Локдаунам вопреки

Локдаунам вопреки Андрей Никеричев/ АГН «Москва»
В каком состоянии гостиничный рынок двух столиц встречает 2022 год

Анастасия ЗАБОЛОТНАЯ, директор департамента апарт-отелей Becar Asset Management:

Анастасия Заболотная.jpg

Гостиничные рынки двух столиц пережили III квартал 2021 года по-разному: если в Москве отельеры продолжили сокращать отставание от 2019 года, то в Санкт-Петербурге, напротив, тарифы внезапно снизились. Впрочем, окончательное восстановление допандемийных цен уже близко и, скорее всего, произойдет в I полугодии 2022-го.

Гостиничный рынок, как ни странно, — один из самых консервативных, так что изобрести здесь заново велоcипед довольно сложно. Хотя основной пакет услуг, предоставляемых операторами, остался неизменным, тренд цифровизации средств размещения постепенно и здесь набирает популярность: из обычной «приблуды» он постепенно дорос до уровня must have. Такой проект мы недавно открыли в Москве, поэтому не понаслышке можем говорить о возрастающем интересе к диджитал-продуктам и системам «умного» дома, но уже в гостиничной сфере. Гостям нашего Vertical Boutique, BW Signature Collection пришлись по вкусу альтернативные виды потребления гостиничных услуг с использованием специально разработанного приложения. Ведь когда вместо стандартного кнопочного телефона у тебя планшет с предустановленными программами — это вызывает wow-эффект.

Выход в столицу всегда казался нам верным шагом, в том числе и из-за того, что дает возможность определенной диверсификации, которую мы в этот раз почувствовали на себе. В то время, когда средние тарифы на гостиницы Петербурга внезапно снизились, в Москве они продолжили восстанавливаться. Так, если по итогам 9 месяцев текущего года средний тариф на проживание в гостиницах Москвы составил 5360 рублей за ночь, что оказалось на 7% меньше, чем в январе-сентябре 2019-го, то по итогам III квартала это уже было 5755 рублей — на 2% меньше соответственно. В Северной столице по итогам квартала ценник снизился на 8% к аналогичному периоду 2019-го при том, что с начала года он вырос на 1% к стартовым, допандемийным показателям.

Однако глобально подход, например, непосредственно к проектированию отелей не изменился. Но в Россию постепенно приходят тренд и концепции микроливинга с большими общественными пространствами для общения и работы. Это обусловлено резкой сменой портрета путешествующего гостя: сейчас чаще путешествуют миллениалы и зумеры (поколения Y и Z), в основном с партнером и без детей. Зачастую это проектные сотрудники, перемещающиеся с одного места на другое и не привязанные к конкретной географической точке. Они чувствуют себя одиноко и, чтобы побороть свои страхи и удовлетворить потребности в общении, находятся в постоянном поиске мест для жизни, отвечающих их запросам. Пока такие изменения незначительны и не могут глобально повлиять на закостенелые нормы проектирования гостиниц и средств размещения. В будущем ситуация, хочется надеяться, изменится. Но и цифровизация — это еще не все. Все же наименее подверженными урону от пандемии стали гостиницы, сумевшие мгновенно переориентироваться на другой тип гостей — среднесрочных и долгосрочных резидентов. Таким образом, более качественные показатели были в сегменте апартотелей, который, например, в Санкт-Петербурге довольно хорошо развит. Такие проекты смогли перенастроиться на новых гостей и обеспечить сравнительно позитивные качественные показатели по доходности и загрузке. Во время пандемии начало усиленно развиваться еще одно направление — это новый для России сегмент коливингов. Так, наш проект We&I by Vertical во время пандемии мог похвастаться почти 90-процентной загрузкой благодаря формированию сообществ по интересам и направлениям во время кризиса и периодических локдаунов, тогда как средняя загрузка отелей в Петербурге составила 55-58% против 78-80% в 2019 году.

На рынок в целом вышло шесть новых отелей на 350 номеров, в том числе 197 номеров в апарт-отелях. А закрывшийся ранее Courtyard by Marriott St. Petersburg Vasilievsky открылся как River Palace Hotel. В Москве загрузка немного снизилась из-за антиковидных ограничений — до 58-60% против примерно 65% в начале квартала. При этом открылось всего пять отелей на 242 номера.

Что будет в следующем году? При пессимистичном сценарии краткосрочного развития событий мы можем ожидать сокращения спроса и туристического потока по всем основным туристическим направлениям, а также введения дополнительных ограничительных мер по противодействию COVID (в том числе расширению локдауна). При позитивном прогнозе можно рассчитывать на постепенное увеличение спроса на размещение на новогодние праздники — традиционно хорошо должны отработать горные курорты и рекреационные площадки. Если смотреть на перспективу, скорее всего, туристический поток начнет восстанавливаться и потенциально сможет достичь допандемийных показателей к 2023 году (на этот год делает ставку Ростуризм).



Теги: