Градостроительная политика в Башкортостане проводится взвешенно и грамотно. Активное участие в этом процессе принимает Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору. Какими полномочиями наделено ведомство? Как осуществляется контроль? Об этом и многом другом «Стройгазете» подробно рассказал глава Госкомитета Андрей Агапов.
«СГ»: Андрей Владимирович, прошел год вашей работы председателем республиканского Госкомитета по жилстройнадзору. Каковы его итоги?
Андрей Агапов: Скажу откровенно, год пролетел на одном дыхании. По результатам анализа ситуации были приняты организационные и кадровые решения, направленные на повышение эффективности работы ведомства. Мы наладили взаимодействие с опорным вузом нашего региона — УГНТУ, открыли на базе Госкомитета кафедру, разработали магистерскую программу по строительному контролю для получения дополнительных навыков, знаний и умений. Считаю, что качественные знания являются основой плодотворной и эффективной работы.
Я требователен к себе и к подчиненным в части исполнения поручений качественно и в срок. И коллектив Госкомитета настроен именно на такую работу. Основная наша задача — защита законных прав и интересов жителей республики, о чем я сказал коллективу при вступлении в должность. Приоритетом в работе ведомства всегда было и будет качество предоставляемых услуг для комфортной жизни граждан. Глава республики Радий Хабиров задал нам курс развития: «Башкортостан — комфортный регион». Мы понимаем, куда движемся, у нас конкретные цели и задачи, а работа на результат приносит уверенность в правильности принимаемых решений.
Особое внимание мы уделяем вопросам нового строительства: жилые дома и объекты социально-культурного назначения, объекты республиканской адресной инвестиционной программы, поддержка инвестиционных строительных проектов. В части жилищного фонда это вопросы обеспечения своевременной и качественной подготовки к новым отопительным сезонам, проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (МКД), контроль за деятельностью управляющих организаций. Не остаются без внимания, в частности, вопросы правильности начисления платы за поставленные коммунальные ресурсы, за жилое помещение.
В прошедшем году мы провели массовые проверки поставщиков информации в ГИС ЖКХ. Напомню, сейчас органы соцзащиты применяют новый функционал системы для получения информации о наличии или отсутствии задолженности граждан за поставленные ресурсы, что не требует от граждан каких-либо справок.
«СГ»: Как в сегодняшних непростых экономико-политических условиях развивается стройкомплекс Башкортостана, реализуется нацпроект «Жилье и городская среда»?
А.А.: У республиканского стройкомплекса есть значительный запас прочности. По поручению правительства Башкортостана мы наряду с другими республиканскими органами власти мониторим ситуацию, влияние санкционной политики на сферу строительства и ЖКХ. В 2021 году республика ввела рекордный объем жилой площади, и в этом самое активное участие принимает Госкомитет: его специалисты инспектируют объекты как в ходе строительства, так и после его завершения.
Отмечу, большинство домов были введены в эксплуатацию в ноябре-декабре. Специалисты Госкомитета провели итоговые проверки по всем предъявленным к сдаче объектам и оформили заключение об их соответствии требованиям проектной документации точно в установленные законодательством сроки, хотя нагрузка была значительная, ведь сдавались в первую очередь соцобъекты.
«СГ»: Какова динамика выдачи разрешений на строительство, реконструкцию, ввод объектов в эксплуатацию?
А.А.: С учетом разграничения компетенций разрешение на строительство и ввод Госкомитет выдает только по линейным объектам, проходящим по территории двух и более муниципальных образований. В основном это инфраструктурные объекты. Например, в настоящее время активно ведется строительство инженерных сетей Забелья, по которым Госкомитет не только выдал разрешение на строительство, но и осуществляет строительный надзор. Введение этих объектов позволит обеспечить строительство жилья на указанной территории. Всего в 2021 году Госкомитетом было выдано 9 разрешений на строительство и 2 — на ввод объектов в эксплуатацию.
«СГ»: Расскажите, пожалуйста, о реформе контрольно-надзорной деятельности, которая проводится в республике.
А.А.: В связи с вступлением в силу 1 июля 2021 года федерального закона от 31.07.2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», а также разработанных Госкомитетом в соответствии с компетенцией республиканских постановлений об осуществлении региональных видов контроля (надзора), существенно изменились подходы к осуществлению контрольных (надзорных) мероприятий.
