Более того, сегодня помимо самих детских садов и школ формируется запрос на качественную и здоровую развивающую среду. Так, проведенное недавно проектом Forbes Education (FE) исследование показало, что при покупке жилья большое влияние на выбор оказывает наличие детской инфраструктуры (ее насыщенность и функциональность важны для 90% опрошенных семей с детьми). Как рассказала руководитель FE Юлия Черепанова, родители детей дошкольного и младшего школьного возраста наиболее востребованными элементами назвали: детскую площадку с увлекательными и развивающими игровыми снарядами, детсад в шаговой доступности, парк для прогулок с коляской, детскую комнату с аниматором внутри ЖК и учреждения допобразования. «В то же время для детей старшего школьного возраста, по мнению взрослых, важны: школа в шаговой доступности, активити-площадки для подростков, коворкинг, где подросток мог бы позаниматься с репетитором, а также компьютерный игровой клуб», — уточнила она.
Учебный мегаполис
Всероссийским лидером образовательного девелопмента, впрочем, как и в других сферах строительства, является столичный регион: в Москве в 20112023 годах построено 569 школ и детских садов, и темпы строительства не снижаются. По словам заместителя мэра города по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарёва, количество открытых в столице к новому учебному году детсадов и школ достигнет полусотни. «Развитие социальной инфраструктуры вне зависимости от внешних факторов находится в числе приоритетов градостроительной политики мегаполиса, — отметил он. — С начала года в Москве было выдано 41 разрешение на ввод в эксплуатацию детских садов и школ. До 1 сентября планируется открыть еще два детсада и семь школ».
Не отстает от столицы и Подмосковье, где число школ с началом учебного года увеличится на три десятка. «Сегодня в регионе 1 030 школ, а к сентябрю мы должны открыть еще 30 — это госпрограмма плюс внебюджет, — заявил губернатор Московской области Андрей Воробьёв. — Всего на данный момент в активной фазе строительства у нас 97 школ, в капремонте по президентской программе — 63».
На частные деньги
Еще одна черта современного социального девелопмента в Москве — широкое участие в строительстве школ и садов частного бизнеса. В настоящее время около 90% новых ЖК обеспечено социнфраструктурой — и во многом это заслуга застройщиков. По действующим нормативам, любой проект жилой застройки предусматривает возведение соцобъектов за счет средств инвестора. Например, на сегодня между городом и девелоперами (А101, «Гранель», «Донстрой», «Инград», МИЦ, ПИК, «РГ-Девелопмент», «Самолет», «Страна Девелопмент», ASTERUS, Capital Group, Sezar Group и др.) заключено 112 договоров на 84 школы на 54 735 мест и на 119 детсадов на 24 855 малышей. «При этом в рамках подобных соглашений уже введено в эксплуатацию 15 садиков на 2 935 мест и семь школ на 6 700 учеников, — рассказывает председатель Москомстройинвеста Анастасия Пятова. — До 2025 года планируется построить еще 30 детсадов на 7 040 мест и 21 школу на 17 430 мест, а к 2030-му в столичных ЖК появятся еще 23 школы на 19 990 учеников, 32 садика на 8 125 детей».
Кроме того, данный подход стал широко применяться в рамках проектов комплексного развития территорий (КРТ). По словам мэра Москвы Сергея Собянина, благодаря таким проектам в столице появится 42 новых образовательных объекта. «В начатых проектах КРТ запланировано 23 детских сада и 19 школ, — сообщил он. — Вся социальная инфраструктура в новых микрорайонах будет в шаговой доступности от дома».
Подчеркнем, что сами девелоперы уже не воспринимают необходимость строительства соцобъектов как обременение. Наоборот, бизнес видит в этом возможность повысить капитализацию проекта, инвесторы соревнуются в крутости своих школ и детсадов. Так, генеральный директор группы компаний «А101» Игнатий Данилиди считает, что проектирование и строительство новых образовательных объектов с возможностью развивать в них функционал общественных центров и «домов культуры» позволит оптимизировать решения по градостроительному планированию районов и объем затрат на создание общественной инфраструктуры и при этом повысит качество социальной среды в городе. «Школы и образовательные центры обеспечивают возможность безопасного доступа жителей района для занятий спортом, развития новых навыков и реализации совместных проектов в сфере образования, искусства и творчества, инженерного дела и конструирования, IT-технологий. Школьное здание становится центром общественной жизни для всех возрастных групп», — подчеркнул девелопер.
Лучшие образцы
Учитывая немалые средства, вложенные в создание образовательной среды (выработка концепции, проектирование, подбор материалов, оснащение и другие этапы работ), на финише получаются объекты, становящиеся центрами притяжения и серьезным фактором при выборе того или иного района при покупке жилья.
Создание как можно более классных объектов образования стимулируют и власти, проводя различные конкурсы. Например, детский сад в составе ЖК «1-й Нагатинский» от Prime Life Development, получивший архитектурную премию Москвы 2023 года, будет окружен насыщенной игровой инфраструктурой, учитывающей возрастные особенности и потребности детей в разных типах игры и активностей
Другим примером классной обучающей инфраструктуры может служить образовательный кластер на территории полуострова Покровское-Стрешнево в составе ЖК «Клубный город на реке Primavera». В преддверии нового учебного года Сергей Собянин открыл здесь учебный корпус площадью 14,3 тыс. квадратных метров. Возведенный по индивидуальному проекту кластер состоит из двух блоков — для младших классов, а также для средней и старшей школ. Новая школа на 1 100 мест стала первым общеобразовательным учебным заведением, построенным в рамках КРТ на землях бывшего Тушинского аэродрома. «Школа большая, просторная, с запасом. В следующем году в соседнем районе еще одна сдастся. Появятся уже в этом году и три детских сада. Так что проблем с образовательной инфраструктурой здесь не будет», — пообещал градоначальник.
Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы:
«К 1 сентября все городские школы отремонтированы и укомплектованы. В новом учебном году они примут 1,1 млн учащихся. При этом количество районов, где наблюдался дефицит школьных мест, за последний год уменьшилось почти в два раза»
Номер публикации: №32 01.09.2023