Как сообщил вице-губернатор Николай Линченко, 2023 год стал продуктивным для стройкомплекса Петербурга: было установлено много рекордов как по объемам жилого строительства, ремонту дорог, так и по возведению социальных объектов. В прошлом году в Северной столице было введено 3 482 тыс. квадратных метров жилья, что на четверть больше плановых показателей, которые были согласованы с Минстроем. «Это 382 дома на 78 тыс. квартир и 999 домов индивидуального строительства», — уточнил Николай Линченко. Стоит отметить, что нормативы профильного министерства в Северной столице перевыполняют третий год подряд, но таких цифр еще не было: в 2021-м превышение плана составило 8,6%, а в прошлом — лишь 1,7%. В этом году в Петербурге запланировано построить 2, 65 млн кв. м жилья.
Рекорд по вводу социальных объектов
Еще один повод для гордости петербургских строителей — активный ввод объектов социальной инфраструктуры. Всего в эксплуатацию за минувший год был введен 81 социальный объект, из которых 31 построен по адресной инвестиционной программе, 50 — за счет внебюджетных средств. Для Петербурга это также стало абсолютным рекордом, так как в городе еще недавно остро стояла проблема нехватки в районах новостроек школ, детских садов и объектов здравоохранения. Николай Линченко пообещал закрыть тему нехватки социальных объектов в ближайшее время, так как дефицит их сокращается. К концу 2024 года Петербург планирует побить рекорд 2023-го по количеству построенных социальных объектов за счет внебюджетных источников. «Мы введем 99 объектов, причем 60 из них — по линии инвесторского блока», — отметил вице-губернатор. До конца года будет введено в эксплуатацию 36 образовательных учреждений на 33 тыс. мест, 38 детских садов, 10 объектов здравоохранения и три объекта спорта.
В 2023 году Петербургу удалось решить и проблему обманутых дольщиков. В конце года в эксплуатацию было введено шесть жилых домов, среди них ЖК «Парнас» и ЖК «ЛомоносовЪ», из Единого реестра проблемных объектов по заявке Комитета по строительству были исключены последние четыре объекта (в 2019 году в Петербурге насчитывалось почти 60 проблемных домов на 17 754 квартиры).
Комфорт начинается с дорог
В Смольном убеждены, что комфортная среда — это не только современные квартиры, но и удобные дороги, и подъезды к жилым кварталам. А потому параллельно с возведением жилья в городе продолжалась работа по строительству новых дорог, мостов и развязок. Как рассказал председатель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Александр Федотов, достижения девелоперов потребовали от дорожных строителей не отставать и активизировать ремонт и строительство новых объектов. Из главных успехов прошлого года он отметил продолжение Шуваловского проспекта от Камышовой улицы до Планерной, которое связало Приморский район и Западный скоростной диаметр, а также помогло разгрузить трафик на северо-западе города. Всего в прошлом году в городе было отремонтировано 83 объекта — рекордный показатель за последние 10 лет. Среди значимых объектов 2023 года — ремонт Московского проспекта от площади Победы до Кузнецовской улицы, приведение в порядок дорожного полотна на Петроградской набережной, проспекте Стачек, Софийской улице и Литейном проспекте, а также завершение строительства двух мостов над Лахтинской гаванью, получивших названия Кристальный и Прозрачный. И, как отметил Александр Федотов, повысить качество и сроки ремонта удалось в том числе и за счет того, что дорожники подошли к своей работе творчески. «Мы впервые применили подход маршрутного ремонта дорог, то есть отремонтировали целое вылетное направление по правому берегу Невы на Арсенальной, Ушаковской, Пироговской и Выборгской набережных, а также на Приморском проспекте. Такая схема позволила организовать на правом берегу Невы сквозной и безопасный проезд, а строителям увеличить объем сезонных работ и снизить временные затраты на переброску техники и материалов. Мы будем и дальше продолжать такую практику», — отметил Александр Федотов. В Смольном отмечают, что на сегодняшний день в Петербурге не менее 85% дорог уже приведено в нормативное состояние.
В ожидании новых станций
Прошлый год был отмечен в Петербурге и еще одним событием — возобновлением работ по строительству метро. По словам Николая Линченко, метростроевцам удалось переломить сложившуюся стагнацию: последний раз новые станции метро в Северной столице были открыты в октябре 2019 года, когда ввели в эксплуатацию «Проспект Славы», «Дунайскую» и «Шушары».
Сегодня же у метростроевцев грандиозные планы: в 2024 году они намерены открыть станции «Горный институт», «Юго-Западная» и «Путиловская». Также, по словам Николая Линченко, в I полугодии ожидается получение заключения государственной экспертизы по участку Красносельско-Калининской линии от станции «Путиловская» до станции «Каретная» и по участку Невско-Василеостровской линии от станции «Беговая» до станции «Каменка». В этом же году начнется проектирование вестибюля станции «Театральная» и участка Лахтинско-Правобережной линии от станции «Горный институт» до станции «Морской фасад». Параллельно будет вестись проектирование участка Красносельско-Калининской линии со станциями «Брестская», «Улица Доблести», «Петергофское шоссе», «Сосновая Поляна». В бюджете Северной столицы на три ближайших года на развитие метрополитена заложено 93 млрд рублей. В планах Смольного — до 2032 года построить 20 новых станций и реконструировать 12 действующих.
Новый год с новым Генпланом
Однако, как отметила председатель КГА Юлия Киселёва, дальнейшее развитие города не было бы возможным без нового Генерального плана Петербурга, принятого в конце 2023 года, а потому она назвала его еще одним достижением. В перспективе этот документ должен стать основой для разработки дальнейших документов, в первую очередь — программ комплексного развития всей городской инфраструктуры. Так, например, при подготовке Генплана его разработчики исходили из того, что в основной объем нового строительства и развитие города будут идти на юге. Среди знаковых объектов называется город-спутник Южный и размещение научных площадок Санкт-Петербургского государственного университета и Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики на территории Пушкинского района, а также строительство жилья в Юнтолове и Каменке.
Свое развитие получат и район Большой Охты, новые туристическо-рекреационные кластеры в Кронштадте и в Горской, где запланировано строительство круглогодичного морского курорта «Горская», проект которого будет в ближайшее время представлен на совещании в Москве. «После этого совещания у нас будет график понимания и стадийности реализации этого проекта», — заявил Николай Линченко. Инвесторы намерены построить морской курорт до 2030 года, сумма инвестиций составит порядка 165 млрд рублей.
Несмотря на принятие Генплана, работа над разработкой градостроительных документов в Северной столице продолжается. Как отметил Николай Линченко, в планах этого года — приведение в соответствие с Генпланом новых правил землепользования и застройки. «Считаю, что Петербургу нужно оставаться в тренде в части наращивания объемов утверждения проектов планировки. Также Северная столица собирается активно участвовать и в корректировке федерального законодательства. Мы уже подали большое количество инициатив, например, в части утверждения на федеральном уровне порядка подготовки и корректировки документации проектов территорий и кварталов», — полагает он.
Прошлый год не был простым для строителей Петербурга, но в итоге оказался богат на достижения и рекорды. И тот факт, что застройщики успешно выдержали последствия пандемии и санкций, свидетельствует о том, что они уверенно смотрят в будущее.
Номер публикации: №05 09.02.2024