Акцент с проведения проверок контролируемых лиц смещен на профилактику и предупреждение нарушений. Такие профилактические мероприятия, как консультирование и профилактический визит в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, содержанию и ремонту общего имущества в МКД, могут проводиться дистанционно, в том числе с использованием аудио- или видеосвязи.
Ежегодно контрольные (надзорные) органы должны публиковать на своих официальных сайтах доклады о правоприменительной практике по каждому осуществляемому ими виду контроля, в которых приводится обобщение типовых и массовых нарушений обязательных требований с указанием возможных мероприятий по их устранению, разъяснения новых требований нормативных правовых актов, судебная практика. Доклады о результатах правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного строительного, жилищного надзора, лицензионного контроля и регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве Республики Башкортостан при осуществлении ремонта и капитального ремонта дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения за 2021 год опубликованы на официальном сайте Госкомитета.
«СГ»: Снижается ли в республике число нарушений обязательных требований в сфере строительства? Какова в этом роль Госкомитета?
А.А.: Конечно, снижается. Например, при осуществлении строительного надзора Госкомитетом в 2021 году выдано 420 предписаний об устранении нарушений, что на 8% меньше, чем в 2020-м (458 предписаний). За 2021 год вынесено 176 постановлений о назначении наказаний за административные правонарушения, что на 24% меньше показателей 2020-го (233 постановления). Тем не менее, нарушения выявляются, и мы кропотливо и скрупулезно проводим работу с заказчиками, подрядчиками, проектировщиками по выявлению и пресечению нарушений на строящихся объектах, особое внимание уделяем предупреждению таких нарушений. В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности мы не только наказываем за выявленные нарушения, но и добиваемся их устранения, чтобы при вводе объекта в эксплуатацию конечный потребитель получал качественный продукт в виде построенного объекта, а сам объект безопасно эксплуатировался в течение всего жизненного цикла.
«СГ»: Как обеспечивается нормативный уровень качества строительства на объектах капстроительства и их безопасности в период эксплуатации?
А.А.: Нормативный уровень качества обеспечивается проводимыми проверками объекта на всех этапах строительства. После получения Госкомитетом от застройщика извещения о начале строительства объекта специалистами разрабатывается программа проверок объекта. Проверке подлежат работы по устройству фундаментов, по коробке здания (кирпичная кладка стен, устройство монолитного железобетонного каркаса), отделочные работы, устройство внутренних и наружных инженерных сетей, благоустройство. После получения извещения об окончании строительства Госкомитетом проводится итоговая проверка.
Принимая во внимание положительный опыт Госстройнадзора Москвы и других регионов России, Госкомитетом подготовлены документы в республиканское правительство с предложением о создании подведомственного Госкомитету учреждения, уполномоченного проводить экспертизы и инструментальные испытания выполненных строительно-монтажных работ (СМР) и применяемых строительных материалов на предмет соответствия проектной документации. Создание этой организации позволит повысить качество объектов, строящихся за счет средств бюджетов всех уровней. Это очень важный момент — сами строители зачастую обращаются к нам с просьбой провести экспертизу проектов и работ; это позволит наладить взаимодействие между бизнесом и надзорными органами, исключить недопонимания. Мы рассчитываем на поддержку данного проекта. Вопрос эффективного использования финансовых средств приоритетен при любом строительстве.
«СГ»: Как Госкомитет контролирует предпринимательскую деятельность по управлению МКД в нынешних непростых условиях? Стало ли меньше проверок? Обосновано ли снижение их числа в такой принципиальной сфере?
А.А.: Действительно, федеральным законодательством (постановления правительства РФ №336, №448 и др.) в 2022 году отменено проведение плановых проверок, внеплановые проверки проводятся только по фактам, указывающим на причинение вреда или угрозу жизни граждан. В то же время мы можем проводить проверки без взаимодействия с проверяемыми лицами. Если мы обнаружим существенные нарушения, то обратимся в органы прокуратуры о согласовании проведения проверок. В рамках взаимодействия такие проверки будут при необходимости проведены, опыт совместной работы у нас есть, он показал свою эффективность.
«СГ»: Что можно сказать о качестве предоставляемых управляющими организациями услуг? Какие обязательные требования в сфере ЖКХ нарушаются чаще всего и почему?
А.А.: На территории Башкортостана, по данным ГИС ЖКХ на конец прошлого года, расположены 18 115 МКД общей площадью 62 млн квадратных метров, в том числе в Уфе 5 377 МКД. За время реализации механизма лицензирования деятельности по управлению МКД с 2015 года документы получила 661 организация, действие 130 лицензий прекращено по различным основаниям (по заявлению самих лицензиатов, по решению судов, из-за банкротства организаций). Сейчас у 531 организации действующие лицензии, у 387 есть дома в управлении, у 144 нет.
При осуществлении жилищного надзора и лицензионного контроля в 2021 году Госкомитетом обследованы 14 762 МКД, выявлено 26 985 нарушений (подготовки и прохождения отопительного периода — 10 834, правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда — 8 276, требований законодательства о раскрытии информации — 5 240). Каждое четвертое нарушение устраняется до завершения проверочных мероприятий, эту тенденцию мы наблюдаем три последних года.
Характерные нарушения:
— правил технической эксплуатации и ремонта жилищного фонда;
— требований законодательства о раскрытии информации;
— порядка расчета внесения платы за коммунальные услуги;
— норм уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами;
— правил пользования жилыми помещениями;
— правил технической эксплуатации внутридомового газового оборудования;
— правил управления многоквартирными домами, в том числе несоблюдение требований постановления правительства РФ от 13.05.2013 года №416 в части ежегодного внесения управляющими организациями, товариществами для рассмотрения собственниками предложений по перечню работ/услуг, необходимых для надлежащего содержания общедомового имущества, имеет место во всех УЖХ Уфы;
— нарушение управляющими организациями сроков ответа на обращения и заявления граждан или предоставление неполной информации по запросам.
Также следует отметить по результатам анализа обращений граждан, поступивших в прошлом году и результатов проведенных контрольно-надзорных мероприятий:
— формальный подход управляющих организаций к проведению плановых и внеплановых обходов МКД;
— низкая информированность сотрудников хозяйствующих субъектов об изменениях в нормативно-правовых актах в сфере ЖКХ;
— отсутствует системная работа с застройщиками, в том числе в судебном порядке, при выявлении в ходе эксплуатации скрытых дефектов в многоквартирных домах, такие дефекты выявляются, как правило, в гарантийные сроки. Например, это промерзание наружных ограждающих конструкций, что влечет дополнительные затраты по утеплению зданий.
— выявляются факты неисправности внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, этот вопрос на особом контроле с учетом взрывов газа в ряде субъектов РФ.
«СГ»: Претерпела ли изменения практика лицензирования предпринимательской деятельности по управлению МКД?
А.А.: В соответствии с п. 9 постановления правительства РФ №353 оплата государственной пошлины за предоставление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД и за внесение изменений в реестр лицензий до 31 декабря текущего года не требуется. Это изменение вступило в силу с 14 марта.
Понятие «переоформление лицензии» заменено на «внесение изменений в реестр лицензий» по следующим основаниям:
1) реорганизация юридического лица в форме преобразования, слияния (при условии наличия у каждого участвующего в слиянии юридического лица по состоянию на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности), присоединения лицензиата к другому юридическому лицу;
2) изменение наименования лицензиата, изменение наименования филиала лицензиата в случае, если нормативными правовыми актами РФ предусмотрено внесение в реестр лицензий сведений о филиале лицензиата, изменение наименования филиала иностранного юридического лица;
3) изменение адреса места нахождения лицензиата, изменение адреса места нахождения филиала лицензиата в случае, если нормативными правовыми актами РФ предусмотрено внесение в реестр лицензий сведений об адресе места нахождения филиала лицензиата, изменение адреса места нахождения на территории страны филиала иностранного юридического лица;
4) изменение имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя;
5) изменение места жительства индивидуального предпринимателя;
6) изменение реквизитов документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя;
7) изменение номера телефона, адреса электронной почты лицензиата;
8) изменение мест осуществления лицензируемого вида деятельности;
9) изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
10) изменение в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности;
11) иные случаи, предусмотренные настоящим федеральным законом.
Соискатель лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД может обратиться с заявлением непосредственно в Госкомитет, направить документы по почте и в форме электронного документа посредством федеральной ГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» либо его региональных аналогов.
«СГ»: Возрастает ли участие собственников помещений в управлении многоквартирными домами?
