В эти дни в Казани проходит Международный строительный чемпионат — ежегодное мероприятие, учрежденное Минстроем России и Госкорпорацией «Росатом». В программе форума демонстрация лучших строительных компетенций и новейших технологий, а также дискуссии по стратегически важным вопросам. Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Александр Ломакин рассказал «Стройгазете» о целях этого чемпионата и задачах, стоящих перед стройотраслью в целом.
Александр Николаевич, Минстрой во второй раз проводит Международный строительный чемпионат. Какие ожидания от мероприятия этого года?
Международный строительный чемпионат впервые состоялся в апреле прошлого года в городе Сочи. Нашими совместными усилиями с госкорпорацией «Росатом» была создана и открыта уникальная международная площадка. В мероприятии 2021 года приняли участие специалисты 34 компаний, реализующих крупномасштабные промышленные объекты в России и мире. В текущем году в отборочном этапе соревнований приняли участие 20 тыс. человек, в итоге участниками соревнований являются более 1200 человек, и что приятно: самая большая команда - сборная студенческой лиги, куда вошли 224 человека. Студенческая лига появилась в этом году впервые, интересно будет понаблюдать за их работой на чемпионате!
Проведенный Чемпионат стал международным центром демонстрации строительных компетенций и технологий, не имеющих аналогов в мире. Была организована площадка для обсуждения стратегически важных вопросов и принятия решений по развитию промышленного строительства как в России, так и за рубежом.
Чемпионат, который мы открыли сегодня, станет презентацией России как строительной державы, послужит решению стоящих перед нами задач и центром формирования эффективной производственной кооперации с деловыми партнерами и иностранными государствами в сфере строительства.
Какие задачи сейчас стоят перед строительной отраслью?
Наши приоритеты и цели остаются неизменными, и все они находят свое отражение в Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030. Основной целью Стратегии является всесторонняя реализация всех планов по строительству до 2030 года для обеспечения опережающего развития инфраструктуры и создания по-настоящему комфортных условий проживания и жизнедеятельности граждан нашей страны.
Мы сейчас находимся на чемпионате, посвященном развитию промышленного строительства. В Стратегии, в частности, предполагается координировать планы отраслевого и промышленного развития РФ с политикой пространственного, территориального и градостроительного развития территорий субъектов, крупнейших городских агломераций, опорных пунктов и внеагломерационных территорий для снижения тех диспропорций, которые сложились во многих регионах сейчас. И такая неравномерность в концентрации мест приложения труда оказала и пока продолжает оказывать влияние на социально-экономическое развитие ряда регионов. Но ситуацию необходимо менять, это очевидно.
Какие шаги предстоит сделать в этом направлении?
Нам предстоит усовершенствовать правовую базу по техническому регулированию в строительстве в части сокращения требований к созданию объектов промышленной инфраструктуры.
Также необходимо обеспечить синхронизацию программ жилищного строительства, развития транспортной, социальной, коммунальной инфраструктуры с мероприятиями федеральных и региональных программ промышленного развития.
Еще одним шагом должна стать разработка территориальных схем (мастер-планов) субъектов Российской Федерации и агломераций, обеспечивающих эффективное использование ресурсов и максимальную реализацию социально-экономического, промышленного, инвестиционного и инновационного потенциалов территорий.
Актуальным для отрасли остается и вопрос развития кадрового потенциала строительного комплекса России. В рамках формирования кадровой и профессиональной трансформации строительной отрасли Минстроем России проводится работа по максимальному развитию имеющегося потенциала, и в этом нам помогает проведение Международного строительного чемпионата.
Какие проекты сейчас реализуются Минстроем на территории России?
В рамках федпроекта «Инфраструктурное меню» одним из главных финансовых инструментов федерального проекта являются инфраструктурные бюджетные кредиты – наиболее капиталоемкий инструмент из всех входящих в состав меню. Наиболее крупными и значимыми проектами в рамках ИБК является реконструкция исторического центра и строительство метрополитена в Нижнем Новгороде, линий метротрамваев в Челябинске и Красноярске, выполнение комплексной программы модернизации канализационных очистных сооружений Краснодарского края. Две линии метротрамвая планируется построить в Красноярске. В настоящий момент производится проработка и согласование трассы объекта и местоположения станционного комплекса.
В Челябинске запланировано возведение двух линий метротрамвая: «Север-Юг» и «Восток–Запад» на участке от станции «Площадь Революции» до Южно-Уральского государственного университета. Сегодня здесь занимаются разработкой и утверждением документации по планировке и межеванию территории, а также разработкой проектной документации.
В Нижнем Новгороде реализуют проекты по проектированию и строительству Автозаводской и Сормовско–Пещерской линий метрополитена. В частности, продление действующей Автозаводской линии от станции «Горьковская» до площади станции «Сенная».
Как вы оцениваете реализацию проектов по дорожному строительству?
Как вы знаете, сейчас идет масштабное строительство транснациональных коридоров. Их создание имеет огромное значение для раскрытия потенциала экономики нашей страны. Так трасса «Запад-Восток», рассчитанная на Северную и Центральную Европу, начинается с Санкт-Петербурга, идет до Москвы (к 2024 году будет закончен обход Твери) и далее до Нижнего Новгорода и Казани.
В 2023 году планируется закончить основной ход трассы «Москва-Казань», в этом году будет закончен обход Владимира, также предполагается запустить участок в Московской области от ЦКАДа до бетонной дороги. Дальше дорога продолжится до Екатеринбурга, подготовка к строительству уже идет. В этом году также будет расширена до четырех полос с расширением до 6-8 полос на подъездах к городам трасса от Екатеринбурга до Челябинска. И начато строительство до Тюмени.
А в следующем году начнется реализация пятилетнего плана дорожного строительства, в рамках которого будет построено и отремонтировано более четырех тыс. км дорог, возведено более 650 мостов и 125 тыс. путепроводов. Кроме уже реализуемых проектов, есть и планы на будущее: так для замены изношенной инфраструктуры будет утверждена специальная программа до 2027 года.
Александр Николаевич, Минстрой во второй раз проводит Международный строительный чемпионат. Какие ожидания от мероприятия этого года?
Международный строительный чемпионат впервые состоялся в апреле прошлого года в городе Сочи. Нашими совместными усилиями с госкорпорацией «Росатом» была создана и открыта уникальная международная площадка. В мероприятии 2021 года приняли участие специалисты 34 компаний, реализующих крупномасштабные промышленные объекты в России и мире. В текущем году в отборочном этапе соревнований приняли участие 20 тыс. человек, в итоге участниками соревнований являются более 1200 человек, и что приятно: самая большая команда - сборная студенческой лиги, куда вошли 224 человека. Студенческая лига появилась в этом году впервые, интересно будет понаблюдать за их работой на чемпионате!
Проведенный Чемпионат стал международным центром демонстрации строительных компетенций и технологий, не имеющих аналогов в мире. Была организована площадка для обсуждения стратегически важных вопросов и принятия решений по развитию промышленного строительства как в России, так и за рубежом.
Чемпионат, который мы открыли сегодня, станет презентацией России как строительной державы, послужит решению стоящих перед нами задач и центром формирования эффективной производственной кооперации с деловыми партнерами и иностранными государствами в сфере строительства.
Какие задачи сейчас стоят перед строительной отраслью?
Наши приоритеты и цели остаются неизменными, и все они находят свое отражение в Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030. Основной целью Стратегии является всесторонняя реализация всех планов по строительству до 2030 года для обеспечения опережающего развития инфраструктуры и создания по-настоящему комфортных условий проживания и жизнедеятельности граждан нашей страны.
