Одним из важнейших механизмов государственной поддержки регионов является федеральный проект «Инфраструктурное меню», содержащий набор инструментов, использование которых предполагает привлечение внебюджетных инвестиций дополнительно к выделяемому бюджетному финансированию. Это позволяет направить преимущественно возвратные средства на реализацию экономически эффективных и социально значимых проектов. Вопросам осуществления данного федпроекта было посвящено заседание круглого стола, которое провел заместитель председателя Комитета по экономической политике Совета Федерации (СФ) РФ Валерий Васильев.
Мощь ИБК
Открывая заседание, Валерий Васильев напомнил, что до 2025 года на реализацию «Инфраструктурного меню» планируется выделить более 2 трлн рублей. Он отметил, что только за счет одного из инструментов меню — инфраструктурного бюджетного кредита (ИБК) — регионы могут привлечь заемные средства на льготных условиях по ставке 3% годовых сроком на 15 лет. О востребованности ИБК особо свидетельствует тот факт, что на сегодняшний день все кредитные деньги в объеме 1 трлн рублей распределены на 83 субъекта РФ.
На заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, состоявшемся 15 декабря 2022 года, было дано поручение предусмотреть дополнительное финансирование развития региональной инфраструктуры в размере 250 млрд рублей, в том числе направить 50 млрд на поддержку инфраструктурных проектов четырех новых регионов страны. А в послании Федеральному Собранию 21 февраля 2023 года глава государства поручил увеличить объем ИБК еще на 50 млрд рублей, которые должны быть потрачены на обновление общественного транспорта с использованием современных технологий, при этом особое внимание будет уделено малым городам и сельским территориям. Не случайно именно транспортная инфраструктура оказалась в фокусе внимания участников круглого стола.
Больше активности
О том, как «работают» не только ИБК, но и все инструменты, фигурирующие в «Инфраструктурном меню», на примере привлечения внебюджетных источников для финансирования транспортной инфраструктуры рассказала директор Департамента комплексного развития территорий Министерства строительства и ЖКХ РФ Мария Синичич. Она пояснила, что курирующим ведомством в этой сфере является Минстрой России, а операторами инструментов меню — институты развития «ДОМ.РФ», «ВЭБ.РФ» и Фонд развития территорий (ФРТ). В целом, работа выстроена таким образом, что достижение основных показателей проекта контролируется Минстроем в еженедельном режиме. Все инструменты меню, особенно ИБК, востребованы регионами, при этом Минстрой предлагает им активнее использовать инфраструктурные облигации.
Мария Синичич отметила, что все инструменты меню постоянно совершенствуются. Например, в прошлом году в рамках контрсанкционных мер были уточнены правила выдачи ИБК в части возможности корректировки проектов. Благодаря этому, если, например, у регионов возникают непредвиденные обстоятельства с поставками оборудования, они могут внести в проекты необходимые изменения. Кроме того, Минстрой России помогает субъектам под один объект объединять разные источники финансирования и тем самым «упаковывать» сложные и дорогие проекты, которые ранее не могли быть профинансированы.
Облигации и новации
Логическим продолжением разговора за круглым столом стало предложение «ДОМ.РФ» расширить возможности механизма инфраструктурных облигаций. На сегодняшний день их применение одобрено «ДОМ.РФ» для 39 проектов в 20 регионах, общая сумма займов превышает 126 млрд рублей. Их реализация обеспечит ввод более 30 млн кв. метров жилья и улучшит жилищные условия более 600 тысяч семей. Кроме того, согласно поручению президента РФ, объем финансирования в рамках программы должен вырасти до 300 млрд рублей.
Но это еще не предел возможностей инфраструктурных облигаций. Как рассказал директор подразделения «Инфраструктурные облигации» «ДОМ.РФ» Александр Аксаков, сейчас этим институтом развития в жилищной сфере вместе с Минстроем России разрабатываются поправки в законодательство, направленные на совершенствование и масштабирование данного механизма, для чего предлагается предусмотреть возможность льготного финансирования в рамках долгосрочных инвестиционных соглашений (ДИС) и добавить для застройщиков новые способы обеспечения по проектам. Прежде всего, применение по ДИС инфраструктурных облигаций может помочь в реализации масштабных капиталоемких проектов в сфере транспортной и дорожной инфраструктуры.
«Такие объекты необходимы для экономического роста регионов, создания новых рабочих мест, повышения доступности услуг для бизнеса и населения, увеличения темпов ввода жилья. Однако имеющиеся сегодня бюджетные ограничения, большой срок окупаемости инфраструктурных проектов привели к недофинансированию строительства коммунальных, дорожных, социальных и других объектов. Эту проблему решают инструменты “Инфраструктурного меню”, в том числе инфраструктурные облигации “ДОМ.РФ”. С его помощью привлекаются значительные объемы рыночного финансирования для реализации комплексных инвестпроектов, повышается уровень жизни миллионов российских семей. Именно поэтому мы выступаем за масштабирование облигационного механизма. Рассчитываем, что необходимые для этого поправки в ближайшее время будут внесены в правительство РФ и приняты», — заявил Александр Аксаков.
Он также сообщил и о другой возможной новации — увеличении способов обеспечения по проектам, реализуемым застройщиками в рамках жилищного строительства. Альтернативой госгарантии субъекта РФ может стать, например, поручительство компаний с рейтингом ААА или института развития. Наконец, «ДОМ.РФ» предлагает предусмотреть опцию комбинирования различных способов обеспечения.
И трамваи, и метро
По мнению Валерия Васильева, значимым инструментом «Инфраструктурного меню» с точки зрения привлечения внебюджетных инвестиций стали также инфраструктурные кредиты «ВЭБ.РФ» — государственной корпорации развития, обеспечивающей финансирование социально-экономических проектов. Одним из наиболее приоритетных направлений данного субсидирования являются региональные программы обновления городского транспорта. На заседании в СФ РФ подробно говорилось о том, как в рамках этих программ в настоящее время реализуются проекты «Таганрогский трамвай» в Ростовской области и «Верхнепышминский трамвай» в Свердловской области.
Так, министр транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Василий Старков рассказал, что с помощью механизмов «Инфраструктурного меню» практически уже закончена реализация проекта строительства депо под трамвай и запущен межмуниципальный трамвайный маршрут между Екатеринбургом и Верхней Пышмой. По словам регионального министра, некоторые члены его команды относились к этому проекту скептически, но уже сейчас видно, что окупаемость по нему будет достигнута. В дальнейшем в рамках концессионного соглашения планируется построить депо, которое позволит соединить трамвайной линией Екатеринбург и Среднеуральск.
Существенный вклад в реализацию транспортных проектов вносит и специальное подразделение «Инфраструктурные проекты» ФРТ. Руководитель этой структуры Фонда Анвар Шамилов сообщил, что по итогам 2022 года было обеспечено кассовое освоение средств на уровне 99,6%, или свыше 249 млрд рублей из предусмотренных 250 млрд. Благодаря этому началась реализация таких проектов, как строительство метро в Нижнем Новгороде и метротрамвая в Красноярском крае и Челябинской области
Валерий ВАСИЛЬЕВ, заместитель председателя Комитета по экономической политике СФ РФ:
«Большой интерес представляет такой инструмент господдержки, как инфраструктурные облигации. На сегодняшний день поручением главы государства предусматривается расширение этой программы и удвоение объема финансирования»
Номер публикации: №10 24.03.2023