Ядро общественной жизни: что необходимо учитывать при проектировании соцобъектов

Ядро общественной жизни: что необходимо учитывать при проектировании соцобъектов

Ядро общественной жизни: что необходимо учитывать при проектировании соцобъектов АГН «Москва»
В настоящее время во многих развитых странах мира большое внимание уделяется вопросу развития социальной инфраструктуры населенных пунктов как ключевому элементу повышения качества и уровня жизни населения.

Проектирование объектов социальной инфраструктуры — это обязательный этап при комплексной застройке: для новых районов нужны детские и спортивные площадки, школы, поликлиники и т. д.: их строительство играет ключевую роль в обеспечении комфортной жизни граждан и развитии общества. Объекты социальной инфраструктуры — часть общей структуры жилых кварталов, и тенденции развития таких объектов тесно связаны с формированием кварталов жилой застройки в целом. Новые стандарты проектирования социальной инфраструктуры стремятся к созданию удобных и безопасных условий для пользователей, учитывая их потребности и современные технологические возможности, — отмечают эксперты «Стройгазеты».

Бэлла КАПЛАН, директор по проектированию УК «Инфратех Концессии»:

Бэлла КАПЛАН,.jpg

«В подавляющем большинстве случаев заказчиками строительства социнфраструктуры в России выступают муниципальные власти, определяющие стандарты проектирования и нормы обеспеченности такими объектами тех или иных территорий. Например, в Ленобласти на тысячу жителей городского или сельского поселения предусмотрено 61 место в детских садах и 110 мест в школах. Прописывается и расположение объектов. Так, школа должна находиться в пределах 500-800 метров от нового жилого комплекса, а путь к ней не может пересекать магистральные улицы.

На строительство объектов социнфраструктуры субъектам Федерации и муниципалитетам ежегодно выделяются сотни миллиардов рублей из федерального бюджета в рамках, например, госпрограмм «Обеспечение доступным и комфортным жильем», «Стимул», «Комплексное развитие сельских территорий», программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя, нацпроектов «Образование», «Здравоохранение», «Жилье и городская среда», федерального проекта «Спорт — норма жизни», через «Единую президентскую субсидию». Кроме того, государство выделяет средства через механизм инвестиционных бюджетных кредитов, ставка по которым 3% годовых, а срок возврата — 15 лет, софинансирует проекты в рамках государственно-частного партнерства.

На региональном уровне действуют свои специализированные программы, на которые также выделяются средства федерального бюджета. Например, в Краснодарском крае это «Развитие общественной инфраструктуры», в которой на 2024 год федеральный вклад превышает 8 млрд рублей.

Тем не менее, в стране темпы ввода объектов социальной инфраструктуры отстают от строительства жилья. Проще говоря, на многих территориях недостаточно мест в школах, детсадах, поликлиниках. Недавно президент Национального объединения строителей Антон Глушков сообщил, что по требованию прокуратуры остановлена или существенно ограничена выдача разрешений на строительство более чем в 40 городах, поскольку для возводимого жилья не хватает общественных объектов. В ряде регионов строительство без социальной инфраструктуры запрещено местным законодательством, как, например, в Татарстане и Саратовской области.

Очень часто строительство социнфраструктуры возлагается на застройщиков, получающих разрешения на строительство только в обмен на согласие возводить общественные объекты, хотя в федеральном законодательстве такого условия нет. Где-то, как в Санкт-Петербурге и Москве, муниципалитет может выкупать объекты у застройщиков, но чаще они просто передаются на баланс городу. В Перми есть альтернатива — заплатить городу взнос на социалку (более 7,5 тыс. рублей за квадратный метр возводимого жилья). Такой же вариант внедряется и в Новосибирске.

Стандарты и требования к соцобъектам, которые возводят девелоперы в рамках договоров с властями, согласовываются с муниципалитетами. Бывают ситуации, когда девелоперы преподносят такую инфраструктуру как дополнительное преимущество своих жилищных проектов. Так возникают школы с бассейнами, скейт-парками, уникальными дизайнерскими решениями вроде прозрачных атриумов и другими изысками.

Обратная сторона социальной нагрузки на застройщиков — удорожание жилья, то есть расходы на эти объекты в конечном счете несут покупатели. По разным оценкам, доля общественной инфраструктуры в цене квадратного метра жилья — от 5 до 20%. К тому же современные стандарты подчас устанавливают повышенные требования к качеству.