Мы сейчас находимся на чемпионате, посвященном развитию промышленного строительства. В Стратегии, в частности, предполагается координировать планы отраслевого и промышленного развития РФ с политикой пространственного, территориального и градостроительного развития территорий субъектов, крупнейших городских агломераций, опорных пунктов и внеагломерационных территорий для снижения тех диспропорций, которые сложились во многих регионах сейчас. И такая неравномерность в концентрации мест приложения труда оказала и пока продолжает оказывать влияние на социально-экономическое развитие ряда регионов. Но ситуацию необходимо менять, это очевидно.
Какие шаги предстоит сделать в этом направлении?
Нам предстоит усовершенствовать правовую базу по техническому регулированию в строительстве в части сокращения требований к созданию объектов промышленной инфраструктуры.
Также необходимо обеспечить синхронизацию программ жилищного строительства, развития транспортной, социальной, коммунальной инфраструктуры с мероприятиями федеральных и региональных программ промышленного развития.
Еще одним шагом должна стать разработка территориальных схем (мастер-планов) субъектов Российской Федерации и агломераций, обеспечивающих эффективное использование ресурсов и максимальную реализацию социально-экономического, промышленного, инвестиционного и инновационного потенциалов территорий.
Актуальным для отрасли остается и вопрос развития кадрового потенциала строительного комплекса России. В рамках формирования кадровой и профессиональной трансформации строительной отрасли Минстроем России проводится работа по максимальному развитию имеющегося потенциала, и в этом нам помогает проведение Международного строительного чемпионата.
Какие проекты сейчас реализуются Минстроем на территории России?
В рамках федпроекта «Инфраструктурное меню» одним из главных финансовых инструментов федерального проекта являются инфраструктурные бюджетные кредиты – наиболее капиталоемкий инструмент из всех входящих в состав меню. Наиболее крупными и значимыми проектами в рамках ИБК является реконструкция исторического центра и строительство метрополитена в Нижнем Новгороде, линий метротрамваев в Челябинске и Красноярске, выполнение комплексной программы модернизации канализационных очистных сооружений Краснодарского края. Две линии метротрамвая планируется построить в Красноярске. В настоящий момент производится проработка и согласование трассы объекта и местоположения станционного комплекса.
В Челябинске запланировано возведение двух линий метротрамвая: «Север-Юг» и «Восток–Запад» на участке от станции «Площадь Революции» до Южно-Уральского государственного университета. Сегодня здесь занимаются разработкой и утверждением документации по планировке и межеванию территории, а также разработкой проектной документации.
В Нижнем Новгороде реализуют проекты по проектированию и строительству Автозаводской и Сормовско–Пещерской линий метрополитена. В частности, продление действующей Автозаводской линии от станции «Горьковская» до площади станции «Сенная».
Как вы оцениваете реализацию проектов по дорожному строительству?
Как вы знаете, сейчас идет масштабное строительство транснациональных коридоров. Их создание имеет огромное значение для раскрытия потенциала экономики нашей страны. Так трасса «Запад-Восток», рассчитанная на Северную и Центральную Европу, начинается с Санкт-Петербурга, идет до Москвы (к 2024 году будет закончен обход Твери) и далее до Нижнего Новгорода и Казани.
В 2023 году планируется закончить основной ход трассы «Москва-Казань», в этом году будет закончен обход Владимира, также предполагается запустить участок в Московской области от ЦКАДа до бетонной дороги. Дальше дорога продолжится до Екатеринбурга, подготовка к строительству уже идет. В этом году также будет расширена до четырех полос с расширением до 6-8 полос на подъездах к городам трасса от Екатеринбурга до Челябинска. И начато строительство до Тюмени.
А в следующем году начнется реализация пятилетнего плана дорожного строительства, в рамках которого будет построено и отремонтировано более четырех тыс. км дорог, возведено более 650 мостов и 125 тыс. путепроводов. Кроме уже реализуемых проектов, есть и планы на будущее: так для замены изношенной инфраструктуры будет утверждена специальная программа до 2027 года.
Авторы: СГ-Онлайн