Катаклизмы последних лет заставляют менять подход к национальным проектам. Новым базовым элементом должно стать строительство, которое показало наибольшую устойчивость на фоне турбулентности 2020-2023 годов. Владимир Щекин, основатель и владелец Группы «Родина», убежден, что точкой сборки всех национальных целей станет комплексный девелоперский проект.
Строительство – максимально «патриотичная» отрасль экономики, которая опирается на внутренний спрос и на внутренние же ресурсы, поэтому она способна работать «двигателем» в самых сложных условиях.
При этом траектория развития, цели и направления у России есть – они намечены национальными проектами. Необходимо сформировать структуру управления ими в осложнившихся условиях, и выбрать инструмент реализации, отвечающий ситуации.
Структурой управления, я полагаю, должна стать вертикаль управления национальными проектами, состоящая из координационных центров (штабов) во всех регионах с участием профильных ведомств (Минстрой РФ и его региональные департаменты), федеральных институтов развития и крупных банков («ВЭБ.РФ», «ДОМ.РФ», «Сбер», ВТБ и т. д.), а также застройщиков. Такая структура разгрузит административный аппарат и интегрирует бизнес в нацпроекты.
Интегрированным инструментом политики реализации национальных проектов должно стать строительство, ведь оно затрагивает большую часть направлений развития: инфраструктура, человеческий капитал. По сути, суммарно на строительство и развитие среды проживания человека выделятся 61% средств нацпроектов. Именно так делают во всем мире.
Мировой опыт
Во всех государственных программах развития главную роль играло строительство. В Европейском союзе в 2014 году запустили программу инфраструктурного развития The Connecting Europe Facility (CEF). Основная часть средств распределилась по трем направлениям: транспорт (24,05 млрд евро), энергетика (5,35 млрд евро), телеком (1,04 млрд евро). В итоге все эти вливания пошли в строительство инфраструктуры – от городского хозяйства до транспорта и энергетики.
Но чемпионом по государственным вложениям в экономику остается Китай. После кризиса 2008 года КНР инвестировала 586 млрд долларов в хозяйство страны, из которых больше 80% были направлены в строительство; из них на инфраструктуру – 38%, на дороги и коммуникации – 10%, на возведение бюджетного жилья – еще 10%.
Кампусный девелопмент как точка сборки
Теперь встает вопрос: «Что, собственно, строить?». Большую часть средств национальных проектов выделяют на новую инфраструктуру – детские сады, школы, больницы, поликлиники, физкультурные и оздоровительные комплексы, культурные площадки, концертные залы, объекты дополнительного образования, творческие студии, лектории, библиотечно-информационные центры. Как правило, все эти социальные объекты строятся разрозненно, что снижает возможный синергетический эффект нацпроектов. Поэтому необходима «точка сборки», которая объединит социальное, инфраструктурное и жилищное строительство с наибольшим эффектом. Такой точкой сборки может стать девелоперский проект новых кампусов.
Яркий кейс именно такого проекта – редевелопмент Большой Ивановской мануфактуры (БИМ) в центре Иванова. «Ядром» этого проекта станет межуниверситетский кампус местных вузов, в состав которого войдут научно-образовательное пространство, современное общежитие для 2 500 студентов, технопарк с лабораториями и коворкингом, библиотека, Музей БИМ и сервисы на первых этажах.
В кампусе ивановские вузы и местный бизнес объединят усилия на трех направлениях инноваций и производства, соответствующим экономическому профилю региона: легкая промышленность, энергетика и энергетическое машиностроение, медицина и фармацевтика. По сути, в центре города возникнет фабрика инноваций, который будет привлекать молодежь, готовить кадры для региона, станет мозговым центром для науки и бизнеса. Фактически, такой кампус – и есть воплощенная в жизнь инвестиция в человеческий капитал, который является основной целью национальных проектов.
Но это еще не все: в зоне редевелопмента БИМ (всего 224 000 кв. м) предусмотрена и градостроительная составляющая. Здесь появится современное жилье, будет благоустроена набережная реки Уводь, городские парки и скверы, а также проложена сеть велодорожек, которая объединит жилые кварталы, объекты университетской и городской инфраструктуры.
Большая Ивановская мануфактура станет пилотным проектом, который можно тиражировать в других регионах страны, где не хватает своеобразных точек сборки местного образовательного, научного, градостроительного, кадрового и бизнес-потенциалов. Конфигурация может меняться в зависимости от особенностей региона и запросов местных жителей, но именно кампус должен обеспечивать плотность и интенсивность коммуникаций, высокий уровень качества пространства (открытость городу, современность, удобство), его гибкость и способность перестраиваться, давать возможность экспериментировать и реализовывать в том числе неакадемические запросы горожан.
Региональные штабы национальных проектов могут на уровне своих областей, краев и республик формировать интегрированные проекты таких кампусов в городах. В свою очередь крупные федеральные институты развития, а также девелоперы с опытом реализации подобных проектов могут воплощать их в жизнь, объединяя государственные ресурсы в рамках национальных проектов, частные вложения и инициативы региональных элит.
Резюмирую вышесказанное: в условиях внешнего давления и внутреннего напряжения национальные проекты могут стать драйвером развития – их не нужно откладывать в долгий ящик. Для этого необходимо сформировать отдельную вертикаль штабов для их реализации по всей стране с привлечением федеральных и местных игроков. Такая вертикаль разгрузит административный аппарат и будет эффективно реализовывать национальные проекты. Сконцентрировать все усилия нужно на строительстве, которое, как показывает мировая практика, дает наибольший эффект в государственных инвестициях. В России это позволит решить множество социальных задач и достичь национальных целей развития.
Строительство – максимально «патриотичная» отрасль экономики, которая опирается на внутренний спрос и на внутренние же ресурсы, поэтому она способна работать «двигателем» в самых сложных условиях.
При этом траектория развития, цели и направления у России есть – они намечены национальными проектами. Необходимо сформировать структуру управления ими в осложнившихся условиях, и выбрать инструмент реализации, отвечающий ситуации.
Структурой управления, я полагаю, должна стать вертикаль управления национальными проектами, состоящая из координационных центров (штабов) во всех регионах с участием профильных ведомств (Минстрой РФ и его региональные департаменты), федеральных институтов развития и крупных банков («ВЭБ.РФ», «ДОМ.РФ», «Сбер», ВТБ и т. д.), а также застройщиков. Такая структура разгрузит административный аппарат и интегрирует бизнес в нацпроекты.
Интегрированным инструментом политики реализации национальных проектов должно стать строительство, ведь оно затрагивает большую часть направлений развития: инфраструктура, человеческий капитал. По сути, суммарно на строительство и развитие среды проживания человека выделятся 61% средств нацпроектов. Именно так делают во всем мире.
Мировой опыт
Во всех государственных программах развития главную роль играло строительство. В Европейском союзе в 2014 году запустили программу инфраструктурного развития The Connecting Europe Facility (CEF). Основная часть средств распределилась по трем направлениям: транспорт (24,05 млрд евро), энергетика (5,35 млрд евро), телеком (1,04 млрд евро). В итоге все эти вливания пошли в строительство инфраструктуры – от городского хозяйства до транспорта и энергетики.
Но чемпионом по государственным вложениям в экономику остается Китай. После кризиса 2008 года КНР инвестировала 586 млрд долларов в хозяйство страны, из которых больше 80% были направлены в строительство; из них на инфраструктуру – 38%, на дороги и коммуникации – 10%, на возведение бюджетного жилья – еще 10%.
Кампусный девелопмент как точка сборки
Теперь встает вопрос: «Что, собственно, строить?». Большую часть средств национальных проектов выделяют на новую инфраструктуру – детские сады, школы, больницы, поликлиники, физкультурные и оздоровительные комплексы, культурные площадки, концертные залы, объекты дополнительного образования, творческие студии, лектории, библиотечно-информационные центры. Как правило, все эти социальные объекты строятся разрозненно, что снижает возможный синергетический эффект нацпроектов. Поэтому необходима «точка сборки», которая объединит социальное, инфраструктурное и жилищное строительство с наибольшим эффектом. Такой точкой сборки может стать девелоперский проект новых кампусов.
Яркий кейс именно такого проекта – редевелопмент Большой Ивановской мануфактуры (БИМ) в центре Иванова. «Ядром» этого проекта станет межуниверситетский кампус местных вузов, в состав которого войдут научно-образовательное пространство, современное общежитие для 2 500 студентов, технопарк с лабораториями и коворкингом, библиотека, Музей БИМ и сервисы на первых этажах.
В кампусе ивановские вузы и местный бизнес объединят усилия на трех направлениях инноваций и производства, соответствующим экономическому профилю региона: легкая промышленность, энергетика и энергетическое машиностроение, медицина и фармацевтика. По сути, в центре города возникнет фабрика инноваций, который будет привлекать молодежь, готовить кадры для региона, станет мозговым центром для науки и бизнеса. Фактически, такой кампус – и есть воплощенная в жизнь инвестиция в человеческий капитал, который является основной целью национальных проектов.
Но это еще не все: в зоне редевелопмента БИМ (всего 224 000 кв. м) предусмотрена и градостроительная составляющая. Здесь появится современное жилье, будет благоустроена набережная реки Уводь, городские парки и скверы, а также проложена сеть велодорожек, которая объединит жилые кварталы, объекты университетской и городской инфраструктуры.
Большая Ивановская мануфактура станет пилотным проектом, который можно тиражировать в других регионах страны, где не хватает своеобразных точек сборки местного образовательного, научного, градостроительного, кадрового и бизнес-потенциалов. Конфигурация может меняться в зависимости от особенностей региона и запросов местных жителей, но именно кампус должен обеспечивать плотность и интенсивность коммуникаций, высокий уровень качества пространства (открытость городу, современность, удобство), его гибкость и способность перестраиваться, давать возможность экспериментировать и реализовывать в том числе неакадемические запросы горожан.
Региональные штабы национальных проектов могут на уровне своих областей, краев и республик формировать интегрированные проекты таких кампусов в городах. В свою очередь крупные федеральные институты развития, а также девелоперы с опытом реализации подобных проектов могут воплощать их в жизнь, объединяя государственные ресурсы в рамках национальных проектов, частные вложения и инициативы региональных элит.
Резюмирую вышесказанное: в условиях внешнего давления и внутреннего напряжения национальные проекты могут стать драйвером развития – их не нужно откладывать в долгий ящик. Для этого необходимо сформировать отдельную вертикаль штабов для их реализации по всей стране с привлечением федеральных и местных игроков. Такая вертикаль разгрузит административный аппарат и будет эффективно реализовывать национальные проекты. Сконцентрировать все усилия нужно на строительстве, которое, как показывает мировая практика, дает наибольший эффект в государственных инвестициях. В России это позволит решить множество социальных задач и достичь национальных целей развития.
Авторы: СГ-Онлайн
Теги: