Амбициозная задача
Говоря о нацпроекте «Транспорт», Роман Старовойт отметил, что при его реализации необходимо будет решить амбициозную задачу — создать самую эффективную транспортную систему в мире, отвечающую всем запросам населения и экономики. Нацпроект будет состоять из девяти федеральных проектов, направленных на развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей, железных дорог, морских портов, внутренних водных путей, Большого Северного морского пути, аэродромов, пунктов пропуска через госграницу, цифровой трансформации отрасли и кадрового потенциала. Эти федпроекты обеспечат преемственность действующего комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Нацпроект будет увязан с реализацией транспортной стратегии, предусматривающей формирование Единой опорной сети. Ранжирование мероприятий в рамках сети будет автоматизировано с помощью государственной информационной системы «Транспортно-экономический баланс», а главным показателем станет увеличение мощности Единой опорной сети. При этом будут учитываться возможности и грузовой, и пассажирской инфраструктур. В рамках «цифрового» федерального проекта помимо ГИС «Транспортно-экономический баланс» планируется создать Национальную цифровую транспортно-логистическую платформу, которая позволит обеспечить «бесшовность» и перевод в электронный вид взаимодействия при грузоперевозках.
Министр подчеркнул, что ключевые параметры нового нацпроекта формируются с привлечением широкого круга заинтересованных сторон, в том числе будущих участников проектов и партнеров. С этой целью на площадке Минтранса создано пять межведомственных рабочих групп, в деятельности которых участвуют государственные структуры, регионы, отраслевые, экспертные и научные сообщества, налажена обратная связь от граждан и бизнеса.
В целом, по мнению депутата Виталия Ефимова, национальный проект «Транспорт» вызывает гордость за страну и за Минтранс, и его реализация позволит создать единую транспортную сеть России. Но, чтобы она действительно достигла мирового уровня, в нацпроекте должен найти отражение успешно применяющийся за рубежом принцип платы за скорость: чем меньше времени затрачивается на доставку грузов, тем больше за это надо платить. Во-вторых, в нацпроекте отсутствует блок отраслевой науки, на которой должно базироваться дальнейшее развитие отрасли. В том, что этот блок надо включить в состав нацпроекта, коллегу поддержал Евгений Москвичев.
По словам Романа Старовойта, одним из самых масштабных мероприятий нацпроекта станет строительство первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва—Санкт-Петербург», которая сократит время в пути между двумя мегаполисами до 2 часов 15 минут. Магистраль объединит в одну агломерацию шесть субъектов РФ, а пассажиропоток после ее ввода в эксплуатацию составит 23 млн человек. Не менее впечатляет и планируемое развитие опорной сети железных дорог, которое станет самым капиталоемким проектом. До конца 2032 года пропускная способность Восточного полигона составит 270 млн тонн, на Северо-Западном направлении — 210 млн, на Азово-Черноморском направлении — 152 млн.
Тему железнодорожных перевозок продолжил депутат Анатолий Лесун, предложивший ускорить строительство путепроводов над железной дорогой, чтобы избежать аварий, подобных той, что произошла на железнодорожном переезде в Волгоградской области 29 июля, когда пассажирский поезд столкнулся с грузовиком на переезде. «Эта проблема очень капиталоемкая, но мы готовим решение — будем предлагать отдельную программу», — пообещал Роман Старовойт. Конкретное предложение по этому поводу внес Евгений Москвичев, по мнению которого в первую очередь надо строить путепроводы там, где переезд закрыт больше 50% времени в течение суток.
Большую работу планируется провести и по развитию инфраструктуры морских портов, которые станут неотъемлемой частью международных транспортных коридоров. Реализация мероприятий нацпроекта позволит увеличить к 2030 году мощность входящих в опорную сеть 16 морских портов с 850 млн тонн до 1 млрд. С этой целью планируется построить новые специализированные терминалы для экспорта промышленных, энергетических и сельскохозяйственных грузов в дружественные страны. На сети внутренних водных путей будут проведены работы по ликвидации лимитирующих участков и модернизации судоходных гидротехнических сооружений. В результате возрастет грузооборот речных магистралей, станет лучше развиваться речной флот, существенно повысится уровень безопасности. Внутренние водные пути, равно как и пункты пропуска через государственную границу, станут неотъемлемой частью Единой опорной сети. В новый нацпроект включены мероприятия по модернизации 27 пунктов пропуска на границах с Азербайджаном, Казахстаном, Китаем и Монголией. Также в рамках нацпроекта будет построено и реконструировано 75 аэродромов.
