Через аэропорт осуществляются регулярные и чартерные пассажирские перевозки по более чем 40 направлениям, обеспечивающие связь с центральной частью России и другими регионами ДФО, выполнение социально значимых маршрутов в труднодоступные населенные пункты российского Дальнего Востока, а также международные перелеты.
Аэропорт может принимать воздушные суда почти при любых погодных условиях. Это один из шести аэропортов России, имеющих сертификат девятой (высшей) категории по противопожарному обеспечению полетов и объектов инфраструктуры, по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению.
В настоящее время при участии частных и государственных инвестиций реализуется программа комплексного развития аэровокзальной и аэродромной инфраструктуры.
В частности, уже построен терминал внутренних авиалиний площадью 27,7 тыс. кв. метров с 24 стойками регистрации, 7 эскалаторами, 6 выходами на посадку. Для удобства пассажиров, в том числе маломобильных, установлены 12 лифтов различного назначения. Общий бюджет проекта составил 5 млрд рублей. Строительство велось с марта 2018-го по сентябрь 2019 года при финансовой поддержке госкорпорации «ВЭБ.РФ» и принадлежащего ей Фонда развития Дальнего Востока. Сегодня терминал совмещает в себе внутренние и международные рейсы (на Дальнем Востоке России такой аэропорт был только во Владивостоке).
По второму этапу развития аэровокзальной инфраструктуры в августе 2021 года начато строительство международного терминала по проекту немецкого бюро WP|ARC. С учетом существующих ограничений в зоне обслуживания пассажиров новый терминальный комплекс было решено возвести на месте существующего терминала 1965 года и VIP-терминала. Первоначально архитекторы предлагали сохранить VIP-терминал 1954 года, но после сноса соседнего здания началась просадка грунтов и он пришел в аварийное состояние.
Сдать в эксплуатацию терминал предполагается в первой половине 2025 года. Проект реализуется с привлечением заемных средств ведущих организаций развития — «ВЭБ.РФ» и «ВЭБ.ДВ».
Площадь международного терминала — 20,5 тыс. «квадратов», пропускная способность — 600 пассажиров в час. Терминал будет оснащен двумя телетрапами, 7 лифтами различного назначения, 6 эскалаторами, двумя уровнями автоматизированной обработки багажа и 11 стойками регистрации. Пропускная способность нового терминала позволит обслуживать до миллиона пассажиров международных направлений ежегодно.
Общий объем инвестиций в проект составит 6,1 млрд рублей, три из которых предоставляет «ВЭБ.РФ». На сегодняшний день готовность объекта составляет 85%. Завершаются отделочные работы, производится установка лифтов и эскалаторов, системы обработки багажа, технологической мебели, проводятся укладка плитки, асфальтирование.
Изначально строительство международного терминала должно было завершиться в 2023 году, но планы пришлось изменить из-за проблем с логистикой. Часть технологического оборудования необходимо было импортозаместить: вместо финских лифтов и эскалаторов здесь будет работать китайская компания Brilliant Elevator. Телетрапы закуплены у китайской CIMC Tianda: ее продукция занимает 40% мирового рынка. Также уже доставлено и ждет начала монтажа досмотровое оборудование Nuctech, зарекомендовавшее себя во многих аэропортах, в том числе в Москве (во Внуково), Сочи и Краснодаре.
Для зоны получения багажа будет использовано российское оборудование от компании «Конветроник», которая является, что немаловажно, разработчиком программного обеспечения для этой техники.
Также в стадии реализации, в том числе за счет внебюджетных источников, находится проект строительства приаэропортового гостинично-делового комплекса на 150 номеров. Работы планируется завершить к 2025-2026 годам. Общий объем инвестиций в проект составляет около 1,3 млрд рублей. В рамках территории опережающего развития «Хабаровск» заключено соглашение об участии в проекте одного из крупнейших гостиничных операторов — Cosmos Hotel Group.
Справочно
Развитие авиационного сообщения в Хабаровске началось с открытия гидропорта на берегу Амура в 1929 году. По мере роста спроса на авиаперевозки к концу 30-х годов прошлого века был построен новый аэродром, к 1954 году включавший новую взлетно-посадочную полосу и терминал. Спустя десятилетие открылся второй терминал, а к ЭКСПО-70 аэропорту был присвоен статус международного и выполнен первый полет в Японию. В феврале 1977 года в Хабаровске совершил экспериментальную посадку сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144.
В 1970-1980-х аэропорт стал частью культурной жизни города благодаря ресторану «Аквариум» на его территории, в котором проходили регулярные музыкальные выступления, играли джаз, можно было попробовать редкие для того времени блюда и импортные напитки в баре. В 1992 году появился новый терминал, но уже вскоре он перестал отвечать требованиям времени.
В 2009-м владелец аэропорта «Альянс-Пром» провел тендер на разработку генерального плана, победителем в котором стала корпорация «Международный аэропорт Инчхон» (Incheon International Airport Corporation). Генеральный план включал в себя прогноз развития аэропорта, план землепользования в зоне аэропорта, план строительства по каждому этапу реализации проекта, финансовую модель оценки инвестиционной привлекательности проекта и план финансирования с учетом требований потенциальных инвесторов. Для реализации проекта создан консорциум «Инчхон» — компания «Дэу Инжиниринг» (Daewoo Engineering Company). В 2015-2018 годах прошла реконструкция ИВПП-1 с частью перрона и рулевых дорожек.
Номер публикации: №28 26.07.2024