Креативная энергия: Алексей Емельянов о том, что осознает бизнес, входя в проекты по реставрации ОКН

Креативная энергия: Алексей Емельянов о том, что осознает бизнес, входя в проекты по реставрации ОКН

Креативная энергия: Алексей Емельянов о том, что осознает бизнес, входя в проекты по реставрации ОКН АГН "Москва"
Весной в Москве традиционно проходят Дни исторического и культурного наследия: в течение месяца москвичам и гостям столицы показывают отреставрированные особняки, сохраненные дома и объекты городской среды. Накануне мероприятия, которое в этом году будет проводиться в 22-й раз, «Стройгазета» побеседовала с руководителем Департамента культурного наследия Москвы Алексеем ЕМЕЛЬЯНОВЫМ.

Алексей Емельянов.jpg

«СГ»: Алексей Александрович, расскажите, насколько активно идет реставрационная деятельность в городе.

Алексей Емельянов: С конца 2010 года в Москве развернута масштабная работа по сохранению объектов культурного наследия (ОКН). В 2021 году работы по сохранению и возрождению памятников архитектуры велись на 620 объектах, 249 из них уже завершено. Это были абсолютно разные объекты — памятники истории, архитектуры, монументально-декоративного искусства, но в каждом случае это уникальные элементы городской среды. Например, в 2020 году завершилась реставрация Большого Каменного моста. Благодаря коллегам из комплекса городского хозяйства работы проводились без его перекрытия. Каменный мост — особенный для всех граждан страны: вид, открывающийся с него, изображен на внутренней обложке паспорта. Интересно и то, что на чугунных балюстрадах можно найти первый послереволюционный герб города, составленный в 1924 году архитектором-конструктивистом Дмитрием Осиповым. Таких мостов с гербами два — Каменный и Новоспасский.

Еще один предмет гордости — ГЭС-2 — потрясающая реставрация и потрясающее приспособление. Считается, что по итогам работ памятник изменил свою функцию. Но это как посмотреть: если в начале ХХ века этот объект вырабатывал энергию, необходимую для московского трамвая, то сегодня, уверен, он будет вырабатывать креативную энергию для нашего современного искусства.

Среди небольших, но важных для восприятия города памятников, отреставрированных в прошлом году, — беседки-ротонды на Пушкинской набережной в Парке Горького — одно из любимых мест для фотосессий москвичей.

В 2021 году завершена комплексная реставрация с приспособлением под жилые цели самого старого каменного здания Маросейки. Дом по адресу: Маросейка, 11, известен с XVI века, он связан с Нарышкиным, пастором Глюком. В народе здание называют «дом-сундук». Этот ОКН стал лауреатом конкурса «Московская реставрация» 2021 года. Что тут важно? Дом на Маросейке — как и половина отреставрированных памятников — приведен в порядок на деньги частных инвесторов. То, что с 2015 года каждый второй объект сохраняется на частные средства, — большое достижение, которым мы гордимся. В 2010-2011 годах об этом можно было только мечтать: тогда в основном за реставрацию объектов брались только крупные компании, приводившие в порядок особняки в представительских целях. А в последние годы частниками работ проводится действительно много; примерами могут служить троллейбусное депо на Лесной, отреставрированное в 2019 году, а также множество объектов, которые приспосабливают под небольшие гостиницы, включая здания, реставрируемые и по городской программе «1 рубль за 1 квадратный метр».

Продолжается работа по выведению объектов из аварийного технического состояния. В 2011 году число в удовлетворительном состоянии находилось 66% ОКН, на конец 2021 года — более 95%. Кроме того, в 2016 году появился реестр памятников в неудовлетворительном состоянии, по каждому из которых разработали «дорожную карту» с планами реставрации.

Что касается текущих задач, то у нас в работе, к примеру, серьезная реставрация с приспособлением под городскую медицинскую клинику усадьбы Баташевых на Яузской улице. Здесь располагается 23-я горбольница. Работы по главному корпусу, надеюсь, будут завершены в 2022 году.

«СГ»: Сегодня мы оказались в ситуации финансовой турбулентности. Не пропадет ли у частных инвесторов интерес к нашей исторической недвижимости?

А.Е.: Мы потратили много сил на то, чтобы реставрационная программа в Москве стала одной из крупнейших в мире. И мы сделаем все, чтобы эти темпы не потерять, чтобы реставрация продолжалась, в том числе и на деньги частных инвесторов. Любые перемены, конечно, могут привести к корректировке планов, но реставрация и сохранение ОКН — это же не про обычную недвижимость в центре города, а про нашу общую память, общие ценности. Мне кажется, инвестор, входя в такой проект, осознает эту ответственность перед обществом и потому приложит все усилия, чтобы с честью выполнить работы на общественное благо.

