«СГ»: Рафик Равилович, сколько новых дорог уже появилось в столице с начала года и сколько еще будет запущено?
Рафик Загрутдинов: Силами департамента построено и введено в эксплуатацию 37,1 км дорог, а также 12 различных транспортных сооружений и 5 внеуличных пешеходных переходов. Среди основных и наиболее значимых открытых с начала года объектов можно выделить транспортную развязку на пересечении Московской кольцевой автодороги (МКАД) с Осташковским шоссе, МКАД над МКАД в районе пересечения с улицей Верхние Поля и для соединения Матвеевской и Веерной улиц с проспектом Генерала Дорохова. Кроме того, был запущен основной участок Московского скоростного диаметра (МСД) от трассы М-11 «Москва—Санкт-Петербург» до Косинской развязки.
План этого года — около 74,9 км дорог, 20 дорожных сооружений и 12 подземных и надземных пешеходных переходов. Таким образом, до конца года остается построить еще 37,8 км дорог, 8 сооружений и 7 пешеходных переходов.
«СГ»: Главным дорожным проектом последних лет является формирование системы хордовых магистралей. На каких участках сейчас ведутся работы, когда они будут завершены?
Р.З.: Действительно, это наш главный на сегодня проект. В первую очередь потому, что запуск системы городских скоростных магистралей даст огромный эффект — изменит модель транспортного поведения миллионов москвичей и людей, проезжающих транзитом через столичный транспортный узел. Это должно существенно улучшить дорожную ситуацию в городе и в конечном итоге повысить качество жизни москвичей.
Если говорить непосредственно о работах на стройке, то мы уже завершили формирование северного участка МСД в пределах МКАД от федеральной трассы М-11 до Косинской развязки. В следующем году завершим работы в районе будущей трассы М-12 «Москва— Нижний Новгород—Казань».
Общая готовность южного участка МСД составляет порядка 53%. Строительство разделено на 10 участков, из которых в настоящее время девять — в строительстве, еще по одному участку ведется проектирование. В целом, южную часть диаметра планируем открыть до конца следующего года. Таким образом, уже к 2024 году в столице будет сформирована новая система скоростных магистралей.
«СГ»: Расскажите о работе по реконструкции развязок на МКАД — в какой стадии сейчас работы и когда они закончатся?
Р.З.: Это масштабный и очень важный проект, который позволит фактически заменить старые «клеверные» развязки на транспортные сооружения нового типа — с направленными съездами. Всего с 2012 года на МКАД мы модернизировали и построили 19 развязок, причем последнюю из них — с Осташковским шоссе — открыли совсем недавно, в сентябре. Сейчас продолжаются работы еще на трех развязках: на пересечении с Алтуфьевским шоссе (готовность 33%,) с Липецкой улицей (37%) и с улицами Верхние Поля и Капотня (22%). Реконструкцию транспортной развязки на пересечении МКАД с Алтуфьевским шоссе закончим уже в I квартале следующего года, а в целом завершить работы по этим развязкам планируем к 2024-му.
«СГ»: Рассматривается ли возможность реконструкции других развязок?
Р.З.: В настоящее время прорабатывается план развития транспортной инфраструктуры города на две пятилетки: с 2023 по 2027 и с 2028 по 2032 годы, в том числе в части развития новых радиальных направлений и вылетных магистралей, а также реконструкции «проблемного» восточного сектора МКАД из-за регулярного образования в тех районах транспортных заторов. В частности, рассматривается возможность реконструкции развязок на пересечении с Щелковским, Носовихинским и Новоухтомским шоссе.
«СГ»: В последние годы в столице ведется активное возведение мостов. Расскажите о результатах и планах это работы.
Р.З.: На сегодня мы уже завершили строительство трех мостов: двух через реку Яузу и еще одного через Лихоборку — в рамках строительства северного участка МСД от Ярославского до Дмитровского шоссе. Также в процессе реконструкции Краснобогатырской улицы до конца года планируем сдать мост через Яузу.
Помимо этого, мы строим еще четыре моста: через затон Новинки, соединяющий набережную Марка Шагала и проектируемый проезд 4062; в районе Курьяновского бульвара через реку Москву; через реку Битцу на южном участке МСД, и еще один — через реку Пехорку, для увязки северного участка диаметра с магистралью М-12. В следующем году планируем их сдать.
Параллельно в проектировании три моста через Москву-реку: два на Мневниковскую пойму в створе улиц Новозаводской и Мясищева, а также мост в створе Берегового проезда.
«СГ»: Сегодня активно развиваются железные дороги, однако в большом городе это требует и строительства железнодорожных переездов. Каковы планы по сооружению таких объектов?
Р.З.: Да, это не менее важная задача, чем строительство мостов. Железные дороги как бы «разрезают» город, а путепроводы, построенные в нужном месте, наоборот, «сшивают» городскую ткань. Так, в августе этого года было открыто движение по путепроводу через пути железных дорог Киевского направления, в районе пересечения проспекта Генерала Дорохова с улицами Матвеевской и Веерной. А сегодня ведется строительство еще шести путепроводов: в стадии проектирования три, и еще по трем ведется определение подрядной организации на выполнение проектно-изыскательских работ. Кроме этого, до конца года мы планируем открыть движение по Старо-Рублевскому путепроводу и путепроводу на улице Барклая. Всего до 2026 годы планируется возвести 13 таких объектов.
«СГ»: Рафик Равилович, а каков ежегодный бюджет, выделяемый на дорожное строительство в Москве?
Р.З.: Могу заверить, что проблем с финансированием у столичных строителей нет. В соответствии с утвержденной городской адресной инвестиционной программой, на дорожные стройки в текущем году заложено 175,5 млрд рублей. Аналогичные объемы запланированы и на будущие годы. Так что сокращения темпов и объемов строительства дорожно-мостовых объектов не планируется.
«СГ»: Дефицита стройтехники из-за международных санкций город не опасаетесь?
Р.З.: При строительстве объектов транспортной инфраструктуры в Москве подрядчиками действительно использовалась различная импортная спецтехника: это и английская JCB, и немецкая Liebherr, и американская Caterpillar. Однако уже сейчас есть полное понимание, что в связи с заменой техники этих производителей столичный стройкомплекс никаких проблем испытывать не будет. Например, постепенно увеличивается использование китайских аналогов от таких производителей, как Sany, XCMG, Zoomlion. Они ничем не уступают в характеристиках, мощности, выработке и производительности европейским и американским брендам. Впоследствии предполагается полная замена техники на азиатские марки. Кроме того, на освободившиеся ниши рынка с интересом смотрят и российские машиностроители.
«СГ»: Разрабатываются ли новые методы и технологии строительства дорог и транспортных объектов в столице?
Р.З.: Конечно, постепенно модернизируется спецтехника, оттачиваются технические и проектные решения, совершенствуются подходы к проектированию, появляются новые стройматериалы и способы их применения. В качестве примера можно привести полимеры и добавки, повышающие прочность дорожного полотна и других конструкций, что увеличивает срок их эксплуатации. Помимо этого, для обустройства велои пешеходных дорожек используются современные битумные и асфальтобетонные цветные смеси, а для искусственных сооружений отечественными специалистами и заводами разрабатываются новые стальные сплавы.
Особо следует сказать и о технологиях информационного моделирования. Они позволяют проектировщикам оцифровывать модели будущих транспортных развязок, проводить расчеты, в автоматическом режиме сопрягать всю информацию о потенциальных нагрузках, трафике, пиковых временных периодах, климате, учитывать различные внешние факторы, связанные с расположенными вдоль трассы объектами.
«СГ»: В Москве уже не один год отмечаются беспрецедентные объемы дорожного строительства. Можно ли оценить эффект этой работы и ее полезность для автомобилистов?
Р.З.: За пять лет департаментом завершены строительные работы по дорожно-мостовым объектам общей протяженностью 459,5 км, построено 164 искусственных сооружений и 113 пешеходных перехода. Хочу заверить, что объем выполняемых работ не только не снижаются, но и постепенно наращиваются.
Безусловно, автомобилисты, чувствуют результаты такого масштабного дорожного строительства. Например, за последнее десятилетие доля перегруженных участков на магистральной сети сократилась на 28%, а среднее время поездки уменьшилось на 12 минут.
Рафик ЗАГРУТДИНОВ, руководитель Департамента строительства Москвы:
«Работы по строительству дорожно-мостовых объектов в столице сегодня ведутся в плановом порядке, а на многих — даже с опережением графика»
Почти 75 км новых дорог появится в Москве до конца 2022 года