Проект был задуман в 2012 году, и только на его разработку ушло три года — не потому, что не хватало денег, а в связи с его уникальностью: это первый объект такого масштаба в стране. По словам заместителя председателя правительства Ленобласти Владимира Цоя, под крышей трехэтажного здания из стекла и бетона площадью свыше 10 тыс. квадратных метров разместились 15 реставрационных мастерских и лабораторий, 14 хранилищ музейных ценностей, административные помещения, площадки для временных экспозиций и центр повышения квалификации музейных работников. Планируется, что в учреждении будут работать 140-160 реставраторов живописи, графики, чертежей, икон, фарфора и керамики, документов, фотографий, негативов, специалисты по металлу и ткани; проектная мощность центра включает около 600 объектов реставрации в год, вместимость хранения — около 10 тыс. единиц. Здесь также будут проводиться мастер-классы для обучения и повышения квалификации реставраторов и музейных специалистов.
Эксперты говорят, что на этом объекте эксклюзивно все. Так, например, фондохранилище для экспонатов на цокольном этаже насчитывает 17 помещений, на стенах которых можно увидеть множество датчиков со специально заданными параметрами температуры и влажности. Действует особый режим безопасности: помещение для хранения антикварного оружия фактически представляет из себя комнату-сейф. А хранилище фотографий и негативов очень напоминает холодильную камеру, ведь редкие фотоматериалы должны находиться здесь при низкой температуре. В центре также есть помещения, специально оборудованные для хранения картин, тканей, знамен, скульптуры или рукописей. Противопожарная система также особенная — вместо воды и пены тушить возгорание здесь планируется с помощью газа. «Уровень хранения музейных и антикварных предметов соответствует условиям Эрмитажа, некоторых музеев Финляндии и Италии», — подчеркнул Владимир Цой.
Реставрационные мастерские центра также оснащены уникальными технологическими разработками, которым могут позавидовать большинство европейских специалистов. В день открытия центра гостям был продемонстрирован в работе реставрационный стол, который не только меняет высоту, но при необходимости его поверхность может и нагреваться. К услугам реставраторов и уникальные микроскопы, признающие только одного «хозяина»: работать на таком микроскопе может конкретный лицензированный специалист. Еще одно ноу-хау центра состоит в том, что он будет оснащен системой хранения данных, объединенных в одну базу, что позволит обмениваться информацией с другими реставрационными мастерскими страны. В планах руководства центра принимать в работу экспонаты как из музейных фондов России, так и из крупнейших азиатских и европейских музеев, которые также смогут привозить сюда свои предметы для реставрации. Кроме того, любой музей получит возможность взять в аренду помещение для реставрации своих экспонатов и привезти собственных сотрудников. Арендовать помещения смогут и частные мастера, занимающиеся восстановлением предметов искусства.
Несмотря на то, что реставрационный центр в селе Рождествено только что открылся, он уже начал принимать заявки. В числе первых претендентов — Петровские ворота из крепости Корела, обитые шведскими латами, бюро-секретер из красного дерева с музыкальным механизмом из дома-музея композитора Николая Римского-Корсакова в Тихвине, акварели и живопись, а также коллекция крестьянской одежды, которую собирал Иван Билибин.
Ольга ЛЮБИМОВА, министр культуры РФ:
«Мы не должны забывать об уникальной ленинградской школе реставрации. Новый центр в Рождествено станет продолжателем этих традиций. Он также является пилотным проектом — на его опыте проведения реставрационных работ будут учиться другие регионы страны»
Номер публикации: №05 10.02.2023