Сергей Иванович, что сегодня можно назвать основным драйвером на рынке создания объектов здравоохранения?
Тут ничего нового — бюджетные инвестиции, которые сегодня на подъеме, ведь именно государство остается главным заказчиком в отрасли и в конечном итоге отвечает за обеспечение здоровья населения страны.
Каковы главные проблемы в этой сфере?
На мой взгляд, они мало отличаются от проблем строительного сегмента и отечественной экономики в целом. На фоне экономических санкций стало очевидно, что далеко не все, что нужно объектам современной медицины, производится или возможно произвести в России. Да, в далеких от потребительского сегмента отраслях, таких как космос и оборона, у России есть прорывные технологии, но в повседневной жизни импортный продукт мы видим повсюду, и от него зачастую трудно отказаться. В результате в нашем, например, случае приходится жертвовать качеством медицинской услуги в связи с недоступностью современного оборудования или искать альтернативные варианты закупки за рубежом.
Неудивительно, что на повестке у российского бизнеса — кооперация с дружественными странами, в том числе с теми, которые раньше мы считали отстающими от нас в плане технологий. Сегодня такая кооперация может оказаться единственным надежным источником получения оборудования и материалов требуемого качества.
Вы тоже работаете в этом направлении?
Безусловно, мы ищем производства от мировых лидеров, локализованные в этих странах. Приведу лишь один пример. Раньше в проектах мы использовали откатные герметичные двери голландского производства. Это очень качественный и надежный продукт, проверенный практикой: на некоторых наших объектах такие двери уже 20 лет эксплуатируют без нареканий. Сейчас сотрудничество с голландцами затруднено, однако существует компания в Индии, производящая двери по технологии голландцев и под их контролем.
И такого же качества?
Индийский продукт, конечно, отличается от голландского. И понятно, что без разрешения центрального офиса в Амстердаме никакую кооперацию с индийцами не отстроить — но можно хотя бы попробовать!
Наверное, и с китайскими производителями углубляете сотрудничество?
Скажу больше: с ними мы сейчас проходим неожиданный опыт нового подхода к партнерству, который принципиально отличается от привычного для нас западного. Это другое отношение к договоренностям, надежности, гарантии, но при этом парадокс в том, что перестраиваться, адаптироваться приходится именно нам, поскольку китайцев под комфортные и понятные в прошлом для нас отношения не подстроить.
Можно ли утверждать, что уход западных брендов стал для нашего рынка во многом фатальным?
Нет, отчасти даже наоборот: он дал отечественным компаниям шанс заполнить освободившиеся ниши, хотя и многие системные проблемы обострил. Так, оказалось, что подход к производству товаров народного потребления в нашей стране мало изменился с советского времени: точечно удается выпускать хорошую продукцию, но сохранять высокое качество на уровне серийного производства, к сожалению, не получается.
На сегодня рост спроса на продукцию отечественных производителей привел лишь к росту их выручки, а качество и надежность остаются на втором плане. Скопировать изделие, сделать его похожим на импортное, в принципе, несложно; добиться, чтобы отечественное не уступало импортному по качеству и долговечности в эксплуатации, намного труднее. Пока это получается лишь у некоторых отечественных производителей оборудования.
Умный девелопер всегда в первую очередь думает о будущей стоимости эксплуатации и долговечности создаваемого объекта. К государственным проектам должен быть такой же подход?
Конечно! ГК «Хоссер», допустим, даже не за каждый проект возьмется, особенно если у нас с заказчиком не совпадают представления о том, каким должно быть качество. Занимаясь и проектированием, и строительством, и эксплуатацией медицинских объектов, мы накопили серьезный опыт. Среди российских фирм у нас нет прямых конкурентов, готовых закрывать весь комплекс этих работ «из одних рук». Это делает нам имя, поэтому мы можем позволить себе отказаться от проектов с сомнительным результатом.
Радует, что в последнее время государственные заказчики стали больше внимания уделять качеству, долговечности и эксплуатационной эффективности своих объектов. В этом государство проявляет себя как бережливый заказчик.
Было бы здорово, если бы оно при этом еще «ослабило хватку» в законе о госзакупках (44-ФЗ «О контрактной системе…»).
К сожалению, пока этот закон в его текущем виде не позволяет подрядчику думать в первую очередь о качестве, поскольку торги в нашей стране выигрывает обычно тот, кто дает меньшую цену — это является приоритетным критерием. Если бы государство при выборе исполнителей бюджетных контрактов сместило акцент со стоимости на качество, многое бы изменилось в лучшую сторону.
Ну и, конечно, не стоит забывать, что именно «благодаря» 44-ФЗ все участники государственных закупок поневоле концентрируют на себе излишне пристальное, зачастую сильно гипертрофированное внимание контролирующих органов — с уклоном в презумпцию виновности.
Как бы вы оценили перспективы рынка строительства объектов здравоохранения?
Больших перемен я здесь не предвижу. СВО внесла некоторые коррективы в планы: на новых территориях активно строится медицинская инфраструктура, и, скорее всего, в ближайшем будущем в России увеличится запрос на объекты реабилитации. Но в целом текущий год, думаю, не будет радикально отличаться от прошлого. А отложенные пока проблемы, связанные с низкой производительностью труда и нарастающей нехваткой рабочих рук, бизнес, на мой взгляд, острее почувствует в 2025 году.
Справочно:
Сергей Фурманчук — основатель ГК ХОССЕР®, с 1991 года специализирующейся на создании технологически сложных медицинских объектов. В ее портфолио более 200 реализованных крупных проектов «под ключ».
Номер публикации: №13 05.04.2024