Компания была создана в том числе для привлечения частного капитала к возведению новых школ, что позволит существенно снизить нагрузку на бюджет. О том, что уже сделано и что еще предстоит, «Стройгазете» рассказала генеральный директор «ПроШколы» Алиса ДЕНИСОВА.
Алиса Александровна, раньше вы не работали в строительстве. Как удалось быстро адаптироваться к новому направлению?
До строительства я работала в банковской, инвестиционной сфере, причем связанной со сложными производственными комплексами, инновациями и новыми технологиями, так что смогла быстро войти в тему. Создание образовательной среды — строительство школ, кампусов, детских центров — новое направление, но для меня оно имеет, наверное, самый большой смысл из всех сфер моей деятельности. Эта идея меня мотивировала начать быстро учиться, в том числе техническим вопросам, окружать себя волевыми людьми, набирать сильную команду и совместно решать проектные задачи. Если резюмировать, можно сказать, что адаптация происходит быстрее, если у человека есть смысл деятельности.
Тем не менее, вам приходится общаться не только на уровне руководителей, но и на стройплощадке с прорабами, рабочими. Сложно было перестраиваться? И трудно ли женщине зарабатывать авторитет?
Я думаю, что это стереотип, потому что если посмотреть на количество женщин в менеджменте в строительстве, то их в последние годы становится на порядок больше. Женщины более адаптивны, они более гибкие, готовы к переменам, гораздо четче работают с изменениями. И в этом плане стройка — как раз максимально стрессогенная отрасль — на самом деле для женщин органически доступна. И мы видим это: например, ФАУ «РосКапСтрой» возглавляет женщина. Крупнейший комплектатор средств обучения и воспитания в стране возглавляет женщина. Можно назвать огромное количество женщин, работающих финансовыми директорами, управляющими директорами у крупнейших застройщиков. Даже если посмотреть на какие-то публичные должности, руководящие и экспертные позиции, то мы видим уже сформировавшийся гендерный баланс.
В этой связи, возвращаясь к вопросу про перестройку, — я не перестраиваюсь. Я как общаюсь с губернатором, так общаюсь и с прорабом, потому что и тому, и другому я задаю одни и те же вопросы. Что нам мешает построить этот объект быстрее, качественнее и экономичнее? Что нужно сделать для того, чтобы проект реализовался в установленные сроки? Чем помочь? И это вопросы проектного управленца, которые одинаково понятны всем.
В чем преимущество женского подхода к стройке?
Мои папа и дедушка всегда мне говорили: у тебя мужские мозги и женская душа. Сейчас дедушки уже нет, папы тоже. Но я часто вспоминаю эту фразу и пытаюсь понять, что они имели в виду. Как женщине, мне сложно мужские умные фразы переводить на свой женский простой язык. Но, кажется, у женщин действительно более развит эмоциональный интеллект.
Мы готовы в сложных ситуациях потерпеть, реагировать мягче, не идти сразу на конфликт, а управлять конфликтом. Мы более терпимы и терпеливы с эмоциональной точки зрения. При этом мы нетерпимы к непрофессионализму в рабочих вопросах. Но в эмоциональных аспектах (все-таки бизнес и стройку делают люди) мы, наверное, просто имеем более развитый базис эмоционального интеллекта. Распознавание эмоций и управление ими женщинам дается легче. И вот эта эмоциональная стабильность и в то же время внутренняя гибкость помогают решать вопрос.
Женщине, опять же, проще думать о том, кто будет пользоваться создаваемой средой. А в социальной сфере — в школах, садиках, кампусах — это очень важно: мы же создаем это для детей и молодежи. И, конечно, женщине гораздо проще вживаться в роль будущего потребителя, смотреть его глазами, перевоплощаться в этого будущего пользователя школы и думать как он, а следовательно, создавать удобные, красивые, безопасные объекты для детей.
Тогда, наверное, у вас были случаи в жизни, когда вы приходили в школу и уже как мама видели, что какие-то решения вас не устраивают, и, понимая и чувствуя, что нужно современному школьнику, принимали решение переделать проект?
Да-да, были — вот, например, в школе в Обнинске уже почти на стадии полного завершения строительства, именно по итогу выездных проверок и понимания, что полностью построенная, укомплектованная всем необходимым учебным оборудованием школа с точки зрения качественной индивидуализации пространства и наполнения ее дополнительным функционалом неудовлетворительна.
Ведь школа — очень шумное пространство, которое давит. Особенно младшее поколение на это обращает внимание. И мои, и другие дети говорили о том, что им хочется больше зеленых уголков, зон дома, уединения. Поэтому во всех наших школах стали появляться специальные кашпо для растений, чтобы школьники могли выращивать цветы вместе с педагогами, заниматься разведением растений. А в Обнинске мы за счет встроенной мебели сделали тихие зоны, рекреацию, там действительно тихо и на перемене — несмотря на то, что по коридорам бегают твои одноклассники; если хочешь посидеть в покое, то можешь в такую капсулу спрятаться и побыть в тишине, отдохнуть от шумовой и ментальной нагрузки. Это часть задачи школы — восстанавливать психологические силы ребенка.
Вы сказали, что «ПроШкола» работает в 23 регионах, то есть это бесконечные командировки, переговоры, посещения объектов. График работы сумасшедший. Как вам удается находить время и силы не только на работу, но и на семью и детей?
Ну, во-первых, в неделе семь дней, как минимум два выходных. Если работать только по четным выходным, то останется четыре выходных в месяц — их прекрасно можно посвятить семье. Во-вторых, есть отпуск, который мы всегда проводим всей семьей.
Не могу сказать, что у меня идеальный work-life balance. Я действительно очень увлечена работой, но то небольшое время, которое остается для семьи, мы проводим максимально сконцентрировано друг на друге. Пытаюсь решать этот вопрос за счет календаря и долгосрочного планирования: раз в год мы с мужем устраиваем специальное «совещание», на котором обсуждаем задачи нашей семьи на год и прямо намечаем большие мероприятия. Так у меня в календаре появляются посещения театра, оперы или балета, правда, потом иногда приходится что-то срочно переносить — но всегда компенсируем этот перенос на другой неделе соответствующим походом на балет или в театр.
«ПроШкола» существует чуть больше двух лет, но уже стала крупнейшим концессионером в сфере образования. Как удалось достичь такого быстрого роста? Что получилось, а что нет?
Нам президент поставил задачу: школ в стране не хватает, нужно их строить. Что тут непонятного? И я в команду набираю людей, которые так относятся к работе: если задача поставлена, надо найти способ ее решить.
Пока мы не достигли обозначенной цели — нам определили задачу сделать 150 школ, а мы всего лишь строим 70. И наша задача в следующую четырехлетку — возвести еще 70 объектов. Надеюсь, сможем — с учетом ограничений федерального и регионального бюджетов. Не могу сказать, что получилось во всех регионах. Сначала я думала, что будет порядка 30 регионов-партнеров, пока их 23. Конечно, все равно эта цифра очень значительная, нет ни одного другого сопоставимого по региональному масштабу деятельности, по количеству объектов девелопера.
Мы всегда с моей командой договариваемся, что для нас является мерой успеха или неуспеха, всегда разбираем причины неудач и вместе празднуем наши победы, сами определяем зоны развития компании. У нас премии выплачиваются по факту разрешений на ввод. Можно сколько угодно говорить, какой ты хороший, но если за год ты не построил ни одного объекта, то грош тебе цена как строителю. И мы горды тем, что за два года работы компания ввела в эксплуатацию 19 школ, и в эти школы ходят дети.
Важно, чтобы каждый из нас понимал, где и зачем он работает. К счастью, нам не нужно придумывать искусственную миссию: мы действительно каждый день строим будущее страны, потому что если дети вырастут необразованными, будущего у нас нет.
Что в ваших ближайших планах?
Мы увеличиваем наш портфель в сегменте высшего образования. Я верю, что намерение президента по строительству межвузовских кампусов будет обеспечено финансированием со стороны федерального бюджета. Со своей стороны, мы как инвестор публично заявляем о готовности увеличить свой портфель. Сейчас пока у нас один проект в Самаре, и я была бы готова к реализации еще 2-3 проектов на территории других субъектов РФ.
Мы совместно с рядом инвестиционно-строительных партнеров взяли на себя смелую инициативу по строительству сети реабилитационных центров. Буквально недавно об этом было доложено президенту. Очень надеюсь, что эта инициатива будет поддержана и федеральным правительством. Мы видим здесь мостик от нашей уже успешной деятельности — мы создаем не один объект образования и адаптации для детей-инвалидов, для детей с ограниченными возможностями. Понимаем, что проблема адаптации и реабилитации социальной и медицинской сейчас будет очень остро стоять для регионов.
И мы смотрим на сегмент так называемых креативных индустрий. Он очень созвучен тому, что мы делаем в кампусах и школах. Думаю, возможно, появятся какие-то кластерные проекты, где мы будем создавать разнофункциональную инфраструктуру в крупных городах для объединения профессий, специальных и креативных индустрий.
Номер публикации: №09 08.03.2024