Столичный музей «Бункер 703» отметил День метро клавесинным концертом на глубине 43 метров и пополнением выставочной экспозиции редкими экспонатами Мосметростроя.
Подземный концерт барочной музыки посвятили покорителям магистралей глубокого заложения. Столичная компания «Мосметрострой» работает с 1931 года – это те самые метростроители, которые сооружали не только первые станции метро, но и секретные бункеры и другие стратегически важные объекты, в том числе «Бункер 703». Это настоящий музей-заповедник современной фортификации на глубине 43 метра под землей, построенный в послевоенные годы. Системы жизнеобеспечения, чугунные тюбинги с датами сталинской эпохи - все можно буквально потрогать собственными руками.
Дмитрий Юрков, директор музея «Бункер 703»:
«Бункер несколько десятилетий действовал в качестве защищенного спецархива Министерства иностранных дел. Здесь до недавних пор трудились засекреченные эксперты и хранились важнейшие международные тайны нашей страны. Лишь в 2018 году, после того, как объект был признан технически устаревшим, в него были допущены первые посетители. Сегодня это единственное место в столице, где каждый посетитель может заглянуть в глубокую шахту и прогуляться по чугунному тоннелю, аутентичному тому, где ходят поезда».
Экспозиция, посвященная истории трудового подвига тех, кто прокладывал первые тоннели, пополнилась редким экспонатом, переданным в музей АО «Мосметрострой». Чугунный тюбинг прошлого века, весом 650 кг, извлеченный с аварийного участка перегона между станциями «Царицыно» и «Кантемировская», стал самым большим экспонатом музея. Напомним, 10 мая мэр Москвы открыл для пассажиров участок Замоскворецкой линии метро от «Автозаводской» до «Орехово» после реконструкции.
Сергей Жуков, генеральный директор АО «Мосметрострой»:
«Метрострой с 1931 года строил не только объекты метро, но и уникальные инженерные сооружения в Москве и в стране, в том числе секретные бункеры. Музей современной фортификации «Бункер 703» – это бывший шахтный ствол, с помощью которого сооружалась служебная ветка для Кольцевой линии. Метростроевцы переоборудовали его в спецхранилище Министерства иностранных дел СССР, а с 2018 года здесь работает музей. Его экспозиции расположены на глубине свыше 40 метров и постоянно пополняются различным оборудованием, в том числе от метростроевцев. Мы стараемся сохранить реальные инструменты из разных исторических эпох прокладки метро. Можно увидеть два исторических чугунных тюбинга, сохранившихся со строительства станции метро «Динамо» в 1938 году, а также отбойные молотки, лопаты, буры, принадлежавшие строителям метро, а также кусочки горных пород. Все экспонаты можно трогать руками, а некоторые, например, каску или самоспасатель, примерить на себя.
Недавно мы передали в дар «Бункеру 703» элемент тоннеля – чугунный тюбинг, демонтированный на аварийном участке «Кантемировская» – «Царицыно» Замоскворецкой линии метро. Тюбинг прошлого века, 1980-х годов, из советского чугуна весом почти 650 кг для тоннеля диаметром 5,5 метра стал самым большим экспонатом музея современной фортификации.
Чтобы увековечить трудовой подвиг инженеров и рабочих, есть перспективы установки памятника – первостроителям метро, энтузиастам своего дела. Мы приложим все усилия, чтобы в Москве появился этот знаковый для всех метростроевцев страны монумент».
Автор проекта памятника метростроителям – скульптор Вильдар Юсупов.
Вильдар Юсупов, скульптор:
«Основная идея скульптуры – прославить героический труд первостроителей Московского метро. Раньше, да и сейчас, тоннели сооружали ручным способом. Поэтому на первом плане высечены двое рабочих в забое: первостроитель, работающий киркой, и современный метростроевец, в руках которого отбойный молоток. На обратной стороне монумента размещена первая карта столичного метро 1930-х годов, а также рельефы одних из самых красивых станций, напоминающих подземные дворцы. Материал скульптуры – бронза и гранит. Высота с постаментом – 7,6 метра».
В честь Дня метро, которое традиционно отмечают 15 мая и трудового подвига метростроителей, подаривших москвичам в новейшей истории Большое метрокольцо, – музыканты Project 1685 Катарина Мелик-Овсепян, (клавесин) и Анастасия Бондарева (голос) исполнили старинную английскую музыку, ведь сам термин «метро» зародился именно в Англии.
Катарина Мелик-Овсепян, руководитель проекта «Project 1685»:
«Нас так вдохновляет невероятная акустика тоннеля! Звук распространяется причудливым образом, зависает в воздухе. Кажется, что музыка учится левитировать. В этом месте хочется играть музыку максимально прямую и простую. Клавесин, голос, тюбинг. Тюбинг выступает как еще один музыкант, так важна роль его суперметалла и форм! 1685 Project — довольно молодой проект, объединяющий самых разных музыкантов. Большая часть наших резидентов — специалисты в области исторически информированного исполнения. 1685 Project — популяризаторский проект. Мы стараемся говорить о самой разной, порой — очень сложной, музыке простым языком. И показываем эту музыку в программах, которые слушаются легко и интересно».
Подземный концерт на глубине 43 метра в необыкновенной акустике тюбингов стал первым в своем роде в истории России и метростроения.