Есть, где разместиться и работать
Появление новых мест с развитой гостиничной и рекреационной инфраструктурой не только повышает интерес к различным уголкам страны, но и дает громадный экономический эффект, выражающийся в налоговых отчислениях, создании рабочих мест непосредственно в туристической сфере и в смежных отраслях, повышении качества территории и ее общей инвестиционной привлекательности. По данным партнера, регионального директора департамента консалтинга и аналитики NF Group Ольги Широковой, прямой эффект от реализации гостиничного объекта выражается в соотношении 1:1 — то есть один номер в отеле обеспечивает в среднем одно рабочее место. Косвенный эффект выражается в соотношении 1:4 — то есть на одно рабочее место в туризме приходится четыре рабочих места в смежных отраслях.
«К примеру, для городского трехзвездочного отеля без SPA-комплекса количество рабочих мест варьируется от 0,3 до 0,5 человека на номер, — уточняет независимый директор по развитию KravtGroup Ангелина Самадова. — Для отелей более высоких категорий коэффициент количества персонала на номер увеличивается в связи с повышением категории отеля и наличием дополнительной инфраструктуры». При этом в смежных областях, связанных с закупкой продукции и услуг, показатели занятости менее четкие. «Как правило, локальные поставщики сами проявляют интерес к сотрудничеству с новыми игроками сегмента в своем регионе и работать с ними удобно и почетно — это и экологично, и поддерживается как туристами, так и местными властями, — отмечает эксперт. — Успех сотрудничества зависит от мотивации обеих сторон — не только финансовой, но и с точки зрения поддержки ответственного бизнеса».
В России статистика таких примеров пока только набирается, зато вполне показателен опыт ближайших по духу коллег, например, из Турции, которые вполне могут считаться трендсеттерами в этих вопросах. Так, в ведущей сети отелей в Средиземноморском регионе — Barut Hotels — сегодня 13 отелей на 10 тыс. спальных мест, в которых работает более 3,5 тыс. сотрудников, а «кулинарный акцент» на блюдах местной кухни обеспечивает работой соседние фермерские хозяйства и местных поставщиков продуктов. В ближайших планах отельера — открытие в 2024 году гостиницы Anda Barut Collection в городе Дидим, что увеличит в Эгейском регионе как количество средств размещения, так и число рабочих мест. Что, по оценкам сети, даст толчок к развитию всего региона, как это было в Анталии, где первый отель Barut появился в 1971 году — и именно с него началось развитие этого курортного места как премиального.
Бросить якорь
Стоит отметить, что это характерно и для нашей страны — появление якорного отеля зачастую влияет на развитие всей территории, где он расположен. В качестве примера Ольга Широкова приводит арт-парк «Никола-Ленивец» в Калужской области, который еще задолго до тренда на здоровый образ жизни и сельский туризм был ориентирован на закупку продукции у местных фермеров и привлечение специалистов из окрестных деревень. «Главное, чтобы такая инициатива была сбалансированной и не шла в убыток проекту», — предупреждает представитель NF Group.
Кроме того, по ее словам, новый пример подобной джентрификации в сегменте локального сельского хозяйства — «Долина Лефкадия». Это место славится эногастрономическим туризмом, лучшим в Европе музеем виноделия, платановыми аллеями посреди моря виноградных полей, парками, фонтанами, скульптурными композициями в стиле Древней Греции. В ближайшее десятилетие, рассказывает Ольга Широкова, на территории 600 гектаров планируется развитие бальнеологического курорта и строительство поселков премиум-класса. Первый поселок состоит из 74 вилл и таунхаусов и уже возводится. В инфраструктуру первой очереди войдут гольф-поле, теннисные корты, внутренний парк с бассейном и спортивно-игровой зоной.
«Гостиничный комплекс должен не только быть полезен с точки зрения прибыли, но и улучшать социальный климат места, где запланировано его развитие, — добавляет Ангелина Самадова. — Появление профессионального оператора в регионе способно повлиять и на рост уровня окружения. Гостиничные проекты для любого региона — это новые налоговые поступления, широкое информационное освещение, PR и маркетинг территорий, который тесно связан с продвижением места как туристического направления. Также отель может выступать организатором или партнером событийных мероприятий наряду с местными властями и частным бизнесом».
В свою очередь, директор по развитию KEY CAPITAL Эвелина Ишметова напоминает, что отель обычно появляется как часть туристического маршрута или как дополнение к сильному «турякорю». Например, в Новгородской области с 2000 года работает фабрика игрушек «Мякиши», которая проводит у себя экскурсии и мастер-классы, предлагая таким образом дополнительный досуг для тех, кто отдыхает в зоне Валдая. В Боровичах существует семейная ресторанная фактория Antonio Family, основатели которой держат два первоклассных ресторана (один из них в 2022 получил премию Ospitalità Italiana) и сельское производство. Это дополнительный фактор в копилку принятия решения о посещении городка на менее чем 50 тыс. жителей. Как результат, рядом уже появилось несколько гостиниц от 2 до 4 звезд.
Дарья КОВАЛЕНКО, руководитель проектов Atlas:
«Гостиничный бизнес — сфера, в которой нет места фантазиям, существуют типовые бизнес-модели, успешные кейсы, которыми важно пользоваться для понимания реальной ситуации. Например, в рамках разработки стратегии для сельской агломерации в Дагестане мы оценили необходимый объем мест размещения, исходя из планируемого турпотока, и предложили заказчику организовать глэмпинг, гостиницу и гостевые дома общей вместимостью от 120 мест и до 60 сотрудников. В части местной продукции основной упор сделали на действующие в районе производства, это фундуковые и яблоневые сады, молочная продукция и сыроварня».
Номер публикации: №03 27.01.2023