
На Российской строительной неделе этот вопрос был рассмотрен за круглым столом «Дог-френдли среда в ЖК». Акцент был сделан на работе застройщиков, для которых создание в своих проектах комфортных условий для людей и животных — важный маркетинговый ход и хорошее конкурентное преимущество.
Сегодня собака полноценно включена в семейную и городскую систему, отметила основатель и директор научно-практического центра исследования психики и поведения млекопитающих Ольга Качанкина. При этом, признала эксперт, неизбежны конфликты между разными группами жителей — владельцами собак, жителями без собак, жителями с детьми; конфликты за территорию, где гуляют взрослые, дети, где люди занимаются спортом, ездят на велосипедах. Важный вопрос — санитарный: за собаками нужно убирать; еще один вопрос — воспитание собак: они не должны никого пугать, особенно детей, прыгать на людей даже от радости, выть в квартире в отсутствие хозяев. Здесь экспертами выделяются несколько блоков: от просветительской работы и образования владельцев собак, за что девелоперы могут отвечать только косвенно, до создания физической инфраструктуры, которая планируется на этапе строительства. Еще один блок работы — обеспечение качества жизни и добрососедства «безсобаковых» жителей, владельцев собак и самих хвостатых «виновников перемен». А это вопросы управления территорией, создания лояльного к животным комьюнити.
Для этого, например, в ГК «Эталон» разработан стандарт создания инфраструктуры для собак — от отдельных элементов до готовых микромодулей. В стандартном мастер-плане ЖК, рассказал руководитель службы развития продукта ГК «Эталон» Денис Смирнов, есть жилой двор, где должны быть модули для уборки за собакой, спланированы центричные пространства (места для выгула и дрессировки собак) и линейное общественное пространство (променад, спортивные маршруты) так, чтобы собаки минимально пересекались со спортсменами, велосипедистами, детьми и другими пользователями.
Важная часть «физической» инфраструктуры, снимающая часть претензий различных групп жителей, — лапомойки. По словам руководителя направления клиентских и продуктовых исследований группы «Самолет» Майи Джериевой, из Москвы мода на лапомойки переместилась в региональные ЖК. Сегодня, согласно данным «Самолета», 71% жителей новостроек готовы использовать лапомойку в холле первого этажа дома, 96% считают, что на территории жилого комплекса должны быть площадки для выгула собак.
Следующий этап, объединяющий людей и собак, — создание дружелюбной атмосферы, единой культуры поведения в ЖК, одобряемой всеми, — убрать за собакой, постараться не шуметь по вечерам. Дальше — больше. Чтобы всех подружить и познакомить, в некоторых ЖК проводятся партнерские мероприятия, конкурсы, вечеринки с участием всех жителей, включая собак. Эта работа — часть программы «бесконфликтности», подчеркнула менеджер по устойчивому развитию из компании ГК «Самолет» Ольга Васильчук.
Решать вопросы можно и на уровне самоуправления жителей ЖК. Ольга Качанкина напомнила, что есть госрегулирование в сфере жизни собак и их владельцев в городах, которое определяет правила выгула собак и т. д.
Номер публикации: №09 08.03.2024