Проектирование соцобъектов — сложная задача, так как необходимо:

■ создать комфортную среду, учитывая потребности всех членов общества, включая престарелых и людей с особыми потребностями;

■ учесть специфику услуг, для оказания которых планируется строительство;

■ использовать лучшие эргономические и эстетические решения, чтобы вызвать доверие граждан к соответствующей службе или учреждению.

Здания социального назначения должны строиться на многие десятилетия, поскольку потребности общества со временем только возрастают. За последние пять лет претерпели изменения нормы проектирования, добавились новые требования. Все это обусловлено повышением уровня жизни и комфорта населения, развитием технологий, применением отечественного оборудования и материалов.

Комплексное развитие российских регионов и новых территорий диктует значительное сокращение сроков ввода социальных объектов. Сейчас это стало возможным с внедрением технологий информационного моделирования (ТИМ). ТИМ — это среда взаимодействия участников проекта: от разработки градостроительной документации до эксплуатации здания. Благодаря информационной модели объекта можно оптимизировать инвестиционно-строительный цикл, сделав его прозрачным и понятным, а также снизить сметные расходы и эксплуатационные затраты. Технология позволяет оценивать влияние смежных объектов — как капитальных, так и инфраструктурных — друг на друга. Для социальных объектов, являющихся составной частью городской инфраструктуры, это очень важно, поскольку обеспечивает максимальное соответствие предъявляемым к таким объектам высоким нормативным требованиям по конструктивной и пожарной безопасности, инсоляции, антитеррористической защищенности».

Елена ТРУБИНА, руководитель проектов консалтингового бюро ATLAS:

Елена Трубина

«Стандартизация проектирования и реновации объектов социальной инфраструктуры позволяет подходить к процессам преобразования и трансформации объектов комплексно и системно. Стандарты представляют собой методические рекомендации и наборы решений, разработанные с целью обеспечения высокого качества проектирования и строительства социнфраструктуры, то есть создания функциональных, безопасных, доступных и удобных для использования современных объектов, отвечающих потребностям общества. Как правило, они включают в себя планировочные характеристики зданий и прилегающих территорий, внешний облик фасадов и интерьеров, цветовые схемы и использование актуальных дизайн-принципов проектирования.

Подходы к благоустройству и новому строительству опираются на типологии соответствующих объектов и подобранные сеты решений для них, учитывают потребности, ценности, запросы целевой аудитории. Бюро ATLAS разрабатывает гайдлайны для городов, например, в регулировании объектов социальной инфраструктуры — сборник типовых решений для проектирования территорий поликлиник Москвы, где акцент сделан не на здании и интерьерах, а на экстерьере и общих подходах к внешнему облику таких территорий.

Стандартизацией подходов проектирования можно зарегулировать важные требования к обеспечению комфорта, безопасности и доступности объекта, например, наличие достаточного количество входов, комфортных проходных для режимных объектов и мест для проведения времени внутри территории. Важно обособлять технические и сервисные зоны и площадки от пользовательских: предусмотреть наличие разных не пересекающихся между собой маршрутов, распределение потоков и входов в здания для персонала и пользователей.

В настоящее время к объектам рекреации и досуга предъявлены высокие требования по наличию таких мест на территориях, их количеству (доля от общей площади), наполнению и функционалу, разнообразию сценариев и обеспечению проведения досуга для разных категорий пользователей и посетителей. Например, помимо основных пользователей есть персонал (врачи, учителя, охранники), кому для повышения качества их работы и состояния в целом важно иметь места для отдыха и кратковременного досуга.

Если говорить о поликлиниках, то формирование комфортной городской среды достигается не только наличием цифровых сервисов здравоохранения на высочайшем уровне, но и повышением качества благоустройства, эксплуатационных характеристик территории и разделением функций, добавлением зон рекреационного и восстановительного (оздоровительного) характера: экотроп, сенсорных садов и зелени в любых условиях, включая кровли.

А в школах и детских садах стандартами представлены дополнительные требования к элементам рекреации в образовательных целях: площадки для изучения сенсорики и акустики, разнообразные спортивные тренажеры, безопасные водные объекты для изучения естественных процессов и экспериментов с природой, регулируются требования к функционалу площадок сбора и ожидания детей и родителей (например, линейки), проведению активного досуга на площадках перед входами в здания образования.

В объектах социнфраструктуры при стандартизации подходов повышено внимание к развитию транспортной доступности и стратегии движения внутри территорий: есть парковки для гостей и посетителей, площадки посадки-высадки с временным ограничением, разделение потоков с ограниченным доступом транспорта или запрет на его проезд — за исключением работников и экстренных служб. И базовым, однако наиболее актуальным, требованием является создание или адаптация существующей инфраструктуры для комфортного, беспрепятственного и безбарьерного использования всеми группами граждан, обеспечение доступности и безопасности пребывания на территории.

