
«Я хочу представить те проекты, которые реализует НОСТРОЙ, с точки зрения развития кадрового потенциала, — сказала руководитель Проектного офиса. — Мы сделали акцент на развитии СПО, потому что сейчас у нас остро стоит вопрос о привлечении молодежи именно в систему среднего профессионального образования».
СПО, по словам Елены Париковой, формально выпускает необходимое для поддержания экономики строительства количество кадров. Но, к сожалению, не все выпускники попадают на стройку, а лишь каждый пятый. Соответственно, общая задача — бизнеса, образования, власти — сделать так, чтобы эти кадры, на которые государство и работодатель потратили силы и деньги, закреплялись в строительной отрасли. С этой целью был создан консорциум среднего профессионального образования, охватывающий уже 64 региона.
В ходе дискуссии упоминалась концепция подготовки кадров для строительной отрасли, которая реализуется на базе Общественного совета при Минстрое России «Я — строитель будущего». «Мы также участвуем в реализации пунктов «дорожной карты» в рамках этой инициативы, — напомнила Елена Парикова. — Хотелось бы также обсудить то, что значится в ближайшей повестке, и пригласить вас, уважаемые коллеги, к нам на эти мероприятия».
Ключевой проект
Проректор ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» Светлана Наумова рассказала о том, как развивается проект «Профессионалитет», который создает устойчивые и взаимовыгодные практики взаимодействия между колледжами, работодателями, с участием органов власти: «Наш проект интегрировал все то, что в отдельных регионах, точечных локациях уже успешно работало. Но для масштаба не хватало федерального проекта, чтобы подтянуть всю систему образования к такому слаженному партнерству между образованием и рынком труда».
Сам проект уже действует три года. И сначала все реализовывались в рамках эксперимента по внедрению новой образовательной технологии. «Профессионалитет» предусматривает полный пересмотр компоновки образовательной программы, ее реализации, оценки подготовки выпускников на выпуске при максимальной практико-ориентированности, позволяющей организовывать практику в учебных центрах, на учебных участках партнеров-работодателей, подразумевая максимальную гибкость по построению программы, адаптировать сроки обучения под потребности того или иного работодателя.
В июле президент России подписал указ о внесении изменений в федеральный закон об образовании, которым с 1 сентября 2026 года вводится дальнейшая реализация образовательных программ «Профессионалитет», а именно: максимальное партнерство с работодателем, создание совместных управляющих советов, формирование условно-контрольных цифр приема на старте, определение тех модулей, которые входят в образовательную программу.
О любви к делу
Начальник Управления строительства и дорожного хозяйства Пензенской области Светлана Круглова нетривиально начала свое выступление, предложив поговорить о любви. То, что делается в Пензенской области, сложно назвать новациями в кадровой политике: это не о производственных процессах, не об обучении будущих специалистов, которые и без участия властей успешно реализуются учебными заведениями, такими как Пензенский колледж архитектуры и строительства, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. «Я хочу рассказать вам о любви. О любви к своему делу, которому служишь, о любви к детям, которым хочешь передать свои знания, которые позволят облегчить первые шаги в профессии и утвердиться в правильности выбранного пути», — сказала Светлана Круглова. Она отметила, что в регионе уже четко определили необходимые шаги. И что самое ценное — эти шаги активно поддерживаются студенческим сообществом.
Как отметила представитель Пензенской области, в борьбе за кадры ключевым механизмом формирования потенциала в отрасли было, есть и будет наставничество, которое и способно привить любовь к профессии. Суть отношений наставника и ученика — обучение и развитие, результатом которого может стать выработка у обучаемого способности управлять своей карьерой. «И первым шагом в этом направлении мы определили необходимость для нас, прежде всего для взрослых, организации встреч со студентами в неформальной обстановке, где учащиеся могли бы задавать любые вопросы представителям отрасли, — рассказала Светлана Круглова. — Поначалу были сомнения, насколько это будет интересно студентам, и на начальном этапе на этих встречах действительно задавались довольно скучные дежурные вопросы.
Казалось, что это провал. Но по прошествии времени все настойчивее зазвучали просьбы о проведении очередных встреч. Как выяснилось, ребят зацепила — в хорошем смысле этого слова — заинтересованность взрослых в них, попытки вывести на откровенный диалог».
Так в области активно начало развиваться движение студенческих стройотрядов: родители стали с охотой отпускать детей в другие регионы для того, чтобы они могли набраться не только опыта, но и впечатлений о новых местах и людях. Это дает возможность ребятам более осознанно подойти к выбору организации для прохождения производственной практики, а в перспективе — потенциального места работы. Такие инициативы стали хорошим поводом для проведения в регионе в сентябре 2024 года молодежного форума «Молодой специалист — строитель будущего», который состоялся благодаря поддержке Минстроя РФ и в котором приняли участие студенты и строительного колледжа, и университета, а также школьники Пензенской области.
«В планах нашего министерства как исполнительного органа в области строительства и дорожного хозяйства — поддерживать эту инициативу, и мы, наверное, постараемся сделать такие формы традиционными», — сказала Светлана Круглова.
«Волга»: конца и края нет
Исполнительный директор Ассоциации СРО «Большая Волга» Лариса Афанасьева отметила, что система профессионального образования страны нуждается в масштабной модернизации. К сожалению, тот отрыв, который есть между системой образования и реальным сектором, до сих пор не преодолен.
«Саморегулируемая организация, каковой является «Большая Волга», представляющая интересы более 500 строительных и дорожных компаний, должна стать той площадкой, которая объединит силы органов власти, местного самоуправления и профессиональных образовательных учреждений для подготовки нового поколения строителей. И, конечно, только вместе, на единой базе надо работать в данном направлении, вырабатывать пути преодоления кадрового дефицита. Мы это начали делать, у нас это получилось, — сказала она. — И получилось только благодаря тому, что мы были едины в своих устремлениях».
Лариса Афанасьева упомянула участие в качестве партнера в федеральном проекте «Профессионалитет». Этот проект, а также реализация в регионе программы «Наставничество» на базе практико-ориентированной школы принесли хорошие результаты. Кроме того, развивается третье большое направление — создание специализированных строительных классов в школах. Федеральный проект «Профессионалитет» успешно реализуется в регионе уже два года, в его рамках был создан кластер строительства и дорожного хозяйства, работа которого дает очень хорошие результаты. «Благодаря позиции министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Пензенской области во главе с министром Александром Гришаевым, который внес огромный вклад в то, что проект был осуществлен в регионе, есть теперь возможность пользоваться всеми плюсами федерального проекта «Профессионалитет», — отметила Лариса Афанасьева.
Также высокие оценки проект «Профессионалитет» получил в выступлениях начальника отдела оценки и развития персонала АО «ФНПЦ «ПО «СТАРТ» имени М. В. Проценко» Надежды Денисовой и директора Департамента нормативного регулирования и контроля Союза строительных компаний Урала и Сибири Дмитрия Провоторова, которые тоже поделились успешными примерами развития движения наставничества во многих строительных компаниях страны
Номер публикации: №35 26.09.2025