Все дороги важны
Реализация национального проекта «Инфраструктура для жизни» позволит создать комфортную и безопасную среду для жизни граждан, привести в нормативное состояние дороги, обновить автопарк общественного транспорта. В состав нацпроекта включено шесть федеральных проектов, целью которых является развитие федеральных, региональных и местных дорог, дорожного хозяйства (включая интеллектуальные транспортные системы), общественного транспорта и железнодорожной инфраструктуры центрального транспортного узла, а также укрепление безопасности дорожного движения.
В рамках нацпроекта будет решаться задача по повышению до 85% нормативного состояния федеральных трасс, опорной сети автодорог, дорожной сети в городских агломерациях и до 60% региональных дорог. В ходе заседания Виталий Ефимов предложил в рамках нового нацпроекта сосредоточиться на ремонте трасс. Роман Старовойт поддержал предложение депутата, подчеркнув при этом, что поручение президента построить к 2030 году 50 новых обходов городов будет выполнено.
Говоря о приоритетах при формировании нацпроекта «Инфраструктура для жизни», министр, в частности, отметил, что федеральная сеть, которая всегда была флагманом и ориентиром в содержании дорог, в последние годы деградирует. Именно поэтому в нацпроекте в первую очередь ставится задача приведения дорог в нормативное состояние. «Мы предлагаем не начинать новые большие стройки: начнем, если будут дополнительные возможности. В первую очередь нужно закончить начатое, чтобы не оставалось недостроя. И конечно, опережающим темпом приводить в норматив, осуществлять ремонт, капитальный ремонт и содержание. За последние два года дефицит содержания привел даже к остановке федеральных трасс. Снегозаносимость увеличилась не потому, что снега стало больше, — у подрядчиков недостаточно средств. Сейчас есть федеральные дороги, которые финансируются на 50% и ниже от нормативов», — заявил Роман Старовойт.
Но не только федеральным дорогам надо уделить больше внимания в нацпроекте. Первый заместитель председателя Комитета Рифат Шайхутдинов в очередной раз обратился к Роману Старовойту по поводу приведения в порядок дорог примыкания к новым дорогам типа М-12. В Башкирии, которую представляет в Госдуме этот депутат, разбиты практически все дороги примыкания, по которым перевозятся гравий, щебень и другие сыпучие грузы. Поэтому, считает Рифат Шайхутдинов, в бюджете необходимо предусмотреть средства на ремонт и таких дорог. Отвечая на вопрос депутата, Роман Старовойт отметил значительность поставленной им проблемы и сообщил, что ее постепенное решение начнется в 2025 году, а некоторые регионы решат ее уже в текущем.
Другой депутат из Башкортостана, заместитель председателя Комитета Рафаэль Марданшин тоже поднял значимую для всей страны проблему, которую надо учесть при разработке нацпроекта «Инфраструктура для жизни». В последнее время многие горожане стали свидетелями замены бордюров, что однако людей не радует, а скорее, тревожит, потому что дороги при этом остаются по-прежнему разбитыми, в ямах. Кроме того, бордюр нередко меняют не только на дорожной сети, но и на вполне исправных тротуарах, которые при этом сносят.
На вопрос депутата, почему так неэффективно используются средства, тогда как их не хватает на ремонт и строительство дорог, Роман Старовойт ответил, что он и сам, будучи губернатором Курской области, был свидетелем подобных случаев, особенно в первые годы реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Происходило это потому, что изначально, когда задумывался этот нацпроект, предполагался комплексный подход, при котором будут одновременно заменены не только дорожное полотно, но и бордюр с тротуаром, чтобы у людей было ощущение законченности работ на улице. Однако дефицит финансирования, неправильное планирование на местах, а иногда и срыв работ подрядчиками привели к разбалансировке в реализации нацпроекта в этой части. Поэтому в последние годы муниципалитетам Курской области рекомендовалось без особой нужды не включать в состав дорожных работ замену бордюрного камня. Эта практика, по словам министра, будет учтена в следующем году при продолжении нацпроекта «Безопасные качественные дороги», все федеральные проекты которого войдут в состав нацпроекта «Инфраструктура для жизни».
Роман СТАРОВОЙТ, министр транспорта Российской Федерации:
«Национальные проекты в сфере транспорта — не просто комплекс технических и логистических решений. Это проекты, имеющие огромное значение для всех: от граждан до специалистов транспортной отрасли и представителей делового сообщества»
Номер публикации: №31 16.08.2024