Сейчас сделано все, чтобы работать с ОКН было удобно, прозрачно и понятно. Чтобы на старте человек понимал затратность, ответственность, мог планировать сроки, подход, дальнейшую экономику использования того или иного объекта. Например, каждому собственнику выдается акт технического состояния здания, где прописаны особенности памятника и временные промежутки, в которые необходимо провести работы по сохранению.

Я не исключаю, что какие-то механизмы будут усовершенствованы. Но предварительные итоги действующих программ я считаю хорошими: количество отреставрированных объектов увеличивается, бизнес от ОКН не бежит. Кроме того, благодаря решению мэра Москвы определен ряд поддерживающих мер. На 12 месяцев продлевается срок действия разрешений на проведение работ по сохранению ОКН регионального значения и выявленных ОКН, сроки действия которых истекают до 31 декабря 2022 года. Также с 30 до 10 рабочих дней сокращается срок выдачи разрешений на проведение противоаварийных и ремонтных работ на таких объектах, а на проведение работ по сохранению, реставрации и научно-исследовательские работы — с 15 до 10 рабочих дней. Это поможет продолжить работу в комфортном режиме, не бояться, что за небольшие просрочки последуют штрафы.

«СГ»: Насколько вы зависите от импортных составляющих в реставрационных работах?

А.Е.: За последние шесть-семь лет существенно выросло качество отделочных и реставрационных материалов российского производства. По цене такие материалы дешевле, а по качеству не уступают заграничным аналогам.

Что же касается красок, то тут вопрос открытый: если раньше часть подрядчиков использовала краски отечественного производства с импортными пигментами, то сейчас им предстоит найти необходимые аналоги.

Но в целом реставраторы утверждают, и я с ними полностью солидарен, что наша реставрационная отрасль уникальна тем, что мы проводим работы на наших памятниках, которые строились с использованием отечественных материалов. И найти камень, кирпич, железо, материалы для внутренней отделки (гипс, сусальное золото, стекло, дерево) мы всегда сможем.

«СГ»: Как осуществляется контроль за качеством реставрационных работ? Довольны ли вы ими?

А.Е.: Я удовлетворен качеством работ. Наш департамент контролирует каждый шаг: от выдачи задания на проведение реставрации до согласования проектной документации, и дальше от начала работ до приемки. По итогам 2021 года департамент провел 1904 контрольных мероприятия. Но в последние годы мы делаем акцент не на контроле, а на профилактике — объясняем реставраторам, собственникам особенности законодательства об ОКН, рассказываем, на какой стадии какая методика потребуется.

«СГ»: В Москве немало многоквартирных домов (МКД), являющихся ОКН. Пополняется ли их список, за чей счет идет реставрация фасадов и мест общего пользования?

А.Е.: Список ОКН в целом постоянно пополняется. Мы берем под охрану более 20 объектов в год, среди них есть и жилые дома. Всего в городе под охраной стоит порядка 380 МКД. Работами по ним занимается Фонд капитального ремонта (ФКР). Наш департамент определяет предмет охраны объекта, реставрационные зоны, и под нашим контролем ФКР проводит работы. В 2022 году они запланированы по 11 объектам. Решением мэра Москвы реставрационные работы по таким домам финансируются городом, ремонтные работы проводятся за счет средств ФКР.

«СГ»: Обычно каждый объект — а у нас любят негатив — подвергается критике со стороны как специалистов разного уровня, так и москвоведов. Конечно, если захотеть, найти недостатки можно везде. Как вы работаете с критикой?

А.Е.: Хочу сказать, что мы для критики открыты и прислушиваемся к любым высказываниям. Действительно, стоит здание, заброшенное, никому не нужное, но как только начинаются работы, появляются высказывания, что мы что-то делаем не так. Для меня это знак, что департамент, реставраторы работают не зря. Хуже бы было, если бы никто не замечал этих работ и не обращал внимания на реставрацию в городе. Пример — жилой дом Абрикосова на Малой Красносельской. Все привыкли видеть его красным в комплексе фабрики Бабаева. Во время исследований реставраторы нашли подлинный цвет — светло-оливковый — и вернули его фасадам. Было много возмущенных высказываний, что все испортили. Но мы объяснили, что это исходный, изначальный цвет, скрытый под более поздними слоями. Нас услышали, и люди успокоились. К слову, такое неравнодушие говорит о живом интересе к истории города. Еще 10 лет назад смена цвета была бы малоинтересна, сейчас же это сигнал, что наша работа нужна москвичам, что людей, небезразличных к культурному наследию города, становится все больше.

«Мосгорнаследие открыто для критики и прислушивается к любым высказываниям. Хуже было бы, если бы никто не замечал проведение в городе реставрационных работ»