Основа будущего: в Новосибирске открыли нетиповую школу с атриумом, планетарием и фермой

Основа будущего: в Новосибирске открыли нетиповую школу с атриумом, планетарием и фермой

Основа будущего: в Новосибирске открыли нетиповую школу с атриумом, планетарием и фермой Брусника
Архитектура активно влияет на все стороны нашей жизни, формируя эстетические вкусы и представления, понятия о комфорте и качестве среды обитания, на социальную и индивидуальную психологию. Поэтому сегодня при планировании нового здания важным становится все: цвет, форма, пропорции и размеры будущего объекта, то, как они соотносятся друг с другом и с окружающим пространством. Особенно когда речь идет о создании образовательного учреждения, даже внешний облик которого должен служить высокой цели — гармоническому развитию юной личности. Наглядным примером целесообразности такого подхода стало открытие в Новосибирске в микрорайоне «Европейский берег» новой четырехэтажной школы №220 площадью свыше 15 тыс. квадратных метров, возведенной в рамках национального проекта «Жилье и городская среда». В начале мая это инновационное учебное заведение, рассчитанное на 825 человек, приняло первых учеников, а на днях школу показали представителям федеральных СМИ и ветеранам педагогического труда. Ответ перед ними держали школьные преподаватели и авторы проекта — сотрудники девелоперской компании «Брусника». Три часа оживленных дискуссий по вопросам создания благотворной учебной обстановки, обмен мнениями по проблемам образования и воспитания проходили в эстетической среде, воплощенной в стекле, серебристом металле, дереве и камне.

Больше креатива

Изначально для участка, окруженного домами микрорайона «Европейский берег», разрабатывался типовой проект, однако он не вписывался в городской ландшафт, концептуально не отвечая современным методам образования. Тогда компания «Брусника» совместно с нидерландским архбюро с российскими корнями Svesmi и «Умной школой» представила администрации новаторскую концепцию, подарив этот проект городу.

Проект потребовал особой тщательности в проработке объемной композиции, отвечающей сложившимся взаимосвязям архитектурного окружения. Отказ от привычных для советского градостроения Нили П-образного плана школьного здания позволил предложить новую компактную форму с минимальной площадью внешних фасадов и необычно устроенной планировкой.

DJI_0079_web.jpg

«При проектировании важно было правильно и точно определить высоты и масштаб, избежать жесткого геометризма лапидарного параллелепипеда, а также прочертить референтные связи с соседними зданиями на уровне деталировки, — пояснил архитектор Дмитрий Агарков. — Крыша школы видна жителям расположенных поблизости домов, визуально она превращена в пятый фасад. Гармоничная сетка фасада позволяет увеличить размер окон в классных комнатах до максимума и наполнить помещения естественным светом».

Кстати, школа четырехэтажная, но при этом здание вознеслось на уровень восьмого этажа среднестатистического дома. Она располагается в центре микрорайона так, что ее центральный вход находится на пересечении двух значимых осей жилого комплекса. Место получило живой акцент, внесший существенные коррективы в градостроительную диспозицию. «Здание с четырьмя гармоничными фасадами, каждый со своим «характером», все выходят на разные улицы», — отметил руководитель проекта Роман Смирнов.

Керамика кирпичных стен с буровато-охристой колористикой сочетается с витражным входом и большими окнами. Активное цветовое решение главного фасада, пластичные, мягко закругленные углы в форме лепестка с геометрически четкими оконными проемами адекватно воспринимается в существующем контексте, отличаясь стилистическим разнообразием.

Объединяя пространство

По словам Дмитрия Агаркова, линии, формы, объемы, свободные пространства школы подчинены ритмам учебного процесса. На этапе проектирования архитекторы решили уйти от идеи актового зала, чтобы создаваемое пространство было идеально для отдыха и коммуникаций.

Так, взамен традиционного, изолированного актового зала в школе запроектирован атриум. «Школа обрела многофункциональное, гибкое пространство для организации событий различного уровня, — рассказала директор школы Анна Шмакова. — Благодаря прозрачным и мобильным перегородкам рекреационное пространство на 300 посадочных мест визуально и физически связано со столовой и музыкальным классом. А деревянная лестница-трибуна позволяет использовать атриум для отдыха, проведения лекций, концертов и реализации других функций».

Конфигурация ряда аудиторий предусматривает возможность различных сценариев и методов обучения. Как объяснили авторы проекта, они изначально запроектированы с более высоким коэффициентом площади, приходящейся на одного ученика: это позволяет варьировать рассадку в зависимости от стоящей перед учителем задачи.

B0051222_web.jpg

Сердцевина здания отдана общественным пространствам — универсальному и двум спортивным залам со скалодромом, обрамленным куполами. Большой спортзал спроектирован так, что в него проникает максимум света, а за счет стеклянных перегородок тренировки и игры становятся открытыми. Малый зал повторяет концепцию большого. Витражи на уровне третьего и четвертого этажей связывают его с атриумом, через прозрачный купол в зал проникает естественный свет.

Расположенная на первом этаже школы столовая вмещает более 400 человек. Обеденный зал визуально продолжает центральный рекреационной центр через прозрачные перегородки, а большая терраса связывает столовую с внешним ландшафтом. Помещения и лестничные пространства получились пластичными, узнаваемыми, запоминающимися. Все это как бы собирает здание в единую структуру.

Непрерывность образования

В ходе дискуссий Дмитрий Агарков поделился принципами проектирования, которые легли в основу проекта: «Во-первых, это максимальное использование солнечного света. Мы исходили из понимания: стеклянные перегородки между классами и коридорами, многосветный атриум и витражное остекление усиливают естественное освещение. Во-вторых, адаптивность под образовательный процесс. В нашем случае классы кроссфункциональны и могут использоваться для изучения нескольких предметов. Далее, эстетика архитектуры и интерьеров: школа не должна затмевать ученика, главное — он и его действия. Задача школы — способствовать гармоничному и здоровому развитию детей». Продолжив тему эффективности пространств, архитектор заметил, что, по оценкам специалистов и преподавателей, работа с геометрией здания позволила оптимизировать площадь школы №220 в пересчете на ученика и вложить в каждый квадратный метр больше ресурсов.

Nsk_Брусника_Школа_Chernobrovkin_May13_182.jpg

Наконец, последний принцип проектирования — непрерывность образования. Учебный процесс проходит не только в классе, но и во всей школе, и на всей ее территории площадью 1,9 га.

Подчеркнем важную деталь: в здании специализированные классы сгруппированы в кластеры — медиа, арт, спортивный, естественно-научный и технологический. В школе даже есть собственный мобильный планетарий и сити-ферма для выращивания растений.

B0051445_web.jpg

Особое впечатление гости получили от экскурсии по четвертому этажу учебного заведения, где нашлось место для десятка (!) различных мастерских: изобразительного искусства с зоной гончарного искусства, дизайна и художественного моделирования, музыкальный класс, экспериментаниум, IT-полигон и т. д. Один только перечень зримо подтверждает мощный потенциал, заложенный в эту школу будущего. За это руководство учебного заведения эмоциально выразило благодарность архитекторам, проектировщикам и строителям «Брусники»: «Наши ожидания оправдались. Вы вдохнули жизнь в этот прекрасный объект, где так современно, качественно, красиво. Теперь это настоящая школа, живой организм!»