А.А.: Да, мы видим все большую заинтересованность жителей в участии в управлении многоквартирным домом, в выстраивании деловых отношений с управляющими организациями на основе договора управления многоквартирным домом. На проведение выездных проверок мы приглашаем председателей советов домов и отмечаем их владение ситуацией по дому, верные предложения по проведению осмотров конструкций и инженерных систем домов, снятию показаний общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов. Госкомитет проводит совещания с советами многоквартирных домов по графикам, в I квартале такие совещания провели в Ишимбайском, Дюртюлинском и Стерлитамакском районах. Члены советов многоквартирных домов задают грамотные вопросы, предлагают решения, направленные на надлежащее содержание домов и придомовых территорий, и это очень ценно. Именно в домах, где жители и руководители управляющих организаций пришли к конструктивному диалогу, мы видим положительное решение вопросов без жалоб, обращений в надзорные и контролирующие органы, органы власти различного уровня.
«СГ»: Все-таки надзорная деятельность в сфере строительства тесно связана с градостроительной политикой, понятно, что основана она на праве, но…
А.А.: В своей работе Госкомитет как надзорный орган безусловно руководствуется федеральным и региональным законодательствами, а также выполняет все поручения и задачи, поставленные главой Республики Башкортостан Радием Хабировым и премьер-министром Республики Башкортостан Андреем Назаровым. Градостроительная политика в республике, на наш взгляд, проводится взвешенно и грамотно. Госкомитет принимает в этом участие в рамках предоставленных полномочий.
В рамках исполнения переданных полномочий, согласно п.1.1 ч.1 ст.6.1 Градостроительного кодекса (ГрК) РФ, Госкомитет осуществляет контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
Мы в 2021 году подготовили 47 информационных справок для заседания Градостроительного совета республики по документам территориального планирования, проектам планировки и межевания территории, по архитектурно-градостроительным концепциям объектов капитального строительства.
В 2020 году отделом градостроительного контроля Госкомитета, по согласованному с Прокуратурой РБ ежегодному плану проверок соблюдения органами местного самоуправления Республики Башкортостан законодательства о градостроительной деятельности, проверено 15 сельских поселений, 6 муниципальных района (Аскинский, Бакалинский, Кигинский, Дюртюлинский, Илишевский, Зианчуринский), 2 городских округа (ЗАТО г. Межгорье, г. Агидель).
В 2021 году Госкомитетом проверено 5 муниципальных района (Уфимский, Нуримановский, Благовещенский, Иглинский, Ишимбаевский) и 2 городских округа (г. Сибай, г. Уфа). Выдано 4 предостережения, проведено 3 внеплановых проверки Администрации ГО г. Уфа по обращениям жителей в связи с планируемым строительством.
«СГ»: Поделитесь планами ведомства на ближайшее будущее.
А.А.: Планы Госкомитета следующие:
1. Продолжение надзорных мероприятий с целью обеспечения нормативного качества СМР на объектах капстроительства и их безопасности в период эксплуатации. Прежде всего, на объектах, финансируемых из бюджетов разных уровней социальной направленности. Особое внимание уделим объектам, строящимся в рамках подготовки к 450-летию основания Уфы.
2. Обеспечение выполнения требований по цифровизации функций и услуг регионального государственного строительного надзора, взаимодействие с контролируемыми лицами через электронные сервисы, электронный документооборот.
3. Обеспечение соблюдения качества выполнения работ по поднадзорным объектам дорожной и инженерной инфраструктур, использование лабораторных средств контроля качества дорожных работ.
4. По вводу жилья перед региональным государственным строительным надзором стоит задача по своевременному проведению контрольно-надзорных мероприятий и, при выявлении нарушений, по выдаче предписаний с требованием их устранения в установленные сроки.
5. По градостроительной деятельности добиваться исполнения требований предписаний, выданных органам местного самоуправления, по устранению нарушений законодательства в области градостроительства.
6. Создание при Госкомитете подведомственного учреждения для проведения исследований и экспертиз выполненных работ и строительных материалов с целью повышения качества строительно-монтажных работ на поднадзорных объектах.
В условиях дальнейшего реформирования контрольно-надзорной деятельности и введенных на федеральном уровне ограничений на проведение проверок Госкомитет уделит особое внимание проведению информационно-разъяснительной работы с жителями республики, руководителями управляющих многоквартирными домами и ресурсоснабжающих организаций.
Активно будем проводить осмотры территорий и многоквартирных домов без взаимодействия с поднадзорными должностными и юридическими лицами. По поручению главы Республики Башкортостан Радия Хабирова администрации районов и городов республики сейчас готовят распорядительные документы о включении инспекторского состава Госкомитета в комиссии по приемке готовности объектов ЖКХ к работе в предстоящий отопительный сезон — нам предстоит большая работа, которая, безусловно, даст положительный эффект.
На особом контроле вопросы проведения капитального ремонта многоквартирных домов, обеспечения безопасной эксплуатации газоиспользующего оборудования и другие направления нашей деятельности.
«СГ»: Андрей Владимирович, прошел год вашей работы председателем республиканского Госкомитета по жилстройнадзору. Каковы его итоги?
Андрей Агапов: Скажу откровенно, год пролетел на одном дыхании. По результатам анализа ситуации были приняты организационные и кадровые решения, направленные на повышение эффективности работы ведомства. Мы наладили взаимодействие с опорным вузом нашего региона — УГНТУ, открыли на базе Госкомитета кафедру, разработали магистерскую программу по строительному контролю для получения дополнительных навыков, знаний и умений. Считаю, что качественные знания являются основой плодотворной и эффективной работы.
Я требователен к себе и к подчиненным в части исполнения поручений качественно и в срок. И коллектив Госкомитета настроен именно на такую работу. Основная наша задача — защита законных прав и интересов жителей республики, о чем я сказал коллективу при вступлении в должность. Приоритетом в работе ведомства всегда было и будет качество предоставляемых услуг для комфортной жизни граждан. Глава республики Радий Хабиров задал нам курс развития: «Башкортостан — комфортный регион». Мы понимаем, куда движемся, у нас конкретные цели и задачи, а работа на результат приносит уверенность в правильности принимаемых решений.
Особое внимание мы уделяем вопросам нового строительства: жилые дома и объекты социально-культурного назначения, объекты республиканской адресной инвестиционной программы, поддержка инвестиционных строительных проектов. В части жилищного фонда это вопросы обеспечения своевременной и качественной подготовки к новым отопительным сезонам, проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (МКД), контроль за деятельностью управляющих организаций. Не остаются без внимания, в частности, вопросы правильности начисления платы за поставленные коммунальные ресурсы, за жилое помещение.
В прошедшем году мы провели массовые проверки поставщиков информации в ГИС ЖКХ. Напомню, сейчас органы соцзащиты применяют новый функционал системы для получения информации о наличии или отсутствии задолженности граждан за поставленные ресурсы, что не требует от граждан каких-либо справок.
«СГ»: Как в сегодняшних непростых экономико-политических условиях развивается стройкомплекс Башкортостана, реализуется нацпроект «Жилье и городская среда»?
А.А.: У республиканского стройкомплекса есть значительный запас прочности. По поручению правительства Башкортостана мы наряду с другими республиканскими органами власти мониторим ситуацию, влияние санкционной политики на сферу строительства и ЖКХ. В 2021 году республика ввела рекордный объем жилой площади, и в этом самое активное участие принимает Госкомитет: его специалисты инспектируют объекты как в ходе строительства, так и после его завершения.
Отмечу, большинство домов были введены в эксплуатацию в ноябре-декабре. Специалисты Госкомитета провели итоговые проверки по всем предъявленным к сдаче объектам и оформили заключение об их соответствии требованиям проектной документации точно в установленные законодательством сроки, хотя нагрузка была значительная, ведь сдавались в первую очередь соцобъекты.
«СГ»: Какова динамика выдачи разрешений на строительство, реконструкцию, ввод объектов в эксплуатацию?
А.А.: С учетом разграничения компетенций разрешение на строительство и ввод Госкомитет выдает только по линейным объектам, проходящим по территории двух и более муниципальных образований. В основном это инфраструктурные объекты. Например, в настоящее время активно ведется строительство инженерных сетей Забелья, по которым Госкомитет не только выдал разрешение на строительство, но и осуществляет строительный надзор. Введение этих объектов позволит обеспечить строительство жилья на указанной территории. Всего в 2021 году Госкомитетом было выдано 9 разрешений на строительство и 2 — на ввод объектов в эксплуатацию.
«СГ»: Расскажите, пожалуйста, о реформе контрольно-надзорной деятельности, которая проводится в республике.
А.А.: В связи с вступлением в силу 1 июля 2021 года федерального закона от 31.07.2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», а также разработанных Госкомитетом в соответствии с компетенцией республиканских постановлений об осуществлении региональных видов контроля (надзора), существенно изменились подходы к осуществлению контрольных (надзорных) мероприятий.
Акцент с проведения проверок контролируемых лиц смещен на профилактику и предупреждение нарушений. Такие профилактические мероприятия, как консультирование и профилактический визит в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, содержанию и ремонту общего имущества в МКД, могут проводиться дистанционно, в том числе с использованием аудио- или видеосвязи.
Ежегодно контрольные (надзорные) органы должны публиковать на своих официальных сайтах доклады о правоприменительной практике по каждому осуществляемому ими виду контроля, в которых приводится обобщение типовых и массовых нарушений обязательных требований с указанием возможных мероприятий по их устранению, разъяснения новых требований нормативных правовых актов, судебная практика. Доклады о результатах правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного строительного, жилищного надзора, лицензионного контроля и регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве Республики Башкортостан при осуществлении ремонта и капитального ремонта дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения за 2021 год опубликованы на официальном сайте Госкомитета.
«СГ»: Снижается ли в республике число нарушений обязательных требований в сфере строительства? Какова в этом роль Госкомитета?
А.А.: Конечно, снижается. Например, при осуществлении строительного надзора Госкомитетом в 2021 году выдано 420 предписаний об устранении нарушений, что на 8% меньше, чем в 2020-м (458 предписаний). За 2021 год вынесено 176 постановлений о назначении наказаний за административные правонарушения, что на 24% меньше показателей 2020-го (233 постановления). Тем не менее, нарушения выявляются, и мы кропотливо и скрупулезно проводим работу с заказчиками, подрядчиками, проектировщиками по выявлению и пресечению нарушений на строящихся объектах, особое внимание уделяем предупреждению таких нарушений. В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности мы не только наказываем за выявленные нарушения, но и добиваемся их устранения, чтобы при вводе объекта в эксплуатацию конечный потребитель получал качественный продукт в виде построенного объекта, а сам объект безопасно эксплуатировался в течение всего жизненного цикла.
«СГ»: Как обеспечивается нормативный уровень качества строительства на объектах капстроительства и их безопасности в период эксплуатации?
А.А.: Нормативный уровень качества обеспечивается проводимыми проверками объекта на всех этапах строительства. После получения Госкомитетом от застройщика извещения о начале строительства объекта специалистами разрабатывается программа проверок объекта. Проверке подлежат работы по устройству фундаментов, по коробке здания (кирпичная кладка стен, устройство монолитного железобетонного каркаса), отделочные работы, устройство внутренних и наружных инженерных сетей, благоустройство. После получения извещения об окончании строительства Госкомитетом проводится итоговая проверка.
Принимая во внимание положительный опыт Госстройнадзора Москвы и других регионов России, Госкомитетом подготовлены документы в республиканское правительство с предложением о создании подведомственного Госкомитету учреждения, уполномоченного проводить экспертизы и инструментальные испытания выполненных строительно-монтажных работ (СМР) и применяемых строительных материалов на предмет соответствия проектной документации. Создание этой организации позволит повысить качество объектов, строящихся за счет средств бюджетов всех уровней. Это очень важный момент — сами строители зачастую обращаются к нам с просьбой провести экспертизу проектов и работ; это позволит наладить взаимодействие между бизнесом и надзорными органами, исключить недопонимания. Мы рассчитываем на поддержку данного проекта. Вопрос эффективного использования финансовых средств приоритетен при любом строительстве.
«СГ»: Как Госкомитет контролирует предпринимательскую деятельность по управлению МКД в нынешних непростых условиях? Стало ли меньше проверок? Обосновано ли снижение их числа в такой принципиальной сфере?
А.А.: Действительно, федеральным законодательством (постановления правительства РФ №336, №448 и др.) в 2022 году отменено проведение плановых проверок, внеплановые проверки проводятся только по фактам, указывающим на причинение вреда или угрозу жизни граждан. В то же время мы можем проводить проверки без взаимодействия с проверяемыми лицами. Если мы обнаружим существенные нарушения, то обратимся в органы прокуратуры о согласовании проведения проверок. В рамках взаимодействия такие проверки будут при необходимости проведены, опыт совместной работы у нас есть, он показал свою эффективность.
«СГ»: Что можно сказать о качестве предоставляемых управляющими организациями услуг? Какие обязательные требования в сфере ЖКХ нарушаются чаще всего и почему?
А.А.: На территории Башкортостана, по данным ГИС ЖКХ на конец прошлого года, расположены 18 115 МКД общей площадью 62 млн квадратных метров, в том числе в Уфе 5 377 МКД. За время реализации механизма лицензирования деятельности по управлению МКД с 2015 года документы получила 661 организация, действие 130 лицензий прекращено по различным основаниям (по заявлению самих лицензиатов, по решению судов, из-за банкротства организаций). Сейчас у 531 организации действующие лицензии, у 387 есть дома в управлении, у 144 нет.
При осуществлении жилищного надзора и лицензионного контроля в 2021 году Госкомитетом обследованы 14 762 МКД, выявлено 26 985 нарушений (подготовки и прохождения отопительного периода — 10 834, правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда — 8 276, требований законодательства о раскрытии информации — 5 240). Каждое четвертое нарушение устраняется до завершения проверочных мероприятий, эту тенденцию мы наблюдаем три последних года.
Характерные нарушения:
— правил технической эксплуатации и ремонта жилищного фонда;
— требований законодательства о раскрытии информации;
— порядка расчета внесения платы за коммунальные услуги;
— норм уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами;
— правил пользования жилыми помещениями;
— правил технической эксплуатации внутридомового газового оборудования;
— правил управления многоквартирными домами, в том числе несоблюдение требований постановления правительства РФ от 13.05.2013 года №416 в части ежегодного внесения управляющими организациями, товариществами для рассмотрения собственниками предложений по перечню работ/услуг, необходимых для надлежащего содержания общедомового имущества, имеет место во всех УЖХ Уфы;
— нарушение управляющими организациями сроков ответа на обращения и заявления граждан или предоставление неполной информации по запросам.
Также следует отметить по результатам анализа обращений граждан, поступивших в прошлом году и результатов проведенных контрольно-надзорных мероприятий:
— формальный подход управляющих организаций к проведению плановых и внеплановых обходов МКД;
— низкая информированность сотрудников хозяйствующих субъектов об изменениях в нормативно-правовых актах в сфере ЖКХ;
— отсутствует системная работа с застройщиками, в том числе в судебном порядке, при выявлении в ходе эксплуатации скрытых дефектов в многоквартирных домах, такие дефекты выявляются, как правило, в гарантийные сроки. Например, это промерзание наружных ограждающих конструкций, что влечет дополнительные затраты по утеплению зданий.
— выявляются факты неисправности внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, этот вопрос на особом контроле с учетом взрывов газа в ряде субъектов РФ.
«СГ»: Претерпела ли изменения практика лицензирования предпринимательской деятельности по управлению МКД?
А.А.: В соответствии с п. 9 постановления правительства РФ №353 оплата государственной пошлины за предоставление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД и за внесение изменений в реестр лицензий до 31 декабря текущего года не требуется. Это изменение вступило в силу с 14 марта.
Понятие «переоформление лицензии» заменено на «внесение изменений в реестр лицензий» по следующим основаниям:
1) реорганизация юридического лица в форме преобразования, слияния (при условии наличия у каждого участвующего в слиянии юридического лица по состоянию на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности), присоединения лицензиата к другому юридическому лицу;
2) изменение наименования лицензиата, изменение наименования филиала лицензиата в случае, если нормативными правовыми актами РФ предусмотрено внесение в реестр лицензий сведений о филиале лицензиата, изменение наименования филиала иностранного юридического лица;
3) изменение адреса места нахождения лицензиата, изменение адреса места нахождения филиала лицензиата в случае, если нормативными правовыми актами РФ предусмотрено внесение в реестр лицензий сведений об адресе места нахождения филиала лицензиата, изменение адреса места нахождения на территории страны филиала иностранного юридического лица;
4) изменение имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя;
5) изменение места жительства индивидуального предпринимателя;
6) изменение реквизитов документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя;
7) изменение номера телефона, адреса электронной почты лицензиата;
8) изменение мест осуществления лицензируемого вида деятельности;
9) изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
10) изменение в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности;
11) иные случаи, предусмотренные настоящим федеральным законом.
Соискатель лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД может обратиться с заявлением непосредственно в Госкомитет, направить документы по почте и в форме электронного документа посредством федеральной ГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» либо его региональных аналогов.
«СГ»: Возрастает ли участие собственников помещений в управлении многоквартирными домами?
А.А.: Да, мы видим все большую заинтересованность жителей в участии в управлении многоквартирным домом, в выстраивании деловых отношений с управляющими организациями на основе договора управления многоквартирным домом. На проведение выездных проверок мы приглашаем председателей советов домов и отмечаем их владение ситуацией по дому, верные предложения по проведению осмотров конструкций и инженерных систем домов, снятию показаний общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов. Госкомитет проводит совещания с советами многоквартирных домов по графикам, в I квартале такие совещания провели в Ишимбайском, Дюртюлинском и Стерлитамакском районах. Члены советов многоквартирных домов задают грамотные вопросы, предлагают решения, направленные на надлежащее содержание домов и придомовых территорий, и это очень ценно. Именно в домах, где жители и руководители управляющих организаций пришли к конструктивному диалогу, мы видим положительное решение вопросов без жалоб, обращений в надзорные и контролирующие органы, органы власти различного уровня.
