

Михаил Михайлович, храм Христа Спасителя был воссоздан в 1990-годы после нескольких десятилетий забвения. Какое главное символическое значение его восстановление имело для России?
История воссоздания храма началась еще в 1988 году — в год празднования тысячелетия крещения Руси. Тогда появилась инициативная группа за воссоздание храма Христа Спасителя, которая через год переформировалась в православную общину и организовала «народный референдум» за возрождение храма, поддержанный тысячами жителей страны, особенно москвичами. Отмечу, что решение восстановить храм на его историческом месте было принято не сразу — сначала предполагалось возрождение памятника в районе Борисовских прудов, но после было решено строить его на историческом месте — на Волхонке.
16 июля 1992 года президент России Борис Ельцин подписал указ «О создании фонда возрождения Москвы». В перечне объектов на первом месте значился храм Христа Спасителя на Волхонке. И по поручению правительства Москвы «Моспроект-2» как ведущая проектная организация приступил к воссозданию этого уникального объекта.
А распоряжением правительства Москвы от 6 января 1995 года и по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия я был назначен главным архитектором проекта по проектированию храма Христа Спасителя. 7 января 1995 года, в Рождество, началось строительство, поэтому ощущать политическое давление было некогда, было только самосознание большой ответственности за порученную работу, за организацию процесса проектирования и выполнение графика работ.
Чем новый храм отличается от оригинала в плане конструкций и материалов? Были ли сознательные отклонения от исторического проекта?
Когда мы восстанавливали храм, перед нами стояла сложная задача: с одной стороны — максимально точно повторить исторический облик, с другой — сделать его удобным для современной жизни церкви.
Сам храм мы воссоздали практически один в один — те же габариты, те же материалы, те же высотные отметки. После сноса оригинального храма здесь успели и фундамент Дворца Советов заложить, и бассейн «Москва» построить. В результате исторический холм, на котором стоял храм, полностью срыли — уровень земли опустился почти на пять метров.
Поэтому нам пришлось создавать стилобатную часть — как бы искусственный холм, на котором теперь стоит храм. Эту часть можно назвать отдельным архитектурным и инженерным сооружением, возведенным на месте существовавшего холма-основания. Внутри мы разместили все необходимое для современной жизни прихода: непосредственно под историческим объемом храма Христа Спасителя были созданы ранее не существовавшие храм Преображения Господня, большой зал церковных соборов, вмещающий до 1 200 человек, дополнительные залы на 60 и 120 мест. Сделали просторные трапезные палаты на 1 200 мест с кухонным блоком.
Для священнослужителей оборудовали рабочие кабинеты, библиотеку, даже специальный зал для заседаний Священного синода и покои патриарха.
Отдельно за пределами контура храмовых помещений организован подземный гараж на 370 машин с мойкой, различные служебные комнаты.
Храм сегодня — еще и культурная площадка. Как вам удалось создать баланс между духовной функцией и светской?
Храм Христа Спасителя сегодня не только духовный центр. Здесь проходят теологические конференции, церковные соборы, мероприятия, связанные с международной деятельностью патриарха, посвященные Рождеству Христову, пасхальные празднования.
Это и культурный центр. Открытие музея храма стало значительным событием в культурной жизни столицы. Он одновременно является филиалом Музея истории Москвы. Основная его экспозиция посвящена созданию, гибели и возрождению храма — памятника подвигу российского народа в Отечественной войне 1812 года.
Оригинальный храм ХIХ века строился почти 40 лет, а новый возвели за пять. Какие ключевые решения позволили ускорить процесс без ущерба для качества? Воссоздание храма требовало сочетания традиционных методов и современных технологий. Какие инженерные решения были наиболее сложными?
Вся работа над обычным проектом делится на два основных этапа: проектирование, включающее в себя научные и технические исследования, собственно проектные работы, выпуск огромного количества чертежей для строительства, спецификации материалов и т. д., и этап строительства. В данном случае эти два этапа шли практически параллельно друг другу.
Традиционные методы строительства не могли обеспечить возведение храма в установленные сроки, поэтому были неприемлемы. Кроме того, современные строительные нормы диктуют необходимость значительно повысить прочность здания и его устойчивость к внешним воздействиям.
Сокращение сроков строительства потребовало применения монолитных железобетонных и металлических конструкций, обеспечивающих прочность сооружения. Кирпичное заполнение стен было применено для обеспечения повышенных требований к акустике храма. Наиболее сложными были инженерные решения, связанные с сохранением интерьеров в историческом контексте, а также техническое обеспечение храма современными системами вентиляции, кондиционирования, освещения и т. д. Руководил производством строительных работ начальник Главмоспромстроя Василий Мороз.
