Новая типология мегаполиса: проекты возведения ТПУ имеют революционное значение для мегаполиса

Новая типология мегаполиса: проекты возведения ТПУ имеют революционное значение для мегаполиса

Новая типология мегаполиса: проекты возведения ТПУ имеют революционное значение для мегаполиса Росжелдорпроект
В рамках деловой программы 31-й Международной строительно-интерьерной выставки MosBuild-2025 состоялся круглый стол на тему «Архитектура движения: транспортно-пересадочные узлы как новая типология», на котором обсуждали, почему ТПУ, в последнее время во множестве появляющиеся на карте Москвы, превращаются в многофункциональные центры, где совмещаются несколько видов транспорта и коммерческие площади: торговые центры, офисы, гостиницы.

По мнению спикеров, с одной стороны, ТПУ обладают большим потенциалом, так как в них заложены важные составляющие любого проекта — хорошая транспортная доступность и высокая проходимость, с другой — их создание вызывает множество вопросов. Необходимо найти баланс интересов всех участников проекта, связанных с юридическими аспектами, нормативами, архитектурным обликом. Открыл дискуссию историк архитектуры Александр Змеул, который заявил, что темой обсуждения являются архитектура движения и транспортно-пересадочные узлы как новая типология, но за аббревиатурой ТПУ часто скрываются совершенно разные концепции. Для разговора на эту тему он пригласил архитекторов, девелоперов и производителей строительных материалов.

ТПУ «Петровско-Разумовская»

Руководитель «Архитектурного бюро Тимура Башкаева» архитектор Тимур Башкаев много лет работает по транспортным сооружениям. Самый крупный в России и, как считается, в Восточной Европе ТПУ «Нижегородская», открытый в Москве несколько лет назад, — как раз его авторства. Он также разработал проекты целого комплекса станций Московских центральных диаметров (МЦД) и многие другие транспортные проекты. По словам архитектора, в Москве идет транспортная революция, происходят огромные структурные изменения, неизбежно отражающиеся и на внешнем облике столицы. Он представил проект нового крупнейшего транспортного-пересадочного узла «Петровско-Разумовская», который знаменует собой следующий этап развития ТПУ — они превращаются в центры городской активности.

ТПУ «Петровско-Разумовская» расположится на севере столицы в месте, где пересекаются несколько линий скоростного внеуличного транспорта (СВТ), составляющих основу транспортного каркаса мегаполиса. Чем больше таких линий пересекается в транспортном узле, тем выше его статус. В данной точке сошлись четыре линии СВТ (что очень много даже для Москвы), две линии метрополитена и две линии МЦД. Более того, здесь еще расположится станция трассы высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург. Эта территория будет доступна и очень выгодна для развития различных видов коммерции и общественных центров. Структура будущего транспортного узла, его суть — объединение терминалов различных СВТ для максимального удобства пассажиров.

По словам Тимура Башкаева, у ТПУ очень много разных определений. Для транспортников — это узел транспортной системы, для инженеров — комплексное общественное сооружение. Но это прежде всего общественное пространство, в котором быстро и комфортно совершаются пересадки на различные виды транспорта. Самое главное, что там доминирует пешеход. От того, как будет оформлено это общественное пространство, зависят качество среды и качество транспортной системы. Известно, что именно по этим показателям люди во многом оценивают качество города и степень заботы о горожанах.

В архитектурной концепции основной доминантой стала огромная дуга (крыша), объединяющая терминалы МЦД, станции метрополитена и будущий вокзал ВСМ. Но помимо транспортных терминалов, здесь появятся большие общественные центры, коммерческие помещения, офисы. В «Петровско-Разумовской» эти функции изначально были заложены в проект.

Архитектурно большая дуга — транзитный конкорс (распределительный зал для пассажиров в крупных общественных сооружениях, например, вокзалах, станциях метрополитена, гостиницах, выставочных центрах), от которого идут крытые спуски на платформы, а объединенный вестибюль метрополитена интегрирован в огромный стилобат рядом с коммерческими помещениями.

Уже скоро будет построен терминал станции МЦД-1 в составе ТПУ. По замыслу архитектора, эскалатор из метро выходит сразу в огромное общественное пространство: слева конкорс, а справа коммерческие площади «обнимают» ТПУ, делая эту среду комфортной, безопасной, насыщенной многими удобствами.

Таким образом, ТПУ — а по столице будет реализовано еще несколько таких очень крупных комплексных узлов — становятся не просто набором терминалов, а суперсовременным общественным пространством, где хорошая транспортная доступность и большой пассажиропоток — весомые конкурентные преимущества для тех новых функций, которые развиваются в составе современных транспортных узлов и обеспечивают новое качество жизни в Москве.

По словам коммерческого директора Capital Alliance Ленарии Хасиятуллиной, Москва растет и развивается потрясающими темпами, и развитие транспортных сетей позволяет ей успешно конкурировать с другими мегаполисами, особенно в части комфорта. Согласно заявленной программе, в итоге появится более 200 ТПУ, сеть которых покроет весь город. Важно, что на каждый рубль, вложенный городом в эту программу, приходится пять рублей частных инвестиций. Кроме того, недвижимость, находящаяся близко к ТПУ, становится дороже, а еще в ближайшие 10 лет в соответствии с программой строительства ТПУ в Москве будет создано 50 тыс. новых рабочих мест. Развитие прилегающих территорий ревитализирует окружающее пространство. До 80% нового строительства на прилегающих территориях приходится на офисные и торгово-развлекательные объекты, поэтому прогнозируемый экономический эффект от комплексного развития транспортного каркаса в Москве составит до 1,5 трлн рублей инвестиций в коммерческую недвижимость в ближайшем будущем.

Мини-отпуск в ТПУ

Надежда Колганова, главный архитектор проектов архитектурного бюро BLANK, «ответственного», по словам Александра Змеула, за создание «прекрасной станции «Рижская», являющейся одной из самых запоминающихся на Большой кольцевой линии, для начала задалась вопросом, уходят ли в прошлое торговые центры? По ее словам, традиционный формат ТЦ уже не актуален, но развитие транспортной инфраструктуры и типологии ТПУ, совмещающих в себе транзитную и торгово-развлекательную функции, позволяя быстро и комфортно совершать все покупки по пути с работы и не пользоваться личным авто, вдохнуло в ретейл новую жизнь.

Расположенные рядом с местами движения транспорта торговые центры могут соперничать даже с онлайн-ретейлом: они лишены основного изъяна ТЦ старого формата — необходимости затрат времени и денег на дорогу до места шопинга, при этом сохраняя их преимущества — например, возможность комфортной примерки и отсутствие рисков несоответствия товаров их изображениям на интернет-площадках.

Сфера ретейла, по мнению спикера, просто не может не реагировать на изменения в общественной жизни. Современные тренды диктуют стремление к гибкости, адаптивности и индивидуальное отношение к каждому клиенту. Под их влиянием на наших глазах ставятся под сомнение казавшиеся непоколебимыми законы развития торговых центров. Например, а что, если размещать фудкорты не на последних этажах, как это принято, а ближе к входной зоне? Таким образом посетителям дается возможность сразу удовлетворить свои первичные потребности, после чего они могут сосредоточиться на покупках.

Чему при этом отдать приоритет — гибкости или функционалу? Наверно, все же первому. Возможность изменений, как отметила Надежда Колганова, должна закладываться на этапе проекта — как в архитектуре, так и в дизайне интерьера. Торговые площади становятся универсальными, модульные конструкции и взаимозаменяемые элементы позволят ретейлерам быстро перестраивать помещения для проведения различных мероприятий и отвечать на новые запросы покупателей.

При этом ТЦ все больше берут на себя роль точек общественного притяжения, включая в себя новый функционал. В Москве получает распространение практика встраивания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) в торгово-развлекательные комплексы (ТРЦ) — как, например, это сделано в проекте Ratin возле станции «Текстильщики». Таким образом, здание наполняется новыми функциями, а визит в него — новыми смыслами. Теперь, не выходя из ТЦ, можно не только посетить магазины и рестораны, но даже заключить брак или получить паспорт.

Для архбюро BLANK транспортно-пересадочные узлы стали своего рода вызовом и возможностью решить интересную задачу в части их функционала. «Мы для себя это все пытались переосмыслить и найти новое видение: что нужно человеку в плане ретейла, — отметила Надежда Колганова. — ТПУ дали нам хорошую возможность это понять».

Сейчас у бюро в разработке ТПУ «Печатники» и «Текстильщики», где необходимо правильно распределить потоки пассажиров, чтобы организовать все связи, в том числе направить людей в пространство ретейла. Эти новые ТПУ интегрированы с торговыми центрами. Здесь возник вопрос: чем его наполнить, как средствами архитектуры правильно организовать пространство ТЦ?

Есть, конечно, наработанные решения — фудкорты, якорные зоны, точки ретейла. Но хотелось развернуть торговлю вокруг этих якорных зон, чтобы посетитель мог видеть все вокруг, открыть ему весь функционал, то есть не замыкать покупателя в какие-то определенные рамки и направления, а дать право выбора.

Кроме того, архитекторы поставили себе задачу — задержать человека в ТЦ, вырвать его из ежедневного круговорота забот, чтобы он хорошо провел время в торговом центре, чтобы у него была возможность посмотреть кино, сходить в кафе, на лекцию или даже заняться работой, просто погулять, посидеть, пообщаться, — то есть превратить ТПУ в место досуга. «Когда мы едем в любой торговый комплекс, то хотим провести там своего рода мини-отпуск, — подчеркнула Надежда Колганова, примерив на себя мысли рядового посетителя. — Хочется здесь поесть, что-то купить. Мы хотим, в принципе, просто отдохнуть».

Отлить идею в металле

Заместитель руководителя проектно-конструкторского отдела РПО АЛБЕС Иван Белоусов в своем выступлении отметил, что все идеи архитекторов и дизайнеров требуют своего воплощения в реальном материале, свойства которого не всегда могут совпадать с пожеланиями заказчика. Архитектор, дизайнер, заказчик всегда хотят, чтобы их детище выделялось среди остальных, а это значит, что каждый новый объект, новые архитектурные решения будут усложняться — в связи с чем возникает необходимость более плотного взаимодействия между архитекторами и производственниками. Если раньше архитектор общался с производителем или поставщиком только через заказчика или подрядчика, то сейчас обязательно надо, чтобы эта линейка превратилась в треугольник, где все «углы» поддерживают контакт друг с другом, потому что редкий архитектор досконально знает все свойства и особенности того или иного материала. И нужны инженеры, которые разбираются в работе с металлом и могут просчитать сложные криволинейные формы. Надо понимать, как, например, алюминий ведет себя в различных условиях и при разных способах обработки.

Укладывается в тренд

Участники дискуссии отметили, что развитие ТПУ или, как их еще называют, новых вокзалов, полностью соответствует основному направлению развития столицы — трансформации огромного городской территории, жестко сформированной вокруг исторического центра, в полицентричное пространство, удобную и равноценную среду обитания всех жителей. Создание комфортных зон, устойчивых и удобных транспортных связей, новых рабочих мест за пределами центра не только снижает нагрузку на московскую транспортную систему, но и повышает качество жизни на периферии города, делает каждый его район самодостаточным.

Теги: