Антон Николаевич, можно ли назвать кадровую проблему важнейшей в отрасли?
Безусловно. Согласно результатам исследований платформы HeadHunter, в стройке дефицит кадров в прошлом году вырос на 31%. Строительство на четвертом месте по нехватке кадров — после торговли, металлургии и машиностроения. Среди основных дефицитных профессий — рабочие специальности. Особенно не хватает бетонщиков, арматурщиков, монолитчиков, большие трудности со штукатурами, малярами, плиточниками, также на стройке нужны сварщики и каменщики.
Есть у этой проблемы региональная специфика?
На юге России дефицит кадров выше, чем в целом по стране. На мой взгляд, это связано с разноуровневостью цен на рынке труда. Такие города, как Краснодар или Сочи, где высока стоимость квадратного метра жилья и где работодатели имеют возможность платить сотрудникам высокую заработную плату, выступают центрами притяжения рабочей силы. Менее крупным городам, где стоимость квадратного метра жилья, соответственно, ниже, на этом фоне конкурировать сложно.
Если мы посмотрим на Сибирь, то, по данным новосибирского Минстроя, нехватка кадров в строительстве Новосибирской области оценивается в 5,3 тыс. человек. При этом перечень дефицитных профессий будет таким же, как и в целом по стране. В Хабаровском крае ситуация выглядит похоже — на конец 2023 года строительным компаниям не хватало 3,5 тыс. человек, прежде всего рабочих специальностей. Так что говоря о дефиците кадров в строительстве, можно исходить из того, что, несмотря на некоторую разницу в цифрах, положение во всех регионах будет похожим.
Какова в целом ситуация с оплатой труда?
Благодаря работе Минстроя России, НОСТРОЙ, саморегулируемых организаций, утвержденная регионами оплата труда в 2023 году выросла в среднем на 17%, а плановая и фактическая зарплаты в строительстве сейчас практически сравнялись. Считаю, это очень хороший результат, свидетельствующий, что стройка становится привлекательной для работника в плане трудоустройства в компании, работающие на бюджетных стройках: они способны платить фактическую рыночную заработную плату.
Напомню, что при формировании максимальной цены контракта учитываются несколько факторов. При этом стоимость строительных ресурсов и непосредственно величина зарплаты для специалиста четвертого разряда устанавливаются для каждого субъекта РФ отдельно.
Говоря о проблеме дефицита кадров, какие вы видите пути ее решения?
Нехватка людей в стройке — многоуровневая проблема, требующая комплексного подхода. Необходимо усилить профориентацию среди молодежи, поднять престиж строительных специальностей, расширить целевое обучение. Важно повысить процент трудоустройства выпускников, увеличить зарплату молодым специалистам.
Еще одним направлением должен стать, с учетом низкой безработицы, поиск альтернативных источников кадров. Это могут быть репатрианты, граждане новых регионов, работники, высвобождающиеся из смежных отраслей — но здесь необходимы функционирующие программы переподготовки. С этой целью прорабатываются возможные формы сотрудничества с Минтруда РФ. НОСТРОЙ ведет большую работу в этой области, участвует в формировании образовательных программ по востребованным на рынке строительным специальностям, чтобы они максимально учитывали запросы отрасли и были интересны самим обучающимся. Кроме того, на базе ведущих строительных вузов страны создаются корпоративные кафедры Минстроя России. Первая появилась в НИУ МГСУ, а с 2023 года начала свою работу корпоративная кафедра Минстроя в Новосибирском государственном архитектурно-строительном университете — они ориентированы на работу с будущими специалистами, отбор лучших студентов с высокой успеваемостью, замотивированных на карьеру в стройотрасли. Таким ребятам работодатели, готовые их трудоустроить, платят персональные стипендии. Половина студентов, которые учатся на кафедре Минстроя России в НГАСУ, уже нашли своих работодателей и сейчас совмещают стажировку у них с учебой.
Для решения кадрового вопроса на базе НОСТРОЙ был создан Отраслевой консорциум среднего профессионального образования в сфере строительства. Зачем понадобилось это объединение?