Надо отметить, что вопросы акустики и воздухообмена в историческом храме не были решены, от нарушения системы воздухообмена страдали живопись, росписи стен и люди, пришедшие на церковную литургию.
Как удалось воссоздать храм с такой исторической точностью, учитывая, что оригинал был полностью уничтожен? Какие самые неожиданные находки помогли в работе, с какими тонкостями пришлось столкнуться?
Прежде чем проектировать, нужно было изучить место — грунты, фундаменты, исторический контекст. А с историей была проблема: храм уничтожили «до основания», никаких полноценных чертежей не осталось. Пришлось собирать информацию по крупицам — подключили сотни специалистов: историков, архитекторов, реставраторов.
Большую помощь в работе оказали акварели интерьера храма, а в подборке отделочных материалов помогли бухгалтерские книги, где были записи о цвете и месторождении тех или иных видов мрамора.
Использовались ли для восстановления росписей и убранства интерьеров цифровые технологии или художники работали исключительно вручную?
Восстановление росписей и всего архитектурно-художественного убранства храма велось с особой тщательностью. Все работы выполнялись художниками Российской академии художеств под руководством президента академии Зураба Церетели вручную, строго по сохранившимся эскизам, без использования цифровых технологий, которые в то время не применялись.
Пристальное внимание уделялось точному соответствию оригиналу, особенно в основном храме и в алтарной части. Для контроля за этим процессом была создана специальная комиссия по художественному убранству храма под руководством митрополита Ювеналия. Комиссия тщательно проверяла все элементы росписей — от общей тематики до мельчайших деталей; даже такие нюансы, как положение рук святых или складки их одежд должны были строго соответствовать церковным канонам. Ни один эскиз не принимался в работу без одобрения этой комиссии. Таким образом удалось достичь максимально точного воссоздания исторического облика интерьеров храма с соблюдением всех традиционных техник и канонов.
Все работы велись под постоянным контролем руководства Москвы. Мы регулярно отчитывались о ходе как проектных, так и строительных работ. Строящийся объект посещал лично Борис Ельцин.
Большое внимание процессу проектирования и строительства храма уделял патриарх Алексий II, который даже поднимался на верхние отметки храма — на высоту 80 метров, чтобы наблюдать за ходом работ.
Храм Христа Спасителя стал точкой притяжения, изменившей пространство вокруг себя. Планируются ли дальнейшие преобразования в этом районе?
Был запроектирован, построен и открыт в 2004 году Патриарший мост через Москву-реку, соединивший территорию храма Христа Спасителя с Пречистенской, Берсеневской и Якиманской набережными, создав «дорогу к храму».
Начала реализовываться программа установки памятников российским императорам. К сожалению, кроме памятника Александру II больше ничего реализовать не удалось.
Воссоздание храма Христа Спасителя 25 лет тому назад явилось поворотным пунктом в развитии отношения к воссозданию памятников истории и культуры, огромному масштабу реставрационных работ, которые с большой активностью начались в стране.
Активно стало вестись восстановление порушенных в годы советской власти памятников, связанных с религиями народов России. Это можно видеть по восстановленным новым прекрасным сооружениям не только православных конфессий, но также мусульманских, буддийских и иудейских. Многие из этих памятников играли важную градостроительную роль в формировании больших и малых городов России, занимая в них ключевые градообразующие места. Таким образом, возрождение храма Христа Спасителя и те несомненные успехи, которые были связаны с его практической организацией в проектировании, строительстве и художественном оформлении, стало флагманом в восполнении потерь, понесенных городской тканью в исторических городах России.
Мое участие в возрождении такой выдающейся святыни является, безусловно, важнейшим проектом моей жизни, за что я благодарен судьбе.
Справочно:
Храм Христа Спасителя — кафедральный собор Русской православной церкви, возведенный в память о победе в Отечественной войне 1812 года. Первый храм, заложенный в 1839 году по проекту Константина Тона, строился почти 40 лет и был освящен в 1883-м. Величественное здание в русско-византийском стиле стало символом славы России, но в 1931 году его разрушили ради строительства Дворца Советов, который так и не возвели.
В конце ХХ века храм восстановили на прежнем месте. 19 августа 2000 года, в праздник Преображения Господня, патриарх Алексий II совершил великое освящение возрожденного храма. Новый собор, повторяющий облик исторического, стал духовным центром страны и главным храмом РПЦ. На его стенах вновь появились имена героев войны 1812 года. Сегодня храм Христа Спасителя — не только место богослужений, но и памятник национальной истории
Номер публикации: №30 22.08.2025