Несмотря на экономический кризис, прошлый год продемонстрировал высокие показатели в строительстве: пострено 101,5 млн кв. метров жилья и более 27 тыс. км автодорог. О том, что происходит в отрасли «Стройгазете» рассказал член международного профессионального сообщества American Planning Association Рустам Мухаметханов.
- Рустам, что за парадокс: по стране бьют санкциями, но объемы строительства не падают, а растут?
- Первая причина очевидна - это поддержка отрасли. По данным Минстроя России, в стройкомплексе занято 1,8 млн человек, с семьями - это 5-6 млн россиян. Поэтому со стороны правительства и идет поддержка, денежные интервенции в отрасль, госзаказы, что позволяет сохранять темпы строительства.
Вторая причина - экономическая. Все привыкли, что любой кризис оставляет за собой последствия, самая неприятная из них – инфляция. Недвижимость всегда остается надежным средством инвестирования. Один рубль, вложенный в период ослабления рынка, принесет два рубля после выхода из кризиса. Понимая, что материалы в следующем сезоне станут дороже на 15-20%, все подрядчики стараются ускорить темпы строительства, чтобы выиграть на этой разнице.
Третья причина - в наших гражданах. Стараясь сохранить и приумножить собственные накопления, люди вкладываются в объекты недвижимости, порождая рост спроса. На эту тенденцию, в свою очередь, реагирует застройщик и активизирует строительный рынок. Все эти факторы в совокупности и делают строительную отрасль устойчивой к кризисным явлениям.
- Как вела себя отрасль в предыдущие кризисы? И какие вам приходилось в связи с этим принимать решения?
- На время моей профессиональной деятельности пришлось два кризиса: в 2014-м и нынешний. У них была разная природа и разные пути выхода. В 2014 году произошел отток иностранного капитала, ускорился рост инфляции, выросли кредитные ставки. Покупательская способность с обвалом курса рубля у наших сограждан упала. Все это привело к тому, что рухнул рыночный спрос на строительном рынке. Отрасль стала зависима от дотаций. Вся работа строилась в основном на бюджетном финансировании - и тогда начался путь к импортозамещению. В это время я работал в «Казанском Гипронииавиапроме», где занимались проектированием наукограда Иннополис. И в инженерном оборудовании, элементах благоустройства, материалах мы старались не применять зарубежные образцы, а искали эквиваленты отечественных производителей. В итоге мне удавалось находить и применять материалы, не только не уступающие по характеристикам, но и превосходящие западные аналоги. Так, для освещения, уличного спортивного оборудования, элементов озеленения для Иннополиса мною подбирались российские образцы.
Также в связи с тем, что покупательская способность у населения сильно снизилась, у застройщиков жилья началась «битва» за платежеспособного клиента, что вызвало взрывной рост качества предлагаемых услуг. Требовалось полностью переосмыслить процессы проектирования удобной для жизни среды – чем я, собственно говоря, и занялся. На моем счету около десяти различных, неповторяющихся жилых комплексов нашего города от таких крупных девелоперов как «Ак барс», «Унистрой», «Сувар» и других. Были объекты в Москве, Санкт-Петербурге, Йошкар-Оле, Уфе.
- Вы – один из заметных специалистов, работавших по московской программе реновации. Она подразумевала демонтаж ветхих зданий столицы и строительство на их месте современного комфортабельного жилья. Как справились с задачей?
- Это был сложный и интересный проект. Искали нестандартные подходы. Например, в проекте 2019 года в жилом доме по улице Давыдковской архитекторы по моим рекомендациям смогли выполнить планировки этажей так, что все квартиры имели хотя бы по одному окну с одной стороны дома. Это требуется для возможности развертывания пожарной лестницы. Я смог освободить другую сторону для размещения там требуемой инфраструктуры.
У людей было много страхов, связанных с программой реновации. Опасения жителей города касались сноса старых зданий и качества новых, опасения властей заключались в издержках, которые придется понести… Думаю, в итоге мы смогли угодить всем. Этот проект я с удовольствием вписал в свое резюме как один из самых успешных и интересных.
- Какова Ваша роль была в строительстве Иннополиса? Ведь уникальный город предстояло выстроить с нуля?- Моя зона ответственности в грандиозном проекте включала улично-дорожную сеть и вертикальные решения города. Город строился на холмах с резкими перепадами. Приходилось срезать до 12 м грунта, чтобы выровнять площадку строительства. На подъездной дороге от трассы М-7 было применено уникальное решение. Из-за особенностей геологических данных отсутствовала возможность возведения моста через глубокий овраг. большой глубины. И мы решили выполнить насыпь из грунта, максимальная высота которой составила 52 метра. Вся команда пыталась найти аналоги в мировой практике, но не нашла.