Если говорить про реализацию проектов-гайдлайнов, то сложности возникают в разделении системных и тактических решений. Например, одни вопросы касаются категоризации функциональных зон и пространств, другие — выбора плитки. Получается, что необходим последовательный переход от глобальных задач и принципов проектирования к конкретным решениям или площадкам. И широкая аудитория, и сами проектировщики должны понимать: стандарт — это документ с базовыми рекомендациями, регулированием функций и типов пространств, а не готовый дизайн-проект всех территорий объектов, в границах которого он работает. Сложность применения стандартов может быть в дальнейшей реализации и перекладывании рекомендаций на необходимый дизайн, чтобы все перечисленные инфраструктурные решения были воплощены.

Современные тренды в создании социальных объектов пересекаются с требованиями и условиями, так как стандартизация подходов — это всегда про новые направления и актуализацию.

Трендом можно назвать диверсификацию потоков пользователей и персонала и наличие соответствующей навигации, то есть общественные и служебные зоны имеют раздельные транспортные и пешеходные связи.

Необходимо разнообразить игровые пространства с учетом образовательных и оздоровительных функций: музыкальные и природные элементы, объекты искусства и иммерсивные инсталляции, внедренные в ландшафт. Их наличие создает дружелюбность и открытость для всех, стирая границы превалирующей функции пространства.

Еще один тренд — внедрение технологий и инноваций, «зеленых» стандартов и архитектуры, применение «серой» воды для полива прилегающего озеленения, цифровые системы управления и мониторинга, автоматизация эксплуатационных дел.

В разрезе глобальных изменений климата и экологических проблем трендами являются обилие зеленых поверхностей, применение вторичных ресурсов, экологически чистых материалов, проницаемых покрытий.

Назревающий тренд — стремление общества к максимальному использованию существующих ресурсов и оптимизации пространства для социально значимых целей. Например, переназначение функций неиспользуемых школ ввиду снижения уровня рождаемости в пользу более актуальной полезной функции, планировка и адаптация существующих и планируемых зданий в перспективе отсутствия необходимого спроса: какие подходы можно предусмотреть для будущей жизни здания с новой функцией».

Марина ФАДЕЕВА, руководитель Департамента оценки в ООО «Атлант Оценка» (Москва):

Марина ФАДЕЕВА.jpg

«Одним из обязательных требований при проектировании социальной инфраструктуры является доступность для всех групп населения, включая людей с ограниченными возможностями, — устранение барьеров для людей с ограниченной подвижностью, установка специального оборудования и устройств для инвалидов, а также обеспечение безопасности и комфорта для всех пользователей.

При реализации проектов социальной инфраструктуры часто возникают проблемы с финансированием, нехваткой квалифицированных специалистов, сложности в получении разрешений и согласований, а также необходимость учитывать множество нормативных требований и стандартов.

Современные тренды в строительстве социнфраструктуры включают в себя использование экологически чистых материалов и технологий, создание энергоэффективных зданий, внедрение цифровых решений для повышения уровня сервиса и управления учреждениями. Также все большее внимание уделяется концепции «умного города», где социальная инфраструктура интегрируется с другими системами для повышения качества жизни горожан».

Ирина КОШЕЧКА, генеральный директор архитектурной мастерской «Миронов и партнеры»:

Ирина КОШЕЧКА.png

«Говоря об объектах образования, нужно выделить несколько ключевых факторов, влияющих на организацию этих объектов и определяющих требования к ним.

Первый — это безопасность. Этот фактор связан не только с антитеррористическими мероприятиями. Для администрации важно сохранять контроль пребывания детей на территории образовательного учреждения, а также иметь травмобезопасную среду для детей разных возрастов внутри здания и на прилегающей территории. Для достижения этой цели разными нормативными документами и функциональными инструкциями предписываются сплошное ограждение территории школ и детских садов, минимизация количества входов на территорию и входных групп в здание, ограничение доступа на территорию посторонних людей и даже родителей учеников. В этом случае функциональная и рекреационная инфраструктуры таких объектов, например, стадион, спортивные площадки или площадки для прогулок, а также сами здания не доступны жителям окружающих домов. Отвечая требованиям безопасности, социальные объекты могут стать «крепостными островками» в составе жилого квартала, разделенного барьерами доступа. Это в конечном итоге приводит к безразличному и даже агрессивному отношению к окружающей жилой среде квартала.

