О том, какое будущее ждет электротранспорт и какая инфраструктура нужна для того, чтобы города становились экологичнее и современнее, «Стройгазета» поговорила с руководителем направления по Системам балансировки мощности компании PUNKT E Максимом КИСЛИЦЫНЫМ.
Максим Сергеевич, какова на текущий момент ситуация в стране по количеству электромобилей? Какую динамику вы видите? Что будет через пять лет?
Рынок электромобилей, особенно легковых, довольно быстро растет и развивается. В июне 2024 года насчитывалось свыше 87 тыс. единиц электромобилей и подзаряжаемых гибридов, год к году продажи электротранспорта показывают трехкратный рост. По прогнозам правительства РФ, к 2030 году 10% всех продаваемых автомобилей будет работать на электричестве. С учетом роста числа электромобилей в мегаполисах можно утверждать, что в течение 2-3 лет это станет острой проблемой для управляющих компаний на объектах, где нет полноценной зарядной инфраструктуры.
Есть ли дефицит инфраструктуры для электротранспорта? Какие станции максимально востребованы у владельцев электромобилей?
Вслед за ростом числа электромобилей развивается и зарядная инфраструктура — как публичная, так и индивидуальные станции. По общемировой статистике, около 80% зарядных сессий осуществляется на индивидуальных зарядных станциях: они удобны для владельцев тем, что позволяют экономить время на зарядку. Личная зарядная станция на переменном токе проста в эксплуатации и гарантирует заряд электромобиля к утру, когда наступает время его использования.
Насколько востребованы зарядные станции в ЖК, офисах и т. д.? Можно ли сегодня строить новые здания без электрозарядок?
Сейчас застройщики и управляющие компании все больше сталкиваются с запросом со стороны жильцов на установку зарядной станции на территории ЖК, в частности, на личном машиноместе в паркинге. Реализация зарядной инфраструктуры может быть весьма сложным и дорогим решением. Это связано с необходимостью приобретения дополнительной мощности. При этом в эксплуатируемых объектах очень часто отсутствует свободная резервная мощность и нет технической возможности подключать новых потребителей. Для застройщиков крайне актуально создавать полноценную зарядную инфраструктуру на этапе строительства, что сохранит привлекательность объекта к моменту ввода в эксплуатацию. Дополнительно появляются новые требования, постановления, обязывающие застройщиков устанавливать зарядные станции в определенной пропорции от общего числа машиномест, при этом есть требования к установке как медленных АС-станций, так и быстрых публичных DC-станций.
Как должна выглядеть зарядная инфраструктура в современных ЖК, чтобы соответствовать этим тенденциям?
Для максимального комфорта будущих жильцов нужно создать решение, которое позволит собственнику эффективно и экономно заряжать свой электромобиль. Личная зарядная станция на своем машиноместе требует большого запаса дополнительной мощности, так как предполагаемое суммарное количество зарядных станций может быть в диапазоне от 10 до 30% от общего количества машиномест. Чтобы избежать столь высоких дополнительных капитальных затрат, есть техническое решение, сокращающее емкость выделенной мощности на зарядную инфраструктуру в 4 раза, — это система динамической балансировки мощности, которая дает возможность использовать свободную неиспользуемую мощность в часы непикового потребления всего объекта. Максимальная эффективность достигается в ночные часы, когда потребление на объекте в диапазоне от 10 до 20% от расчетного. Также преимущество реализации данной системы — это возможность на этапе эксплуатации добавлять новые зарядные станции, исходя из спроса со стороны владельцев электромобилей. На большинстве объектов мы проектируем зарядную инфраструктуру именно с такой системой. Также в премиальных объектах можно в дополнение установить быструю DC-станцию, чтобы была возможность осуществить зарядку электромобиля за 30-40 минут. Таким образом, собственник недвижимости сможет эффективно и экономно заряжать свой электромобиль через АС-станцию, а в крайних случаях, когда нужно зарядить максимально быстро, использовать публичную платную DC-станцию.
Номер публикации: №30 09.08.2024