Отраслевой консорциум призван усилить взаимодействие между работодателями, сферой образования и органами исполнительной власти с целью улучшения процесса подготовки квалифицированных кадров. В него входит более 70 колледжей. Деятельность консорциума направлена на разработку и оптимизацию отраслевых образовательных программ с учетом актуальных потребностей стройотрасли, программ повышения квалификации преподавателей, вовлечение работодателей в процесс подготовки рабочих и специалистов. В рамках деятельности консорциума мы ведем работу с регионами по привлечению работодателей и колледжей к участию в федеральном проекте «Профессионалитет», оказываем консультационную поддержку в формировании образовательных стандартов и отраслевых программ.
В последнее время проходит переформатирование системы среднего профессионального образования. Федеральный проект «Профессионалитет» — одно из направлений этой работы. Ее главные цели — вовлечение в образование учащихся колледжей и техникумов, представителей профессиональных сообществ, а также сокращение его сроков при увеличении интенсивности обучения. Федеральный проект «Профессионалитет» реализуется его участниками — образовательно-производственными центрами или так называемыми кластерами. Однако сейчас из 210 созданных кластеров лишь 10 строительные. Стройотрасль дает примерно 13% ВВП страны, следовательно, доля таких кластеров в ФП «Профессионалитет» должна быть соответствующей, поэтому необходимо увеличить число строительных кластеров минимум втрое.
Эффективный инструмент повышения кадрового потенциала в стройке — конкурсы профессионального мастерства, проводимые НОСТРОЙ. Расскажите о них подробнее.
Для сокращения оттока квалифицированных кадров из стройотрасли и привлечения талантливой молодежи мы стремимся повысить престиж карьеры в строительстве. Один из путей популяризации строительной сферы — конкурсы профмастерства, в частности, конкурс «Строймастер» и Конкурс для инженерно-технических работников, которые мы ежегодно проводим в тесном сотрудничестве с Минстроем России и НИУ МГСУ. Конкурсы ИТР и «Строймастер» за годы своего существования стали важными событиями в отрасли. При этом мы каждый год развиваем и модернизируем наши конкурсы. С прошлого года добавлена категория «Студенческая лига» для обучающихся профильных ссузов и вузов. География конкурса в 2023 году увеличилась более чем в два раза: в региональных этапах принимали участие 44 субъекта Федерации.
Такие мероприятия способствуют повышению качества работы строителей, так как участники стремятся продемонстрировать свои лучшие навыки и умения, а также обменяться опытом с коллегами. Кроме того, проведение конкурсов способствует формированию положительного имиджа строительных профессий, что особенно важно в условиях высокой конкуренции на рынке труда. Молодые специалисты, ориентируясь на успехи других участников, могут принять решение о выборе для своей будущей карьеры строительной сферы. В 2024 году в систему оценки «Строймастера» интегрирован критерий «производительность труда».
Но НОСТРОЙ помимо студентов обучает также и руководителей?
Нацобъединение совместно с ведущими строительными вузами реализует программу повышения квалификации «Школа подрядчика. Практики цифрового управления в строительстве», недавно старт ей дал соответствующий вебинар. Программа рассчитана на руководителей и специалистов подрядных и субподрядных строительных организаций, чья профессиональная деятельность связана с применением технологий информационного моделирования при организации строительства. Лекторами курса выступают ведущие эксперты в стройотрасли и информационном моделировании, специалисты образовательных и саморегулируемых организаций строительного сегмента.
Фото: Сергей Зеленцов
Сейчас ведется активная дискуссия о необходимости повышения производительности труда в строительной отрасли. Что делает НОСТРОЙ в этом направлении?
Действительно, необходимость повышать производительность труда в строительстве назрела давно. Еще в 2021 году Минстрой России заявлял о необходимости повышения производительности труда в строительстве как минимум на 10%. НОСТРОЙ активно участвует в этом процессе.
Основные факторы, влияющие на производительность труда, — это кадры, процессы и технологии. Об инициативах нацобъединения по развитию кадрового потенциала я уже рассказал выше.
