В Москве в последние несколько лет стал заметен тренд – строительство жилых зданий на стилобате, то есть на плите, на которой стоят корпуса жилых комплексов. Стилобат представляет собой общий цоколь, объединяющий несколько зданий, который, с одной стороны, служит в качестве дополнительной опоры высотного здания и увеличивает его устойчивость. С другой – формирует новый ландшафт общественного пространства, создает многоступенчатость, многослойность, за счет чего появляется дополнительная площадь для полезного использования.
При этом стилобат при застройке столицы использовали еще в советское время. Яркий пример стилобатной архитектуры – Новый Арбат, одна сторона которого состоит из зданий, связанных единым подиумом. В то время такое решение практически не применялось в жилых проектах – на стилобате строились преимущественно общественные здания.
Сегодня история стилобата начала новый виток – на городской пьедестал стали поднимать целые жилые кварталы. Решение разумное: в стилобате размещаются нужные городу пространства – магазины, паркинги и другая инфраструктура, а жители в качестве бонуса чаще всего получают приватное пространство на крыше стилобата, где может быть разбит сад, установлены детские пространства, площадки для воркаута. Жилая часть приподнята от дороги, что тоже плюс – жителям первых этажей не шумно и не пыльно.
Использование стилобата в жилых постройках – распространенная международная практика. Прорыв в стилобатостроении произошел в Нью-Йорке в начале 1960-х годов. Тогда городские власти приняли закон, по которому в центре города надлежало отводить часть земли для общедоступных площадей. Но где их было взять в плотной застройке города? Внимание архитекторов и застройщиков переместилось к основанию небоскребов (а центр Нью-Йорка застроен именно ими), где стали размещаться зоны общественного пользования. Это и привело к появлению высотных зданий на стилобатах. За Нью-Йорком эту практику переняли и другие города США, а потом опыт вышел за границы страны. И довольно стремительно: в СССР строительство Нового Арбата завершилось уже в конце 60-х годов. Для того, чтобы эта практика стала распространенной, понадобилось еще несколько десятилетий. За это время усовершенствовались строительные технологии, что сделало стилобаты гораздо более функциональными. В выигрыше и город, и девелопер: стилобат позволяет использовать очень дорогую в центре города землю максимально эффективно. Так, подземное пространство используется, например, под парковку, наземное – в качестве коммерческих помещений.
В Лондоне в 2002 году было закончено строительство нового здания мэрии Большого Лондона, архитектором которого выступил сэр Норман Фостер. Он определил концепцию здания как «model of democracy, accessibility and sustainability» – образец открытости и доступности для посетителей. В стилобате мэрии располагаются приемная, большой амфитеатр, кафетерий и выставочный зал, где могут проводиться различные выставки.
Особый акцент в истории всегда делался на верхней части стилобата – кровле. Человечество всегда привлекала возможность подняться над землей, хотя бы немного. Ле Корбюзье, описывая идеальную архитектуру будущего, отмечал, что венчать здания будут сады на крыше. Сама идея не нова, первые из них располагались в древности на крышах зиккуратов (многоступенчатых культовых сооружений) на территории нынешнего Ирака. Эпоха Возрождения перенесла «зеленые» крыши в Италию: например, сад на вилле Медичи во Флоренции, датируемый 1400 годом.
Говоря о современных примерах, можно вспомнить Намба Парк, возведенный в Осаке на месте старого стадиона. Тридцатиэтажное здание торгового комплекса, возведенное на стилобате, одновременно выполняет функции парка: в него превращены крыши, террасы и балконы. Помимо восьми этажей террас в торгово-развлекательном центре расположились магазины, кафе и рестораны, амфитеатр для проведения концертов и даже пространство для личных огородов.
Площадь Сишане в Стамбуле является еще одним популярным общественным пространством, которое возведено на стилобате. Площадь поднята на 20 метров над уровнем земли и дополнена склонами для отдыха, смотровыми площадками, пешеходными дорожками и ландшафтными садами на крыше паркинга. Здесь есть даже уличный театр. Помимо этого, под площадью разместилась подземная автостоянка на 1000 машиномест, напрямую связанная с выходами к автобусным остановкам, рынку и метро.
В Москве появляются свои яркие примеры стилобатной архитектуры. Один из них – проект редевелопмента территории бывшего авиамоторного завода «Союз» на Лужнецкой набережной – Luzhniki Сollection. Здесь на стилобате площадью 71 тыс. кв. метров будет расположено 12 жилых домов, а треть общей площади проекта будет отведена под общественные и деловые пространства. Чтобы сформировать стилобат для проекта, возводится одна из самых длинных в Москве стен в грунте, общая протяженность которой достигает 1 152 м.
Благодаря строительству на стилобате в проекте появится несколько уровней озеленения – невысокие растения будут высажены на крышах зданий торговой галереи, на самой стилобатной части появятся сады с разнообразными видами деревьев и кустарников, в том числе и крупномерными, а в зонах паркинга и посадки\высадки пассажиров на -1 этаже будут расположены компактные зеленые участки для соблюдения общей концепции проекта. Такой подход позволит создать новый пейзаж этой части города, сделать пространства более тихими и уютными.
Подземной части стилобата уделено не меньшее значение. Идея подиума позволит создать специальный подъезд к парадному лобби (с зоной посадки и высадки пассажиров), который будет расположен на первом подземном уровне корпусов. Здесь же будет размещаться консьерж-сервис. Кроме того, наличие стилобата наполнит комплекс новыми пространствами: кафе и рестораны, спортивные студии и многое другое.
Стилобатная архитектура будет развиваться и в дальнейшем. Плотность городской застройки и меняющийся образ жизни горожан тяготеет к созданию таких полифункциональных комплексов, дающих ощутимые преимущества жильцам и горожанам. Они дают возможность получать все ключевые услуги без необходимости покидать территорию жилого комплекса. Кроме того, это идеальное решение для комфортабельной жизни в центре города с развитой инфраструктурой и максимальной приватностью.
В текущих условиях, когда земля в центре становится все более дорогой, появляется все больше зданий, а площадь, которую можно использовать с пользой, уменьшается, стилобатная архитектура становится фактически единственным идеальным решением для городского жилого строительства.
Автор: Анна Мировец