Высотное строительство стало перспективой развития Москвы на ближайшие годы. По данным аналитиков компании «Метриум», суммарная площадь всех строящихся небоскребов Москвы в 2022 году составила 5,9 млн кв. метров против 5 млн кв. метров годом ранее, то есть этот показатель увеличился на 18%.
Участникам авторского тура, который прошел в Москве по инициативе «Школы Девелопера» при партнерстве компаний «25/7» и GENPRO, рассказали о перспективах высотного строительства в Москве, а также представили историю развития столицы вдоль МЦК, ознаменованную трансформацией «ржавого» пояса в «золотой».
На месте бывших промзон сегодня появляются знаковые проекты бизнес- и премиум-класса, возведение которых предполагает не только строительство жилья, но и комплексное благоустройство прилегающих территорий, а также развитие социальной и коммерческой инфраструктуры. Один из высотных комплексов, который сейчас находится в активной стадии реализации, - Sydney City (девелопер – ГК ФСК). Проект входит в рейтинг девелоперов-лидеров высотного строительства, составленный компанией «Метриум». Sydney City представляет собой архитектурный микс, где малоэтажная застройка в европейском стиле соседствует с небоскребами. Центральное место квартала займет парк площадью 1,5 га с выходом на набережную, который объединит игровые и спортивные зоны, места для отдыха, событийную площадку для мероприятий, а также центральную торговую зону.
Помимо жилых комплексов, участники тура посетили также офис группы компаний ARCH-SKIN - лидера керамической индустрии. Компания продуктивно работает с крупнейшими архитекторами и дизайнерами России, регулярно проводит презентации и мастер-классы в собственном шоуруме и в салонах своих партнеров. Керамика от ARCH-SKIN представляет собой тщательно отобранную продукцию ведущих мировых производителей из Италии, Испании и России, компания постоянно изучает новые коллекции и создает собственные.
Рафаэль Мухаметсалихов, коммерческий директор компании Genpro, и Надежда Винокурова, руководитель по работе с клиентами, партнерами и GR, подробно рассказали о проектах компании. На текущий момент в портфеле Genpro находятся различные высотные проекты, например, ЖК Sydney City, ЖК «Электролитный», ЖК Ilove, ЖК Highlife, несколько крупнейших проектов на территорию Южного порта, так называемого «второго Сити», и многие другие - в целом в работе сейчас около десятка объектов высотой более 100 м.
В отделе продаж и шоуруме Sydney City у макета всей застройки Рафаэль рассказал, над какими участками работали архитекторы и инженеры Genpro, - это два дома на первой линии застройки у Москвы-реки – Sydney Prime и центральный участок на территории ЖК с высотностью 160 м, где удалось объединить высотность, общественную функцию стилобата, логику кварталов мастер-плана с гибкостью приречной природы. Архитекторами при разработке фасадных решений был применен искусственный интеллект, при помощи которого получилось создать динамичные фасады с уникальным рисунком, создавая неповторимую пластику.
Как отмечает Надежда Винокурова, «Москомархитектура не ограничивает девелоперам и проектировщикам высоту зданий при разработке новых ЖК, рекомендуя при этом разноэтажность строений в рамках одного комплекса. Это очень важная и в то же время очень сложная задача для архитектора - создать такие решения, который будут интересны и девелоперам, и городу».
Фасадные решения при проектировании высотных зданий, безусловно, требуют особого внимания (речь об облицовочных материалах, типах остекления, конструкции стены, применяемых противопожарных мероприятиях и т.д.).
По словам главного конструктора компании Егора Ермилова, при проектировании высотных зданий также важны не только архитектурные, но и конструктивные и инженерные решения, которые на первый взгляд не видны. При этом требуется найти баланс между конструкциями ядра жесткости и остальными несущими элементами, а также корректно подобрать количество и расположение аутригерных этажей. В части инженерных решений сложности возникают при наличии центрального кондиционирования, а также специальных требований к системам автоматизации.
Мария Онучина, генеральный директор управляющей «25/7», отметила, что Москва нуждается не только в небоскребах, но и в доходных домах: «Если рассматривать такие объекты с точки зрения бизнеса, то их можно считать крайне удачным вложением средств: построенное или выкупленное здание с отдельными квартирами сдается на длительный срок, окупает инвестиции и защищает капитал от инфляции. На сегодняшний день девелоперы активно рассматривают МЦК: здесь доступна транспортная развязка до всех точек Москвы, поэтому сдавать/арендовать апартаменты или квартиру в районе МЦК очень прибыльно и комфортно. Как результат, ДОМ.РФ уже вышел в несколько локаций в районе МЦК, таких как, например, «Парк Легенд» в районе «ЗИЛ» и «Символ». Любая станция в районе МЦК будет интересна для создания доходного дома. Но крайне важно правильно сформировать продукт, чтобы доходность апартаментов для инвестора была бы интересна, а цена аренды – подъемна для арендатора. В «25/7» мы как раз этим и занимаемся – формируем продукт доходного дома так, чтобы он был интересен девелоперу, легкоуправляемым и приносил хорошую доходность своим инвесторам, а также был бы максимально комфортен в размещении для арендаторов и гостей».
«Школа Девелопера» в ближайшее время станет центром компетенций в теме высотного строительства, потому что считает это перспективой развития Москвы в ближайшие годы. Создавать данные объекты нужно силами профессиональной команды, в которой специалисты отличаются различными компетенциями, дополняющими друг друга. Для этого важно не только представлять рынку значимые проекты, но и давать статистическую информацию по ним, координируя действия с аналитиками ведущих агентств недвижимости. Кроме того, необходимо и подсвечивать сложности, связанные с реализацией высоток, и выпускать информационные материалы. В частности, «Школой Девелопера» планируется создание каталога лучших проектов.
«Польза небоскребов заключается, во-первых, в том, что они позволяют локально разместить большое количество людей, тем самым сконцентрировав потоки в одном транспортном узле, - подводит итоги Наталья Сазонова, директор по развитию компании «Метриум». – Во-вторых, при их строительстве больше территории отдается под благоустройство и рекреацию. Наконец, в-третьих, типология небоскреба помогает создавать определенную айдентику места и формировать градостроительную доминанту».