Российский рынок недвижимости предлагает современному человеку богатейшую палитру форматов для проживания, от малогабаритных студий до больших загородных домов. Многообразие современного жилья демонстрируется в рекламе, художественных фильмах, в реализации градостроительной политики городов и оказывает влияние на формирование вкусов и жилищных предпочтений как у экономически активной части россиян, так и у молодежи. Оргкомитет премии Urban и Аналитический центр НАФИ в июле изучили взгляды молодых россиян на свое будущее жилье и их зависимость от текущих условий проживания.
Жилищные условия современной молодежи
Большинство современных подростков и молодых людей живут в квартире (59%), каждый четвертый – в частном доме (26%), а каждый десятый в коммунальной квартире, комнате или общежитии (15%).
Чаще всего, жилье, в котором проживает молодежь, является собственностью их семьи (88%), однако 12% участников исследования заявляют, что проживают в арендном или служебном доме или квартире.
Большинство участников опроса – 85% – демонстрируют неудовлетворенность текущими условиями проживания и хотели бы что-то изменить, однако в большинстве случаев молодые россияне выражают запрос на перемены в рамках имеющегося жилого помещения, например, сделать в нем ремонт, провести перепланировку или сменить дизайн интерьера. Запрос на переезд в другой дом или квартиру есть у 31% опрошенных.
Представления об идеальном жилье
Идеальное жилье, по мнению большинства молодых россиян, – это либо большая квартира в новостройке с хорошей отделкой, либо индивидуальный дом. Желательно, чтобы жилье было расположено в центре города (56%), чтобы в нем были отдельная спальня, гостиная, гардеробная, балкон, приветствуется типовая отделка от застройщика с проверенными вариантами планировки. Практически все рассматривают свое будущее жилье как тихое место для семейного времяпровождения и отдыха, а не для вечеринок. Непременное условие в отношении будущего идеального жилья – оно должно быть не арендное, а собственное.
Образ идеального жилья у представителей поколения «альфа» и «зумеров» практически во всем сходится. Единственным заметным отличием является представление о разделении пространства. У совершеннолетних молодых россиян, которые чаще являются более самостоятельными, живут без родителей и начинают заводить свои семьи, ориентация на идеальное жилье как на семейное пространство становится более выраженной.
Исследование также показало взаимосвязь между образом будущего жилья и текущими условиями проживания. Так, живущие с ограничениями индивидуального пространства – в общежитиях или коммунальных квартирах – чаще выбирают в качестве жилья формат коливинга (индивидуальная жилая комната и общее с другими жильцами жилое пространство – в 29% против 14% в среднем).
В целом 94% молодых людей считают, что идеальная жилая площадь должна быть их собственной. Особенно часто так думают те, кто на данный момент живет в собственном (не арендном) жилье (95%). Однако молодежь, проживающая в арендуемом жилье, реже думает, что идеальная жилая площадь будет принадлежать им (86%). Это же касается и молодых жителей коммунальных квартир и общежитий (86%).
Взгляд на организацию придомовой территории
Молодые россияне ожидают от идеального жилья максимальной организации придомовых территорий.
73% молодежи хотят видеть рядом со своим домом парк и зеленые посадки для прогулок, 62% – детскую площадку, 58% – спортивную площадку. 49% хотят, чтобы у дома была площадка для выгула питомцев, а 43% желают иметь огороженный двор.
Кроме того, для молодежи в идеальном жилье важны охрана двора или дома (39%), подземная парковка (38%) и спортзал в здании (37%).
Девушки в среднем предъявляют больше требований, чем юноши: парковая зона важна 79% девушек и для 64% юношей, детская площадка – 67% девушек и 55% юношей, площадка для выгула питомцев – 54% и 39% соответственно.
Говоря о внутреннем устройстве идеального жилья, в качестве неотъемлемых атрибутов называются спальня и гостиная (87% и 82% соответственно). Кроме того, молодежь выражает высокий запрос на наличие необязательных для современного жилья опций – балкона с оборудованной зоной отдыха (71%) и гардеробной (62%). Более половины опрошенных, кроме уже перечисленного, хотели бы иметь отдельную детскую комнату и столовую (57% и 52% молодых россиян соответственно). 44% говорят о желании иметь рабочий кабинет, 43% – кладовую.
Девушки также здесь более требовательны, чем юноши. Например, гостиную считают необходимой 85% девушек и 77% юношей, гардеробную – 68% девушек и 52% юношей.
«Как мы видим, исследование не подтверждает гипотезу о беспечности и излишнем потреблении молодежи, индивидуализме и нежелании начинать самостоятельную жизнь. Наоборот, как ни странно, представители поколения “альфа” и “зумеров” сходятся в жизненных установках и демонстрируют ориентацию на усердие и успех, важность собственной семьи. Рассуждая о недвижимости, респонденты настроены рационально: 79% считают, что нужно обзаводиться собственным (не арендным) жильем, 74% готовы ради этого жить в небольших квартирах, 85% подтверждают важность уюта в доме и 47% следят за трендами в интерьере. Идеальное жилье, по мнению большинства опрошенных, это отдельная квартира в большом городе, многоэтажном доме. В которой предусмотрены обособленные помещения (жилые комнаты, кухня, санузел) и желательно типовая отделка от застройщика», — резюмирует Ольга Хасанова, генеральный директор премии Urban.
Справочно:
В исследовании приняли участие две группы молодежи (всего 600 человек – по 300 из каждой): представители поколения «альфа» – подростки, те, кому сейчас от 14 до 18 лет; «зумеры» – молодые, но уже совершеннолетние россияне от 19 до 24 лет.