Оптимизации процессов и технологий НОСТРОЙ тоже уделяет большое внимание.
Например, для расширения цифровизации в строительстве в НОСТРОЙ действует специальный комитет, в задачи которого входит обеспечение внедрения новых технологий. Помимо этого, на базе национального объединения функционируют Реестр добросовестных производителей и Национальный реестр специалистов.
Кроме того, в соответствии с распоряжением вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, я как президент НОСТРОЙ возглавил рабочую группу по созданию стимулов для подрядных организаций. В рамках этой инициативы мы ведем систематическую работу по формированию предложений для Минстроя России по таким направлениям, как система поощрения подрядных организаций, система рейтингования деловой репутации, блок по наставничеству и др.
НОСТРОЙ прилагает много усилий к повышению прозрачности стройотрасли. Расскажите об этой деятельности.
Нацобъединение в соответствии с законом ведет два реестра: Единый реестр членов СРО и их обязательств и Национальный реестр специалистов (НРС). Сегодня эти ресурсы существуют отдельно друг от друга, но НОСТРОЙ планирует в ближайшее время их интеграцию, чтобы любой заинтересованный заказчик или генподрядчик мог получить исчерпывающую информацию о компании и о профессиональном уровне ее работников. В дальнейшем будет сформирован единый цифровой профиль каждой подрядной организации, в который войдут максимально полные и объективные сведения об уровне квалификации и деловой репутации организации, в том числе и по данным налоговых органов.
Существенным вкладом в открытость работы стройотрасли стало бы создание прозрачной процедуры управления и ценообразования на каждом строительном объекте. Этому должно способствовать внедрение технологий информационного моделирования (ТИМ), применение которых уже стало обязательным при заключении госконтрактов, а с 1 июля станет обязательным и для застройщиков жилья. НОСТРОЙ ведет мониторинг госконтрактов, в которых должно быть обусловлено применение информационной модели, и может констатировать: за два года количество госконтрактов без ТИМ упало с 90% до 32%.
А что можно сказать о таком важном направлении работы нацобъединения, как создание и ведение Реестра добросовестных производителей?
НОСТРОЙ приступил к формированию Национального реестра добросовестных производителей и поставщиков строительных материалов (НРДП) в 2023 году. НРДП создается на базе Каталога импортозамещения, насчитывающего почти 4 тыс. позиций по 28 группам основных ценообразующих ресурсов. Основная особенность НРДП в том, что продукция проходит лабораторные испытания для подтверждения заявленных качественных показателей.
Добросовестность производителя оценивается по 10 критериям, разработанным и согласованным с Минстроем России и Минпромторгом России. Для включения в НРДП уже подано 450 заявок от производителей.
Кроме этого, информационный ресурс отображает все объекты бюджетного капстроительства, что позволяет с высокой точностью прогнозировать потребление основных стройматериалов на территории всей России, а также ежедневно онлайн оценивать риски неисполнения контрактов. Уверен, что при проектировании и строительстве объектов по госзаказу реестр будет удобен и производителям, и профильным органам исполнительной власти.
Сфера капремонта — весьма непростая. Что можно сделать, чтобы снять накопившиеся противоречия?
Капитальный ремонт в многоквартирных домах остается одной из самых сложных проблем по контрактации и исполнению в ряде регионов. В 2023 году в стройке большая часть заключенных договоров была расторгнута.
Помимо этого, есть проблема несостоявшихся торгов: наблюдается низкая активность со стороны подрядчиков, а заказчики предлагают малопривлекательные для бизнеса условия. Это говорит о том, что нынешний механизм подбора подрядных организаций для проведения капремонта несовершенен, поскольку действующее законодательство дает возможность фондам капремонта диктовать свои правила на рынке и делает сферу не очень привлекательной для строительных организаций.
Изменение правил игры, введение каких-то федеральных нормативов, приведение федерального законодательства по капремонту аналогично 44-ФЗ, на мой взгляд, позволило бы сделать этот рынок более прозрачным, более привлекательным. Если он будет привлекательным, то найдутся инвесторы, подрядные организации и, конечно же, квалифицированные рабочие кадры.
