Мобилизовать внутренние резервы
Специфику участия в этом проекте для колледжей и строительных компаний, а также мониторинг и рейтингование учебных заведений, трудоустройство выпускников, возрождение института наставничества и другие вопросы обсудили участники Всероссийского форума строительных профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования, организованного Ассоциацией «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ) на площадке Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (НГАСУ).
Участие в форуме приняли координатор НОСТРОЙ и НОПРИЗ в Сибирском федеральном округе Максим Федорченко, ректор НГАСУ, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук Юрий Сколубович. Модератором форума выступила директор по развитию — руководитель Проектного офиса НОСТРОЙ Елена Парикова.
Максим Федорченко подчеркнул, что «зашить кадровые прорехи» через привлечение рабочей силы из-за рубежа, как раньше, сегодня уже не выйдет. Надо системно решать проблему, мобилизуя внутренние резервы. Он напомнил, что НОСТРОЙ формирует единую платформу для взаимодействия строительных компаний, профильных органов власти, учебных заведений. А также призвал руководителей профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования (СПО) к сотрудничеству, пообещав поддерживать все интересные и полезные начинания через региональные саморегулируемые организации (СРО), используя возможности НОСТРОЙ.
Юрий Сколубович заявил о необходимости навести «мосты взаимодействия» между средним и высшим профессиональным образованием. Пока схемы отчетности и стимулирования в них действуют во многом изолированно, поэтому нужно обеспечить их обоюдное проникновение и гармонизацию. К примеру, студент вуза, проваливший экзамены на одном из курсов, должен иметь возможность перейти в профессиональную образовательную организацию на программу подготовки специалиста среднего звена или квалифицированного рабочего и там реализовать себя, и чтобы это не становилось «минусом» для отчетности вуза: ведь молодой специалист остался в отрасли.
Самых успешных студентов еще до окончания вуза Юрий Сколубович рекомендовал направлять в колледжи преподавателями: это поможет им овладеть новыми навыками, обеспечив при этом постоянный доход.
Елена Парикова описала текущую ситуацию на рынке труда в части СПО. По ее информации, сегодня в России действует 3,5 тыс. средних специальных учебных заведений, в них учатся 3,7 млн человек (при этом свыше 2,1 млн — бесплатно). «Это большой потенциал, который нужно использовать для строительной отрасли, где дефицит кадров рабочих специальностей сегодня превышает 50 тыс. человек», — указала она. В то же время из 45 тыс. ежегодных выпускников системы СПО лишь 22 тыс. устраиваются на работу по профессии, но и из них остаются в отрасли спустя 3 года работы в конечном счете лишь около 9 тыс. — остальные уходят в другие сферы. Среди негативных факторов, из-за которых преданность стройке сохраняет лишь малая часть выпускников колледжей, — низкие зарплаты, большая доля тяжелого физического труда, восприятие строительной профессии как «непрестижной», отсутствие возможностей карьерного роста, конкуренция с мигрантами, нерешенные вопросы наставничества.
Руководитель Проектного офиса НОСТРОЙ подчеркнула, что на повышение эффективности системы подготовки и переподготовки кадров работают такие инструменты, как рейтингование строительных профессиональных образовательных организаций СПО на основе соответствующего мониторинга и выработанных критериев, конкурсы профмастерства, специальные профориентационные социальные проекты, программы поддержки СПО — в том числе федеральный проект «Профессионалитет».
Этим же целям служит (во многом объединяя и интегрируя их) и недавно созданный на базе НОСТРОЙ отраслевой Консорциум СПО в сфере строительства, в который сегодня входит 69 ведущих строительных техникумов и колледжей России. Именно Консорциум призван стать единой платформой сотрудничества строительных профессиональных образовательных организаций СПО и объединений работодателей.
О мониторинге и рейтинговании
Уточнив, что рейтингование колледжей планируется в рамках Консорциума, Елена Парикова предложила обсудить критерии рейтингования: систему можно и нужно совершенствовать. Сегодня в критерии рейтингования входят трудоустройство и карьерное развитие выпускников, участие работодателей в развитии образовательной организации, внедрение практико-ориентированных образовательных технологий. Мониторинг системы СПО «сканирует» ее по параметрам наличия многофункциональных центров прикладных квалификаций и центров опережающей профессиональной переподготовки, проверяет сведения об образовательных программах.
