Тоннель длиною в девять десятилетий: «Московский метрострой» расширяет поле деятельности и уверенно смотрит в будущее

Тоннель длиною в девять десятилетий: «Московский метрострой» расширяет поле деятельности и уверенно смотрит в будущее

Тоннель длиною в девять десятилетий: «Московский метрострой» расширяет поле деятельности и уверенно смотрит в будущее

Этой осенью легенде российской строительной отрасли — компании «Московский метрострой» — исполнится 93 года. Такая солидная дата вызывает уважение — в нашей стране не так уж много строительных организаций, которые имели бы столь же долгую и насыщенную историю. В ней немало славных страниц, но метростроевцы не останавливаются на достигнутых результатах. Только за последние два месяца они стали «виновниками» сразу двух знаковых событий федерального масштаба: ими была осуществлена сбойка железнодорожных тоннелей на участке «Шкотово-Смоляниново» на Дальнем Востоке (Восточный полигон) и начата прокладка тоннеля в Самаре, где возобновилось строительство метро.

На днях состоялась встреча руководства и ветеранского актива «Мосметростроя» с коллективом «Строительной газеты», на которой зашла речь об этих достижениях компании, о ее истории и планах дальнейшего развития, о плодотворном сотрудничестве и дружбе, десятилетиями связывающих коллективы газеты и «Мосметростроя».

От истории до современности

Общение руководства «Мосметростроя» и коллектива «Стройгазеты» началось за длинным столом в историческом помещении здания компании на Цветном бульваре. Его сотрудники для краткости называют «319-м кабинетом», и в нем на протяжении четверти века каждое утро проходят оперативные планерки, а также другие совещания, на которых решаются производственные вопросы.

В своем вступительном слове генеральный директор «Мосметростроя» Сергей Жуков вкратце напомнил об основных вехах из жизни компании. Она была образована решением правительства СССР 2 октября 1931 года, и за прошедшие десятилетия ее работниками было сооружено и реконструировано более 200 станций метро, проложено свыше 600 км тоннелей и возведено 30 км автодорожных развязок и магистралей. С именем «Мосметростроя» связаны многие важные успехи и достижения строительной отрасли, поэтому не случайно указом президента России День метростроителя был установлен именно 2 октября и теперь будет отмечаться в день рождения «Мосметростроя». В этом году его отпразднуют во второй раз.

«Пусть это не общегосударственный, а профессиональный праздник. Но мы все равно очень гордимся, что теперь он есть в календаре и ежегодно 2 октября в день рождения “Мосметростроя” его будут отмечать все метростроители России», — подчеркнул Сергей Жуков.

RSS_2358-Enhanced-NR.jpg

Конечно, сегодня, как и в былые годы, «Мосметрострой» в основном концентрируется на строительстве подземки: в этих целях он и был создан правительством СССР как единая и мощная моноструктура. Но общая цифра «свыше 200 метростанций», официально «записанных на счет» компании, — это лишь вершина айсберга.

Кстати, об основных страницах и этапах развития компании ее сотрудники подробно рассказали в изданной к 90-летнему юбилею книге «Неизвестный метрострой». «Казалось бы, почему “неизвестный”, если о нашей деятельности и о том, что именно мы возвели все самые популярные у пассажиров станции метро, знает буквально каждый житель страны? А дело в том, что круг задач “Мосметростроя” всегда был очень широк, и мы помимо метрополитена строили, например, спецобъекты, о некоторых из которых до сих пор еще нельзя говорить, а также многие другие сооружения. — рассказывает Сергей Жуков. — Поэтому у “Мосметростроя” за плечами богатая история строительства сооружений, которые не связаны с метро. И в этой книге мы рассказали в том числе о тех из них, чье существование уже не является тайной за семью печатями».

Например, метростроевцы возвели в 1941 году бункер Сталина в Самаре, который некогда был сверхсекретным объектом, а с 1991 года открыт для свободного доступа и в него в настоящее время водят экскурсии. Другой не менее интересный объект за авторством метростроевцев — база подводных лодок в Балаклаве, при строительстве которой организация взяла на себя, пожалуй, самую важную часть работ, связанных с горной выработкой. Еще одна жемчужина подземного строительства — тоннель под Амуром на Транссибирской магистрали в Хабаровске, который является единственным в России сооружением этого типа, проходящим под рекой. Также метростроевцы активно участвовали в строительстве центрального здания «Детского мира» в Москве, реконструкции стадиона «Лужники» и возведении и модернизации многих других знаковых сооружений. В итоге в книге получилось рассказать примерно о 200 объектах, и эти истории очень полно и емко характеризуют то, чем метростроевцы занимались долгие десятилетия своей деятельности.

Тоннель в современность

В 1990-е годы вместе со всей страной метростроевцы пережили непростой период и брались за строительство буквально любых объектов для того, чтобы сохранить на плаву компанию и ее профессиональный костяк. Но эти времена тоже уже стали историей. С приходом в 2010 году на пост мэра Москвы Сергея Собянина началось активное развитие транспортной инфраструктуры столицы, и метростроевцы приняли самое активное участие в сооружении ключевых объектов новых линий и станций в качестве городского подрядчика. Всего сделанного за эти годы и не перечислишь. Последняя среди сданных метростроевцами городу — станция «Физтех» Люблинско-Дмитровской линии, открытая 7 сентября 2023 года. И нет сомнения, что за ней последуют и другие объекты, которые станут гордостью столичного метрополитена.

Помимо нового строительства, компания занимается реконструкцией действующих объектов метро. Время летит незаметно, и уже вскоре, в 2035 году, Московский метрополитен отметит свой вековой юбилей. Между тем, во всех СНИП и ГОСТ срок 100 лет обозначен в качестве предельного долговечности конструкций. Но уже сегодня состояние некоторых станций, вестибюлей и других метросооружений, а также их энергетической и прочей инфраструктуры (кабелей, вентиляции, эскалаторов и т. п.) морально устаревает, и поэтому неизбежно, что у метростроевцев прибавилось работы на этом направлении.

Впрочем, стоит уточнить: обновлением и модернизацией конструкций метрополитена они начали заниматься довольно давно, не дожидаясь «крайних» сроков их службы. Так, опыт метростроевцев очень пригодился при реконструкции вестибюлей и других сооружений Филевской линии метро, этой работой в компании занимались практически семь лет и успешно ее завершили. А недавно специалистами «Мосметростроя» было проведено восстановление несущей способности конструкции тоннеля на перегоне метро между станциями «Кантемировская» и «Царицыно». Это была поистине филигранная работа.

«В Москве очень сложная геология. И на этом участке возникли проблемы из-за обводнения грунтов, через которые проложена трасса метропутей. Фактически мы там построили новый тоннель из чугуна, движение поездов по которому началось 9 мая 2023 года — на два дня раньше намеченного срока. А вообще планы столичных властей по капремонту и реконструкции московского метрополитена очень обширны, и мы надеемся, что наш опыт и знания и далее помогут в их реализации», — рассказал Сергей Жуков.

Но новые станции метро нужны не только Москве. Весной возобновилось строительство первой линии метрополитена в Самаре, где «Мосметрострой» принимает участие в работах в качестве субподрядчика. Специалисты компании уже перевезли в город на Волге проходческий щит и задействовали его на строительстве метротоннеля с высокоточной бетонной обделкой.

И это только начало. Напомним, что в настоящее время в России реализуется программа расширения транспортной инфраструктуры до 2035 года, которая в том числе предусматривает развитие метрополитена в крупнейших российских городах. Поэтому в скором будущем специалистам «Мосметростроя» предстоит приложить свои умения не только в Москве и Самаре, но и, как надеются в компании, в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Челябинске, Красноярске и других миллионниках.

RSS_2353-Enhanced-NR.jpg

Движение на восток

Также «Мосметрострой» успешно сотрудничает с несколькими крупными заказчиками. Один из основных среди них — ОАО «РЖД». Итогом коллаборации с железнодорожниками стало строительство на Дальнем Востоке ряда крупных объектов. Эти результаты известны буквально всей России и вписали новую славную главу в историю организации. Так, в День Победы состоялось событие федерального масштаба — была осуществлена последняя сбойка железнодорожного тоннеля по второму пути на перегоне «Шкотово-Смоляниново». Таким образом, метростроевцы «победили» горные породы на самом сложном участке Транссиба и всего Восточного полигона, и благодаря их труду теперь возможности грузооборота этой стратегической магистрали на подходе к тихоокеанским портам увеличатся на треть.

В планах компании и дальше принимать участие в развитии инфраструктуры Дальнего Востока. «В качестве подрядчика “Мосметрострой” намерен участвовать в реализации третьего этапа развития Восточного полигона. Скорее всего, нам предстоит заниматься созданием одного из объектов», — сообщил Сергей Жуков.

Можем все преодолеть

Как и другие строительные компании, «Мосметрострой» сталкивается со сложностями, вызванными санкциями. Долгие годы в работе использовалось очень много импортного оборудования. Экскаваторы, которые применялись на работах мелкого заложения, вентиляционное и светотехническое оборудование, пожарная сигнализация и прочее завозились из-за рубежа. По большей части этих позиций удалось осуществить замещение за счет использования оборудования, которое производит отечественная промышленность или которое импортируется из дружественных стран, прежде всего из Китая. Но ряд проблем еще требует разрешения. Например, при прокладке тоннелей используются проходческие щиты немецкого производства, и запчасти для них снабженцам компании приходится доставать с определенными временными задержками и прочими сложностями.

