Международный деловой центр «Москва-Сити» по праву можно назвать самым амбициозным и крупным градостроительным проектом не только России, но и Восточной Европы. Сегодня «Москва-Сити» — главный налогоплательщик города и один из крупнейших налогоплательщиков страны.
Уникальные проекты воплощают в жизнь уникальные люди. Презентация книги собрала тех, кто стал живой легендой, — архитекторов, инженеров, управленцев, производителей стройматериалов и машин, кто своим трудом на эпохальной стройке опережал развитие отрасли и технологий. В этот вечер память возвращала их к той самоотверженной работе, счастливому времени жизни…
«Перед вами книга о том, как участники проекта, попадая в непростые ситуации, рискуя репутацией и деньгами, шли к цели, — отметил Александр Гусев. — Их критиковали коллеги по цеху, называли безумцами и авантюристами. Но, как часто бывает в жизни, именно они вершат историю».
«Большую лепту в создание истории «Москвы-Сити» внесли воспоминания и интервью ключевых участников масштабного проекта. Они поделились не только уникальной и ранее неизвестной информацией, но сделали книгу достоверной», — рассказала Ирина Хоменко, одна из авторов книги.
По воспоминаниям министра правительства Москвы Александра Кибовского, проект «Москва-Сити» прошел очень непростой путь восприятия его городским сообществом. Его появление совпало с периодом поколенческой смены отношения к архитектуре как таковой, с резким переходом от советских традиций к мировому уровню проектирования и дизайна. Все начиналось, когда шла общественная борьба за архитектурное наследие Москвы, связанная с активным и нередко грубым освоением новоявленным бизнесом исторического центра столицы, с точечным строительством офисных и жилых зданий без учета уже сложившейся среды.
Заслуженный строитель РФ Николай Кошман, работавший руководителем Спецстроя России, на страницах издания подчеркнул, что 100 гектаров земли в районе Пресненской набережной, где исторически развивались разве что каменоломни, вот уже третий десяток лет привлекают внимание ведущих архитекторов, демонстрируют новые свершения, отмеченные даже в «Книге рекордов Гиннеса», которые меняют судьбы мира и отдельных людей.
Александр Гусев рассказал, что проект вылился в две книги объемом соответственно 368 и 352 страницы с 1000 фотографий: «Перед вами книга о том, как практическое строительство небоскребов в Москве опережало науку, нормативы и индустрию, и, как говорил один из моих собеседников, это был хороший толчок кому-то по мозгам, чтобы двигаться вперед».
Выступившие, а их было более двух десятков, отмечали, что фундаментальное издание, где собран беспристрастный фактологический материал об истории проектирования, строительства делового центра, имеет большое практическое значение и для реализации других крупных градостроительных проектов в стране и за рубежом.
Подчеркивалось, что без выдающегося российского архитектора Бориса Тхора грандиозная стройка вряд ли бы состоялась. Так, зодчий буквально за один вечер «нарисовал» мост «Багратион» — и именно в таком виде сооружение и было возведено. Он предложил построить небоскребы на площадке рядом с Центральным выставочным комплексом «Экспоцентр», где в 1990-е годы находилась заброшенная промзона. То, что в течение длительного времени казалось фантастикой, утопией, благодаря этому подвижнику стало реальностью.
«В этом труде запечатлена атмосфера времени, авторский коллектив сумел сказать добрые слова о десятках, сотнях созидателей, сотворивших новое московское чудо», — подчеркнул председатель правления Союза писателей России Николай Иванов. «Удивительная книга! — согласился президент Союза архитекторов России Николай Шумаков. — Это исследование, подкрепленное цифрами и фактами, многого стоит».
«Этот труд создали инициативные люди, — отметил директор по маркетингу и сбыту региона КНАУФ Россия и Беларусь Алексей Зимин. — Горжусь, что материалы нашей компании получили широкое применение практически на всех функциональных зонах небоскребов. «Москва-Сити» развивается, и мы готовы к активному участию в новых проектах».
Номер публикации: №08 01.03.2024