Налоговый вычет как бонус
Елена Парикова подробно остановилась на проекте «Профессионалитет», цель которого — быстро и качественно обучить молодежь навыкам, необходимым рынку, обеспечить страну рабочими руками. Проект опирается на три нововведения:
- вовлечение в обучение студентов колледжей действующих игроков рынка (они становятся инвесторами системы образования);
- сокращение сроков обучения при увеличении его интенсивности;
- создание в учебных заведениях центров молодежных инициатив.
Производственно-образовательные кластеры в рамках проекта организуются по инициативе региона, по отраслевому принципу.
Директор по развитию НОСТРОЙ считает актуальным для стройотрасли участие в ФП «Профессионалитет», учитывая, что из более чем 200 образовательно-производственных кластеров, сформированных в его рамках, к стройкомплексу относится лишь 10. Между тем, уже первый опыт работы кластеров в 2023 году показал их результативность. Так, в кластере на базе смоленского строительного колледжа создано 9 современных лабораторий, в кластере на базе строительного колледжа Ростова-на-Дону втрое увеличена полезная площадь для практических работ, закуплено современное оборудование и т. п. Елена Парикова призвала руководителей учебных заведений активнее формировать заявки на участие в проекте, привлекая в партнеры работодателей.
Для компаний такое участие позволяет, оказав помощь учебному заведению, получить налоговый вычет. В силу закона от 04.11.2022 №430-ФЗ, в соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 286.1 Налогового кодекса РФ, он может достигать 100% суммы расходов в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного образовательным организациям, реализующим учебные программы с государственной аккредитацией.
Однако, чтобы получить вычет, потребуется внести соответствующее изменение в учетную политику организации; кроме того, применение указанной налоговой льготы должно быть предусмотрено законом субъекта РФ. Также необходимо помнить, что получение данной льготы возможно, только если организация-донор и принимающая помощь образовательная организация находятся в одном субъекте федерации.
На 2025 год планируется выбрать еще 70 кластеров на участие в проекте с грантами 100 млн рублей.
Помощник координатора НОСТРОЙ по СФО Мария Бирюкова пообещала поддержку от СРО образовательным организациям, претендующим на участие в ФП «Профессионалитет». Заявки принимаются до мая 2024 года, отбор произойдет в июле.
Критерии отбора
Елена Парикова заострила внимание на критериях, от которых зависит, пройдет ли конкретная программа отбор в проект. Среди них количество обучающихся по программам СПО в рамках ФП «Профессионалитет»; количество образовательных программ, реализуемых в интересах организаций — участниц кластера; численность преподавателей и мастеров профобразования; количество договоров о целевом обучении (с гарантией трудоустройства); объем финансирования образовательных организаций, обеспечиваемый их учредителями, и ряд других. «Необходимо не просто иметь образовательное учреждение и работодателя, готового на инвестиции, это должна быть сеть образовательных учреждений, и инициатива должна исходить от местных органов исполнительной власти: наличие финансирования из бюджета региона повышает шанс заявки среди других», — отметила она.
Далее директор по развитию НОСТРОЙ проанализировала причины отклонения заявок в ФП «Профессионалитет». На первом месте — отсутствие профессии или специальности в актуальных перечнях «Топ-50» и «Топ-Регион». «В заявке должна присутствовать подписанная уполномоченным представителем в сфере образования справка, содержащая информацию об утвержденном перечне наиболее востребованных в регионе профессий и специальностей СПО», — подчеркнула она. Следующая причина — несоответствие поданных инициатором формирования кластера заявки и документов требованиям, установленным правилами участия (информация о контрольных цифрах приема (КЦП) представлена не полностью, отсутствуют сведения о приказах по КЦП). «Важно при формировании заявки приложить документы по КЦП, соотносящиеся с данными федерального Росстата, — указала Елена Парикова. — Экспертиза КЦП проводится на основании справки, подписанной уполномоченным представителем регионального органа исполнительной власти в сфере образования, содержащей информацию о распределенных контрольных цифрах приема по профессиям, специальностям или укрупненным группам профессий для СПО». Также среди причин отклонения заявок — несоответствие образовательных программ образовательного кластера в заявке действующим перечням профессий и специальностей СПО, утверждаемым Министерством просвещения РФ (неверно указан код специальности, неверно записаны наименования специальностей и профессий).
Кому «Профессионалитет» не по размеру
Ряд мнений и предложений в ходе форума высказали руководители колледжей и СРО.
Директор Государственного автономного профессионального образовательного учреждения (ГАПОУ) «Кузбасский колледж архитектуры, строительства и цифровых технологий» Михаил Ляховец предложил конкретизировать технологию и методику передачи данных в систему мониторинга и рейтингования: сейчас в ней нет ясности. Кроме того, не совсем логично, что в ФП «Профессионалитет» выбирают образовательные учреждения с высоким рейтингом по всем базовым показателям: если показатели высоки, то у этого учреждения и без проекта все хорошо, и поддержка ему на самом деле не нужна.
Также Михаил Ляховец отметил, что ФП «Профессионалитет» в его сегодняшней форме ориентирована на обеспечение кадровым резервом крупных работодателей. «Но мы в маленьком городе не можем найти у себя таких работодателей! — отметил он. — Таких, которым посильны затраты на участие в проекте, и чтобы они потом были готовы принимать на работу каждый год по 1 000 человек. Выход видится в объединении нескольких работодателей в одном кластере, но возникает уже другая проблема — по какому принципу распределять выпускников между этими работодателями? В любом случае необходимо скоординировать работу так, чтобы мелкие и средние предприятия могли успешно сотрудничать с ссузами в рамках ФП «Профессионалитет», и при этом между ними, между колледжами не создавалась излишняя конкуренция».
Для распределения выпускников нужен механизм их ротации между разными работодателями, поскольку строители — это «кочевники», у них не всегда есть заказы, и они не могут гарантировать постоянный спрос на кадры в определенной локации, как автомобилестроители или атомщики, например. Мария Бирюкова предложила помощь от СРО в объединении нескольких «условно мелких» заявок в ФП «Профессионалитет» в одну крупную.
Директор краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Алтайский архитектурно-строительный колледж» Виталий Баленко назвал чрезмерным предусмотренное проектом сокращение длительности образовательных программ: «Срок обучения сокращен на 34%, и это очень много! За это короткое время не успеть провести обучение по общеобразовательным и профессиональным предметам». Кроме того, на государственном уровне процесс трудоустройства вообще никак не отслеживается: этот вопрос фактически делегирован учебным заведениям и бизнесу при отсутствии законодательной основы для планомерного осуществления данной работы.
По мнению Виталия Баленко, важным критерием оценки колледжей следует считать налаженность в них системы высокопрофессионального производительного труда с рыночно востребованной продукцией; когда производственные мастерские на самоокупаемости, это многое говорит об эффективности обучения и уровне подготовки молодых мастеров. Так, в возглавляемом им колледже многие студенты трудоустраиваются еще до выпуска.
Распределение или свободный труд?
Среди других выступлений и замечаний можно отметить следующие. Директор ГАПОУ «Новосибирский архитектурно-строительный колледж» Сергей Аверьяскин предложил поднять стоимость часа обучения, чтобы лучше мотивировать преподавателей, а также освободить учебные заведения от решения несвойственных задач (например, по поиску импортозамещающего ПО).
Директор Ассоциации «СРО «Объединение строительных организаций Кемеровской области» Татьяна Кузнецова предложила для «закрепления» кадров вернуть обязательную трехлетнюю отработку по распределению, на что Елена Парикова сообщила, что недавно в Татарстане подготовили законопроект по такой обязательности, однако инициатива была отклонена как нарушающая конституционное право человека на свободный труд. «Но это не финальное слово, дискуссия может быть продолжена», — отметила Елена Парикова.
Про ПАЗЛ «Строительство» и наставничество
Социально значимым проектом по подготовке кадров для строительства становится многопрофильный образовательный курс для детей-сирот «ПАЗЛ «Строительство». О нем рассказала генеральный директор Ассоциации «Саморегулируемая корпорация строителей Красноярского края» Светлана Герасименко. Проект стартовал в 2018 году с сотрудничества с Санкт-Петербургским государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением «Колледж метростроя». К настоящему времени 160 человек получили полноценную рабочую квалификацию благодаря проекту «ПАЗЛ Строительство», он начинает внедряться и в регионах Сибири, в том числе при поддержке Ассоциации строительных организаций Новосибирской области. В рамках программы «ПАЗЛ...» подготовка рабочих ведется по четырем актуальным направлениям: «Сухое строительство», «Каменная кладка», «Малярное дело», «Сантехника».
Отдельно участники форума обсудили вопрос возрождения и поиска новых форм института наставничества в строительных организациях. По общей оценке, полезно стимулировать эту работу как материальными (через надбавки и премирование наставников), так и нематериальными инструментами (вручением благодарственных писем и грамот за наставническую деятельность, публичное размещение почетной информации о достижениях ученика под руководством наставника).
Номер публикации: №04 02.02.2024