Об истории и сегодняшней стадии проекта, специфике его финансирования, подготовке кадров и влиянии санкций «Стройгазете» рассказали заместитель губернатора Новосибирской области Ирина Мануйлова, управляющий проектом ЦКП СКИФ Иван Шмидт и директор Института катализа имени Г. К. Борескова СО РАН Валерий Бухтияров.
С учетом цен и политики
В реализации этого уникального проекта международного масштаба «точка невозврата» пройдена — и к концу 2023 года первая очередь ЦКП СКИФ непременно войдет в эксплуатацию. Проект является флагманским для реализации общего большого проекта «Академгородок 2.0».
Символический старт строительству был дан в августе 2021-го. 17 декабря Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение на проектную документацию и результаты инженерно-геологических изысканий для строительства ЦКП СКИФ. Экспертиза, среди прочего, подтвердила увеличение сметной стоимости объекта с изначальных 37,1 млрд рублей до 43,8 млрд (в ценах II квартала 2021 года). А если «развернуть» эту сметную стоимость в цены соответствующих лет, то данная сумма увеличивается до 47,3 млрд рублей. Эта «прибавка» учитывает в том числе резкое подорожание стройматериалов.
30 декабря 2021 года было получено разрешение на строительство, а 18 апреля 2022 года АО «Концерн Титан-2» и Институт катализа подписали контракт на выполнение строительных работ на период с апреля 2022-го по май 2023 года.
«Параллельно велось производство оборудования для синхротрона. Передача заказчику первых готовых высокочастотных усилителей, изготовленных на новосибирском научно-производственном предприятии «Триада-ТВ», уже состоялась. Хочу отдельно сказать, что около 90% оборудования для СКИФ — отечественного производства, — подчеркнула Ирина Мануйлова. — Поэтому проблемы, связанные с введением внешнеэкономических санкций, данного проекта практически не коснутся».
«Некоторые исследовательские станции, которые предполагалось запустить в первой очереди ЦКП СКИФ, мы все-таки планировали заказать в Германии и Великобритании, — уточнил Валерий Бухтияров. — Самая проблемная — станция мягкого рентгеновского излучения для изучения поверхности. Ее намеревались заказать в Берлине, так как для формирования излучения по данной технологии на станции должны использоваться решеточный монокристалл и детекторы, которые в России никогда не производили». Для решения возникших трудностей «проблемные» станции будут модифицированы с опорой на российское и доступное зарубежное оборудование.
Не представляет угроз
«В общий состав комплекса СКИФ входит 34 объекта, из них четыре имеют особую категорию, для осуществления работ на них требуется лицензирование Ростехнадзора и некоторых других структур, — проинформировал Иван Шмидт. — В ближайшее время мы планируем заключить договор с Главгосэкспертизой на экспертное сопровождение проекта. Строительство ведется на земельном участке площадью около 30 гектаров. Кроме того, к этому участку мы недавно «прирезали» еще примерно 16 гектаров для размещения временных технологических проездов, строительного городка».
По сведениям Ивана Шмидта, на сегодняшний день получены все технические условия на подключение объекта к инженерным сетям. В скором времени будут заключены контракты на выполнение функций технического заказчика, строительного контроля и научно-технического сопровождения строительства. Управляющий проектом ЦКП СКИФ также сделал акцент на безопасности объекта с точки зрения санитарно-биологических угроз. «Никакого вреда среде СКИФ не наносит, а его санитарно-защитная зона ограничена занимаемым им земельным участком», — сообщил он. Сегодня на строительной площадке ведутся подготовительные работы: выполнено ограждение, снесены деревья, проводятся дополнительные углубленные исследования несущей способности грунтов. Уже принято решение об устройстве специальных свай, позволяющих дополнительно укрепить массив грунта для обеспечения должного уровня вибрационной устойчивости конструкций.
15 инфраструктурных объектов в придачу
Проект СКИФ предполагает строительство не только непосредственно технологического корпуса с синхротроном и исследовательских площадок, но и 15 инфраструктурных объектов, расположенных преимущественно на территории поселка Кольцово. «Это школа, медицинский центр, детсады, стадион, реконструированные дороги», — перечислила Ирина Мануйлова. Все эти объекты зафиксированы в мастер-плане «СКИФ-городка» и в более объемном, общем мастер-плане «Смарт-Сити», охватывающем реализацию проекта «Академгородок 2.0» в целом.
Как сообщила вице-губернатор Новосибирской области, все 30 экспериментальных станций коллективного пользования в составе СКИФ должны войти в строй к 2030 году, а первая очередь из шести станций заработает в 2024-м.
То, что эти площадки будут востребованы, Ирина Мануйлова не сомневается: «Еще в прошлом году 25 компаний реального сектора экономики заявили о своем интересе к исследовательским возможностям будущей установки. Среди них государственные корпорации «Ростех», «Роснано», «Росатом», ПАО «Газпром», предприятия электронной, инструментальной, нефтехимической промышленности, такие как «Томский инструмент», ПК «Мион», «СИБУР», предприятия биомедицинского профиля и другие».
Успеть подготовить кадры
Новосибирские вузы, в первую очередь НГУ и НГТУ, включились в подготовку кадров для ЦКП. Строящемуся научно-исследовательскому комплексу необходимо порядка 400 специалистов для технического обслуживания станций СКИФ и непосредственно самой установки. Половину обучат в НГТУ, еще около 200 специалистов подготовит НГУ, где в этих целях запущена междисциплинарная магистерская программа «Методическое обеспечение физико-химических исследований конденсированных фаз».
Ирина Мануйлова, заместитель губернатора Новосибирской области:
«Значение СКИФ трудно переоценить. Пожалуй, вряд ли в ближайшие лет десять в Европе, да и в мире в целом можно ожидать возникновения еще одного подобного научно-исследовательского проекта»
Иван Шмидт, управляющий проектом ЦКП СКИФ:
«Научно-техническое сопровождение строительства вдвойне важно с учетом большой значимости объекта, необходимости обеспечить особенно высокую термо- и виброустойчивость сооружения»
Валерий Бухтияров, директор Института катализа имени Г. К. Борескова СО РАН:
«В этом году мы планируем заключить контракты с разными организациями, в том числе и с Институтом гидродинамики СО РАН — они будут головными исполнителями по станции быстропротекающих процессов. Договариваемся и с томскими институтами»
Справочно:
Госзаказчик ЦКП СКИФ — Минобрнауки РФ. Заказчик-застройщик — ФГБУ Федеральный исследовательский центр Институт катализа им. Борескова СО РАН. Исполнитель работ по изготовлению и запуску технически сложного оборудования — Институт ядерной физики СО РАН. Генподрядчик строительства — АО «Концерн Титан-2». Проектирование выполнено московским АО «Центральный проектно-технологический институт».
Номер публикации: №18 20.05.2022