Второй ключевой фактор — соцобъекты как ядро общественной жизни. Как противопоставление фактору безопасности объекты социальной инфраструктуры стремятся стать центрами притяжения позитивной общественной активности жителей квартала. Если территория детского сада имеет естественную обособленность и масштабность пространства для маленьких посетителей, то территория школы может быть пригодна для семейного отдыха, молодежной и взрослой активности. На школьном стадионе будут проходить тренировки и соревнования вне школьной программы. Школьная библиотека, актовый зал, мастерские могут быть использованы как площадки для общих образовательных и творческих мероприятий, лекций и поэтических вечеров, концертов и спектаклей. Для этого и помещения школы, и ее территория должны быть приспособлены для совместного и поочередного использования разными группами, для целей безопасности и разделения потоков посетителей необходимо сделать дополнительные входы на территорию объекта и в здание, а также предусмотреть функциональное зонирование с разделением помещений, которыми пользуются только школьники, и помещений для совместного или поочередного использования. Такой подход позволяет рационально пользоваться возможностями школьных пространств и объединяет территорию школы с окружающей территорией жилого квартала, создавая дружелюбную среду для жизни. Многие застройщики стараются учитывать этот фактор как дополнительную точку привлекательности, повышающую стоимость жилья в квартале.

Третий фактор — технологичность и мультифункциональность. Современные подходы к организации образовательных объектов продиктованы техническими возможностями и рациональным использованием пространств. Например, школа может отказаться от отдельного актового зала, который используется несколько раз в год, и проводить общие массовые мероприятия в приспособленном общем пространстве рекреации. Библиотека из пространства для хранения книг превращается в современный информационный центр и место проведения лекций, конференций и кружков. Рекреации благодаря мобильным информационным технологиям становятся местом проведения внеклассных занятий и собраний. Даже общие рекреационные пространства детского сада могут использоваться для организации общих межгрупповых игр и активностей для детей разных возрастов и их родителей.

Таким образом, для объектов образования современным вызовом и одновременно современным трендом является интеграция образовательных объектов и пространств в общую жизнь окружающего жилого квартала. Сложности проектирования при создании таких объектов заключаются в необходимости соблюсти баланс между доступностью территории, архитектурной красотой и пожарной безопасностью, а также простотой эксплуатации. Необходимо обдуманное применение как отделочных материалов, так и компенсирующих мероприятий в случае каких-либо происшествий и угроз.

Что касается объектов здравоохранения районного значения — поликлиник, то в этой области наблюдается тенденция к формированию широкого спектра объектов разного масштаба и уровня предоставления медицинских услуг, платных и бесплатных. Многие такие учреждения — кабинеты врачей общей практики, кабинеты для забора анализов, небольшие медицинские центры — расположены на первых этажах жилых домов для максимальной доступности услуг для жителей квартала. Отдельные здания занимают учреждения с более комплексным медицинским обслуживанием, включая возможность проведения несложных операций или услуг дневного стационара».

Игорь ЧЕРНОГОЛОВ, президент ООО «Группа компаний «Пенетрон» (Екатеринбург):

Игорь ЧЕРНОГОЛОВ.jpg

«Ранее, когда финансирование объектов социальной инфраструктуры велось, что называется, по остаточному принципу, качество материалов, да и самого строительства было крайне невысоким. Задача ставилась таким образом, чтобы возвести сооружение с минимальными издержками.

Теперь ситуация изменилась в корне. При проектировании закладываются материалы, которые повышают технические характеристики объекта, его надежность, долговечность, а также увеличивают межремонтный цикл.

Например, вместо традиционных рулонных материалов и обмазочных мастик на этапе нового строительства при гидроизоляции железобетонных фундаментов и заглубленных сооружений применяется инновационная добавка с эффектом самозалечивания трещин, при ремонтах — гидроизоляция проникающего действия. И в том и в другом случае подобные технические решения многократно увеличивают межремонтный период и снижают тем самым затраты на дальнейшее содержание сооружений. Такой подход существенно экономит бюджетные средства и повышает безопасность строительных объектов. Если судить по опыту нашей компании, школы, детские сады, больницы по такому принципу возводятся практически во всех регионах России — от Бурятии до Калининграда.

Важно отметить, что сейчас осуществляется строгий надзор за четким соблюдением проектных решений. Если в проект заложен определенный материал, именно он и должен быть использован на строительной площадке. Думаю, с введением обязательного использования ТИМ отследить реализацию проекта на всех этапах его цикла станет еще легче».