщик и арматурщик. Однако по оценке НИУ МГСУ, потребность отрасли в кадрах еще выше. По словам проректора главного строительного вуза страны Таймураза Кайтукова, на российских стройках не хватает более 1 млн работников всех уровней. В частности, строительная сфера испытывает дефицит более 100 тыс. инженеров и других специалистов с высшим профессиональным образованием. По его данным, за последнее десятилетие в строительных организациях в полтора раза сократилось число специалистов, имеющих высшее строительное образование и необходимые компетенции, а у более 80% простых строителей нет среднего образования по профессии.
Планы на будущее
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, четыре профильных министерства — Минстрой, Минтруд, Минпросвещения и Минобразования — решили создать собственную цифровую платформу или так называемую базу строительных вакансий. Новая платформа будет получать от регионов данные о том, сколько сотрудников им не хватает на стройплощадках, и прогнозировать необходимое число специалистов в будущем.
Еще одним решением, уже по задумке Минпромторга РФ, может быть строительное образование в школах. Как заявил первый заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков, именно кадровый голод мешает развиваться стройотрасли. По его мнению, при поддержке крупных девелоперских компаний в средних учебных заведениях нужно создавать специализированные классы. Один такой уже работает в московской «Школе в Некрасовке»: программа длится с пятого по девятый классы. В первый год обучения школьники получают базовые знания о строительной специальности, а затем углубляют их. Речь идет не только о теоретическом знакомстве с предметом, ученики активно посещают действующие стройобъекты и перенимают опыт у практикующих специалистов. Такое обучение приносит свои результаты. В прошлом году учащиеся спецстройклассов уже стали победителями и призерами Олимпиады НИУ МГСУ. Но главное — это работа на будущее. Инженерно-технические профессии позволяют выпускникам таких классов получить высшее образование и быстрее найти работу в этой области.
Преподавать по-новому
Известно, что в настоящий момент и Минстрой России разрабатывает новую концепцию подготовки специалистов в области строительства. Документ предполагает создание специализированных центров обучения и переподготовки специалистов одновременно с внедрением передовых методик преподавания. В рамках концепции планируется открыть коворкинги и запустить технопарки, построить новые общежития и лектории.
В свою очередь, в Минобре настаивают, что улучшить качество профобразования поможет отказ от Болонской системы, предусматривающей две ступени: бакалавриат и магистратуру. Основные знания будущие строители и инженеры должны получать, как во времена масштабных строек XX века, в рамках специалитета.
Номер публикации: №37 06.10.2023