Второй важный вопрос — это кадры. В составе «Мосметростроя» сегодня насчитывается свыше 8,5 тыс. сотрудников, и дополнительных грамотных специалистов набрать непросто, поэтому никуда не деться от того, что к работам приходится привлекать иностранную рабочую силу. Прежде всего это касается рабочих вакансий.

«Мосметрострой» выращивает кадры в собственной технической школе, действующей с 30-х годов прошлого века, готовит сварщиков, стропальщиков и других специалистов рабочих специальностей. Однако рабочий, который трудится под землей 15 дней в месяц, получает сегодня лишь 60-80 тыс. рублей, что явно недостаточно, учитывая сложившиеся экономические реалии. Поэтому не удивительно, что поиск желающих спуститься под землю превращается для кадровиков «Мосметростроя» в непростую задачу.

Конечно, зарплаты квалифицированных мастеров в компании выше, но и на такие деньги «заманить» выпускников профильных вузов очень сложно. Непривлекательны такие расценки и для специалистов из российских регионов, у которых сегодня есть возможность заработать неменьшие суммы у себя дома или в два-три раза большие на новых территориях. Отчасти «Метрострой» выкручивается из ситуации, привлекая вахтовиков; им имеется законодательная возможность платить вахтовые надбавки и суточные, но это тоже является своего рода паллиативом.

«Мы сталкиваемся с тем, что компания выращивает штучных специалистов, а потом они уходят в коммерческие структуры. Тем не менее, стоит заметить, что в организациях “Московского метростроя” остается много династий. Например, общий семейный стаж Галкиных — более 250 лет, семьи Ададуровых — свыше 100 лет, семьи Сатышевых — 80 лет», — отмечает глава «Мосметростроя».

Одним из путей решения кадровой проблемы, по мнению руководителей компании, должно стать расширение выпуска инженеров по наиболее востребованным специальностям. «Есть группа профильных институтов, обучающих нужных нам специалистов, и мы поддерживаем с ними связи. Но если раньше, например, в МИИТ одновременно готовили по три группы мостовиков и тоннельщиков, то сегодня по этим направлениям совокупный выпуск составляет всего лишь 25 человек, и получается, что таких специалистов не хватает», — сожалеет первый заместитель гендиректора «Мосметростроя» Михаил Арбузов.

RSS_2307-Enhanced-NR.jpg

Заграница подождет

Конечно, поле деятельности «Мосметростроя» давно не ограничивается территорией только нашей страны. Компания реализовала немало международных проектов, но, к сожалению, в связи с последними событиями работа по большинству из них прекращена. В частности, разорван контракт на реконструкцию железнодорожного тоннеля в Черногории, прервано сотрудничество с сербскими коллегами по строительству метро в Белграде. Но одновременно обозначились новые перспективы. В частности, в сотрудничестве с РЖД «Мосметрострой» начал предпроектную проработку строительства железнодорожных тоннелей, которые будут обслуживать будущие железнодорожные перевозки между Россией и Ираном.

Впрочем, как говорится, нет худа без добра. Сокращение международной активности позволит «Мосметрострою» сконцентрироваться на проектах внутри страны. Это не только работы по строительству и реконструкции метро в российских городах и обустройство Восточного полигона. Еще одно из перспективных направлений компании — работы по созданию инфраструктуры, которая будет возводиться в рамках одобренной Владимиром Путиным программы строительства высокоскоростных магистралей. «На территории России нужно возвести очень много масштабных объектов, включая ВСМ, и мы планируем в этом активно участвовать. А вообще, моя мечта — построить тоннель на Сахалин», — подытожил свой рассказ Сергей Жуков.

Справочно:

«Московский метрострой» — компания, которая все годы своего существования несла повышенные социальные обязательства и прилагала максимум усилий к повышению качества жизни работников и их семей. Три года назад после 10-летнего перерыва был открыт для приема гостей отремонтированный оздоровительный лагерь «Юный метростроевец» в Балабанове, созданный в июне 1945 года. Каникулы в этом легендарном месте проводят не только дети метростроевцев, но и все желающие. Многогранна и деятельность Теркома профсоюзов работников «Мосметростроя». Сегодня одно из самых важных направлений — адресная помощь мобилизованным работникам компании, которые находятся в зоне СВО; для них покупаются спецоборудование и техника.

Кстати:

Одна из задумок коллектива компании — памятник метростроителям России. Этот монумент должен представлять собой фрагмент тоннеля в натуральную величину диаметром 6 метров на постаменте высотой 2 метра. В центре композиции с одной стороны размещены фигуры метростроителей, а с другой — карта Москвы с первой построенной линией — Сокольнической. Автор памятника, который будет выполнен из бронзы, — известный скульптор Вильдар Юсупов. Его макет хранится в 319-м кабинете в здании компании на Цветном бульваре. Метростроевцы надеются, что этот монумент вскоре будет установлен рядом с одной из исторических станций метро и станет украшением столицы России.