Проведение независимой оценки квалификации (НОК) и ведение Национального реестра специалистов также должны способствовать повышению качества строительства. Каковы итоги работы в этом направлении?
Проведение профессионального экзамена в рамках НОК организовано на 221 площадке в 77 регионах страны, открыт экзаменационный центр в Белоруссии. На прохождение экзамена подано по итогам 2023 года свыше 109 тыс. заявок, успешно сдали экзамен более 80 тыс. специалистов — я считаю, эти показатели объективно отражают сложившуюся ситуацию. Ведется борьба с нарушениями при прохождении НОК.
То есть НРС доказал свою эффективность?
Было большое количество скептиков в отношении того, что мы сможем объективно, достоверно и масштабно организовать эту работу в сжатые сроки. Сейчас количество таких людей все меньше и меньше. Два месяца назад в РСПП под председательством Александра Шохина и с участием министра Ирека Файзуллина подводился итог первого года работы системы независимой оценки квалификации. И по цифрам, которые мы доложили, и по программным комплексам Александр Шохин сказал, что, в общем-то, строители на нынешнем этапе продемонстрировали эффективность системы, когда сама отрасль оценивает качество специалистов, поэтому он считает целесообразным масштабировать наш опыт на другие отрасли.
Более того, возможен вариант использования нашей уже созданной материально-технической базы — центров оценки квалификации (ЦОК), экзаменационных площадок — для других отраслей на территории всей РФ.
Есть один существенный момент, который нас немного настораживает. С января этого года мы начали планомерно вести деятельность по исключению в связи с непрохождением НОК из НРС сведений о специалистах, которые до сих пор на все уведомления о необходимости прохождения независимой оценки никак не откликнулись. У нас есть алгоритм принятия таких решений. Решения эти очень сложные. Мы перепроверяем документы каждого специалиста, при этом исключаем порядка 200 специалистов в неделю, на сегодня исключено уже более 4 тыс. человек — и этот поток не иссякает. Вопрос болезненный.
Буквально в марте стартовала новая система прокторинга, и в дальнейшем она будет совершенствоваться. Постоянно ведется работа по обновлению оценочных средств.
Основная задача в этом году — понять, что делать со специалистами, которые на сегодняшний день не реагируют на требования законодательства, потому что просто исключать специалистов — не самый правильный, на мой взгляд, вариант. И здесь я очень надеюсь на поддержку наших коллег и СРО в регионах, которые попробуют все-таки достучаться до этих специалистов, объяснив необходимость оценочной процедуры: наше законодательство выстроено таким образом, что исключение потом не позволяет работнику на протяжении двух лет вернуться в реестр.
Скоро состоится очередной съезд НОСТРОЙ. Какие итоги работы нацобъединения можно подвести за время с предыдущего съезда?
Мы становимся элементом управления строительным комплексом, четко понимаем свои роли и задачи в этой системе управления. Все нацелено на результат, на достижение новых вершин — как в количественном, так и в качественном выражении. 2023 год принес по объемам жилищного строительства, нежилого строительства, дорожного строительства новые рекорды. И в этих рекордах есть толика нашего вклада.
Среди важных результатов назову взаимодействие, которое мы выстроили с подрядными организациями через систему саморегулируемых организаций. И количество запросов, предложений, идущих от реальных участников рынка, постоянно растет — это видно даже по входящей корреспонденции.
Мы на протяжении долгого времени пытались доказать полезность системы саморегулирования как для непосредственных профессиональных участников рынка, так и для системы государственного управления, муниципального управления строительным комплексом. И в этой части, я думаю, та роль, которую сегодня играет не только нацобъединение, но и саморегулируемые организации на местах, — это, действительно, центр взаимодействия органов публичной власти с бизнесом.
У нас получилось организовать эту точку взаимодействия. Это накопительный эффект. Он не формируется от съезда к съезду. Мы наконец-то прекратили говорить о целесообразности системы саморегулирования и перешли к конкретным задачам, результатам, которые видят и органы публичной власти, и представители бизнеса.
Номер публикации: №11 22.03.2024