Бесконтактный метод

Бесконтактный метод

Эксперты рынка недвижимости о востребованности онлайн-сделок с новостройками

С осенним витком роста заболеваемости коронавирусом в Москве и других крупных российских городах вводятся дополнительные ограничения. И хотя полноценного локдауна по весеннему сценарию нет, россиянам все настоятельнее рекомендуют проводить дома максимум своего времени. «СГ» опросила участников рынка недвижимости, чтобы выяснить, насколько востребован сегодня такой инструмент, как онлайн-сделки и дистанционное оформление ипотеки.

Ирина Доброхотова, председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой»:

Онлайн-сделки на рынке недвижимости пока не стали популярным форматом покупки жилья. В начале 2020-го так приобретались до 2% квартир в новостройках. С введением режима самоизоляции количество сделок возросло, но не превысило 5%. Отсутствие массового перевода всех процессов покупки в онлайн-режим связано с несколькими факторами. Большая часть покупок квартир в новостройках осуществляется с привлечением кредитных средств. На данный момент банки проводят дистанционную проверку документов и одобрение кредита. Но подписание договора и банк, и покупатель чаще предпочитают проводить очно.

Покупатели чаще пользуются интернет-площадками для знакомства с проектами и выбора наиболее понравившихся вариантов. Популярно онлайн-бронирование квартир, подготовка документации, в том числе для одобрения кредита. Также онлайн проводится оплата госпошлины. Клиенты, которые покупают квартиры для себя, предпочитают приехать в офис продаж, пообщаться с менеджером, пройтись по окрестностям или строительной площадке, вне зависимости от стадии готовности. Инвесторы ведут себя иначе: многие готовы к онлайн покупке, особенно в первые дни старта продаж.

Алексей Гусев, генеральный директор «Главстрой-Недвижимость»:

На заключение сделки влияет целый ряд факторов, в том числе и то, как выстроена система продаж в компании. В разных проектах показатели по сделкам разнятся. У нас есть проект, в котором офис продаж работает онлайн — соответственно, 100% сделок заключается дистанционно. В наших проектах мы проводим все этапы сделки онлайн — за исключением идентификации клиента, эта процедура требует личного присутствия клиента. Да и подписание кредитного договора онлайн сегодян — скорее, исключение из правил.

Вместе с тем, цифровые сервисы дают намного больше информации, чем посещение офиса. Сайт проекта в купе с геоинформационными системами и отзывами расскажут о проекте все, что нужно знать клиенту. Так что популярность онлайн-инструментария продолжит расти.

Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE):

В 2019 году дистанционные сделки были довольно непопулярным и сложным механизмом покупки недвижимости, и даже после весеннего периода самоизоляции весь цикл покупки жилья по-прежнему редко проходит полностью в дистанционном формате. Вместе с тем, на каждом этапе наблюдаются нововведения для перехода в онлайн-формат.

Из всех стадий покупки недвижимости наиболее подходящая для дистанционного формата —бронирование квартиры: клиент регистрируется на сайте, просматривает предложения и затем выбирает свой лот. Также популярная опция — просмотр квартиры в онлайн-формате. На вторичном рынке далеко не все клиенты готовы принимать решения без личного посещения объекта, но на первичном — и особенно для сделок на начальной стадии строительства — бывает достаточно фотографий и видео. Теоретически в этом году существует возможность и дистанционной ипотеки, однако это наименее популярная опция среди покупателей и редкое предложение в банках.

Мы не увидели большого спроса на удаленное оформление ипотеки: такую возможность предоставляют всего несколько банков, часть из которых все равно подразумевали контакты с сотрудниками.

Алексей Перлин, генеральный директор девелоперской компании «СМУ-6 Инвестиции»:

Сделки с покупателями в режиме онлайн проводятся нечасто, что, возможно, связано со спецификой нашего продукта. Скажем, в 2019-2020 году мы реализовывали жилой комплекс бизнес-класса на высокой стадии готовности, поэтому потенциальные покупатели все равно предпочитали приезжать на просмотры и не видели смысла в онлайн-сделках. Новая очередь проекта поступила в продажу совсем недавно, когда локдаун был снят и необходимость в дистанционных сделках уже отпала.

Чаще всего клиенты готовы онлайн выбирать объект, бронировать, подписание соглашений о бронировании или покупке тоже могут проходить онлайн. Сложности начинаются, если у клиента ипотека. Банки до недавнего времени требовали личного присутствия при проведении расчетов, хотя некоторые «игроки» уже вводят механизмы удаленного проведения ипотечных сделок. Появилось больше опций дистанционного открытия аккредитива, необходимого в расчетах с клиентами. Непосредственно подписание большинства документов теперь возможно с помощью электронной подписи или курьеров.

И все же, потенциальная аудитория онлайн-сделок — это, скорее, инвесторы, которые знают застройщика его продукт, не испытывают в этой связи опасений по поводу рисков. У них нет острой необходимости посещать офис продаж или даже стройку. Вся необходимая информация с точки зрения перспектив вложений у них есть и так. Вторая группа участников дистанционных сделок — это покупатели из регионов и из других стран. Правда, их не так много.