Одним из важнейших проектов транспортной стратегии России стало строительство железнодорожных высокоскоростных магистралей (ВСМ). В середине марта президент РФ Владимир Путин дал старт началу строительства первой в стране ВСМ из Москвы до Санкт-Петербурга. Запуск первого маршрута намечен на 2028 год. К настоящему времени столичные власти определили остановки на территории города, планы по строительству вокзалов и выделили для этого необходимые средства.
ВСМ «Москва—Санкт-Петербург» является приоритетным и наиболее проработанным на данный момент проектом по организации высокоскоростного железнодорожного сообщения в России. Первая ВСМ пройдет по территории шести регионов страны: Москвы и Санкт-Петербурга, Ленинградской, Московской, Новгородской и Тверской областей. На маршруте протяженностью 679 км поездам в зависимости от расписания предусмотрено 16 остановок. В 2028 году, когда ВСМ будет запущена, в каждом направлении будет отправляться до 40 поездов в сутки. Предполагается, что скорость движения по Москве и Петербургу будет 200 км/ч, а между ними — до 400. Время в пути составит 2 часа 15 минут.
Естественно, создание такой высокотехнологичной трассы потребовало серьезного качественного обновления железнодорожной инфраструктуры. На территории Москвы самым сложным по исполнению представляется участок от Ленинградского вокзала до Алабушева, где работы пройдут в условиях плотной застройки без остановки движения поездов. Здесь предстоит проложить дополнительные пути, возвести шесть мостов, пять железнодорожных путепроводов, а также завершить реконструкцию трех автодорожных путепроводов. Кроме того, на московском участке магистрали разместят четыре остановки, на которых будут сформированы полноценные городские вокзалы.
Первой остановкой высокоскоростных поездов на пути из Санкт-Петербурга в столицу станет Зеленоград-Крюково. Там запланировано строительство нового вокзального комплекса с двумя платформами, а его интеграция с действующим вестибюлем станции МЦД-3 будет осуществляться через крытый пандус, ведущий в подземный пешеходный переход.
Вторую остановку предполагается обустроить на базе действующей станции Петровско-Разумовская. Этот новый городской вокзал объединит строящуюся станцию МЦД-1, МЦД-3, две линии метро и маршруты наземного транспорта; проектом предусмотрено для этого построить три платформы с навесами на всю длину. Планируется, что новый надземный вестибюль, обслуживающий также МЦД-3, будет интегрирован с метро и D1, а через пешеходную галерею пассажиры смогут пройти от Дмитровского шоссе до улицы Комдива Орлова. В конечном итоге с открытием вокзала улучшится транспортная доступность районов Бутырский, Тимирязевский и Марфино, где проживают около 190 тыс. москвичей.
Еще одну остановку скоростной поезд сделает у Рижского вокзала — рядом со станцией метро «Рижская» будет создан крупный пересадочный узел между двумя линиями традиционной подземки, четырьмя диаметрами наземного метро и высокоскоростной железнодорожной магистралью.
Здесь помимо современного пассажирского вокзала планируется возвести второй вестибюль станции «Рижская» Большой кольцевой линии метро и два надземных пешеходных перехода. А рядом с вокзальным комплексом предполагается сделать дополнительные парковки, обустроить остановки и разворотную площадку для наземного городского транспорта. В перспективе планируют также реконструировать трамвайную линию и обновить прилегающую улично-дорожную сеть.
Ленинградский вокзал будет конечной станцией высокоскоростной магистрали и частью одного из крупнейших транспортных узлов столицы «Площадь трех вокзалов». Здесь пересекаются два диаметра, две линии метро, многие маршруты наземного городского транспорта и поездов дальнего следования. С учетом будущего роста пассажиропотока проектом предусмотрены работы по строительству дополнительного пассажирского вестибюля и масштабная реконструкция самого вокзального комплекса; не осталось без внимания и благоустройство прилегающих территорий.
Помимо обустройства этих четырех остановочных центров, в Москве развернуты работы по возведению железнодорожных мостов и автомобильных путепроводов. Так, настоящими «воротами» для входа ВСМ в столицу станет мост через канал имени Москвы в Химках, его сооружение уже сейчас называют настоящим инженерным и строительным подвигом: общая длина моста с девятью пролетами составит 399 м, а вес металлоконструкций — 3 953 тонны.
Стоит особо подчеркнуть, что для обеспечения скоростного движения поездов в Москве сейчас активно строится также и автодорожная инфраструктура. В частности, три путепровода появится на пересечении с МЦД-1 и МЦД-3. Благодаря соединениям улиц Академика Королёва и Валаамской у москвичей появится дополнительная транспортная связь между севером и северо-востоком города, а сейчас на путепроводе через железнодорожные пути идет сооружение опор. Помимо этого, в соответствии с проектом предстоит проложить и реконструировать путепроводы, предусмотрев съезды со скоростной магистрали на улицу Милашенкова и с Дмитровского шоссе на улицу Валаамскую, а также два надземных пешеходных перехода на проектируемой дороге — магистрали вдоль МЦД-3.
Справочно:
Помимо стартовавшего строительства ВСМ «Москва—Санкт-Петербург», в перспективе предусмотрен запуск еще трех высокоскоростных маршрутов из Москвы — в Адлер, Екатеринбург и Минск. По планам главы РЖД Олега Белозёрова, реализация всех проектов завершится к 2040 году.
Номер публикации: №31 16.08.2024