«СГ»: Все-таки надзорная деятельность в сфере строительства тесно связана с градостроительной политикой, понятно, что основана она на праве, но…
А.А.: В своей работе Госкомитет как надзорный орган безусловно руководствуется федеральным и региональным законодательствами, а также выполняет все поручения и задачи, поставленные главой Республики Башкортостан Радием Хабировым и премьер-министром Республики Башкортостан Андреем Назаровым. Градостроительная политика в республике, на наш взгляд, проводится взвешенно и грамотно. Госкомитет принимает в этом участие в рамках предоставленных полномочий.
В рамках исполнения переданных полномочий, согласно п.1.1 ч.1 ст.6.1 Градостроительного кодекса (ГрК) РФ, Госкомитет осуществляет контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
Мы в 2021 году подготовили 47 информационных справок для заседания Градостроительного совета республики по документам территориального планирования, проектам планировки и межевания территории, по архитектурно-градостроительным концепциям объектов капитального строительства.
В 2020 году отделом градостроительного контроля Госкомитета, по согласованному с Прокуратурой РБ ежегодному плану проверок соблюдения органами местного самоуправления Республики Башкортостан законодательства о градостроительной деятельности, проверено 15 сельских поселений, 6 муниципальных района (Аскинский, Бакалинский, Кигинский, Дюртюлинский, Илишевский, Зианчуринский), 2 городских округа (ЗАТО г. Межгорье, г. Агидель).
В 2021 году Госкомитетом проверено 5 муниципальных района (Уфимский, Нуримановский, Благовещенский, Иглинский, Ишимбаевский) и 2 городских округа (г. Сибай, г. Уфа). Выдано 4 предостережения, проведено 3 внеплановых проверки Администрации ГО г. Уфа по обращениям жителей в связи с планируемым строительством.
«СГ»: Поделитесь планами ведомства на ближайшее будущее.
А.А.: Планы Госкомитета следующие:
1. Продолжение надзорных мероприятий с целью обеспечения нормативного качества СМР на объектах капстроительства и их безопасности в период эксплуатации. Прежде всего, на объектах, финансируемых из бюджетов разных уровней социальной направленности. Особое внимание уделим объектам, строящимся в рамках подготовки к 450-летию основания Уфы.
2. Обеспечение выполнения требований по цифровизации функций и услуг регионального государственного строительного надзора, взаимодействие с контролируемыми лицами через электронные сервисы, электронный документооборот.
3. Обеспечение соблюдения качества выполнения работ по поднадзорным объектам дорожной и инженерной инфраструктур, использование лабораторных средств контроля качества дорожных работ.
4. По вводу жилья перед региональным государственным строительным надзором стоит задача по своевременному проведению контрольно-надзорных мероприятий и, при выявлении нарушений, по выдаче предписаний с требованием их устранения в установленные сроки.
5. По градостроительной деятельности добиваться исполнения требований предписаний, выданных органам местного самоуправления, по устранению нарушений законодательства в области градостроительства.
6. Создание при Госкомитете подведомственного учреждения для проведения исследований и экспертиз выполненных работ и строительных материалов с целью повышения качества строительно-монтажных работ на поднадзорных объектах.
В условиях дальнейшего реформирования контрольно-надзорной деятельности и введенных на федеральном уровне ограничений на проведение проверок Госкомитет уделит особое внимание проведению информационно-разъяснительной работы с жителями республики, руководителями управляющих многоквартирными домами и ресурсоснабжающих организаций.
Активно будем проводить осмотры территорий и многоквартирных домов без взаимодействия с поднадзорными должностными и юридическими лицами. По поручению главы Республики Башкортостан Радия Хабирова администрации районов и городов республики сейчас готовят распорядительные документы о включении инспекторского состава Госкомитета в комиссии по приемке готовности объектов ЖКХ к работе в предстоящий отопительный сезон — нам предстоит большая работа, которая, безусловно, даст положительный эффект.
На особом контроле вопросы проведения капитального ремонта многоквартирных домов, обеспечения безопасной эксплуатации газоиспользующего оборудования и другие направления нашей деятельности.