В инженерном смысле на площадке Иннополиса присутствовали все возможные решения по организации рельефа и планировки. Я разводил инженерные сети по площади всего города. А после выдачи всех чертежей, отправился в командировку в Иннополис и контролировал соблюдение подрядчиками всех принятых в проекте решений. Он был сложным, но интересным. Я занимался этим проектом с 2012 года до 2016 год. До нас такой объем работы не делал, наверное, никто. Это и было главным стимулом, первопроходцами в чем-то быть всегда увлекательно и почетно.
- Поговорим на «дорожную» тему: 27 тыс. км дорог в России за год - это много или мало?
- Красноречиво на этот вопрос ответят два рейтинга. Первый - протяженность дорог на душу населения, где Россия занимает скромное 43-е место. И второй - общая протяженность дорожной сети. Так, в 2020 году Россия занимала пятое место в мире по общей суммарной длине. Сеть дорог в нашей стране составляла 1,55 млн км. При этом лидирующая позиция в этом рейтинге принадлежала США с 7,15 млн км. Перевес значительный. Если при этом вспомнить, что площадь нашей страны почти в два раза превышает площадь США, то ответ напрашивается сам собой: для создания конкурентоспособной экономики страны темпы строительства дорог непременно надо увеличивать.
- Почему «дорожная» проблема актуальна из года в год? Что делать, чтобы они были качественными?
- Во многих частях страны качество дорог хромает. Как часто бывает, здесь играет роль совокупность различных факторов. Первая и самая затратная статья, к сожалению, мошеннические действия в период процесса строительства. Это проблема характерна для стройотрасли России, хотя меры к ее решению регулярно применяются.
Второй фактор - несовершенство технологий строительства и технологических процессов. Во многом материалы и инструменты, применяемые в дорожной отрасли, не успевают за растущими потребностями.
Следующий фактор - это климат страны. К примеру, есть требования к качеству покрытия, характеризующееся устойчивостью к промерзанию. Стандартом считается 50 циклов замораживания-оттаивания. Но значит ли это, что дорога прослужит 50 лет? Совсем нет, в одном только марте в Татарстане температура воздуха может переходить через ноль 3-4 раза. В результате - свежее дорожное покрытие через пару лет в выбоинах. Иначе как своевременным ремонтом с этим фактором трудно бороться.
- Есть еще одна «дорожная» проблема, которую не всегда учитывают на этапе строительства. Это пробки.
- В отличие от проблем текущих проблему пробок надо решать задолго до фактического появления. То есть на стадии проекта новой улицы, жилого микрорайона, я должен «заглянуть в будущее» и избавить людей, которые будут пользоваться плодами моего труда через 5-10-15 лет, от трудностей передвижения. В своей работе я часто прибегаю к помощи информационного моделирования. Мы анализируем существующий трафик автотранспорта на участке под проектируемую застройку, рассчитываем прирост этого трафика после ввода объекта, делаем предварительный эскиз дорожной сети данного района, строим цифровую модель в спецкомплексе. А машина с искусственным интеллектом указывает на места и узлы, которые следует пересмотреть, либо указывает, что какой-то участок остается слабо задействован и на него можно перенаправить часть движения. Такой симбиоз творческого подхода проектировщика и точность расчетов машинного кода исключают ошибки и дают потрясающие результаты.
- Рождение нового генплана, проекта планировки территории, новой дороги или улицы - это всегда труд большой команды единомышленников. Как вы ее подбираете?
- От идеи до брусчатки или посаженного дерева, проект пройдет через десятки рук и мнений. Важно, чтобы все в этой цепочке были в информационной повестке, понимали друг друга на интуитивном уровне. Поэтому главное, когда команда требует расширения и усиления, чтобы у человека наладился контакт с коллегами. Не так важно, насколько соискатель подкован технически, всему можно научиться, если погрузиться в дело с головой. Если он точно знает, что хочет работать с нами, готов принять наш темп, готов сразу взять на себя ответственность за общие результаты, то, разумеется, этот человек в нашей «обойме».
- Попробуем сделать прогноз для строительной отрасли на ближайшие годы?
- Строительная отрасль не может остановиться. Возможно, темпы ввода жилых объектов в ближайшие годы снизятся из-за растущих цен и ставок по кредитам. Но никогда правительство страны не бросало все на самотек, всегда находились методы поддержки отрасли. Так будет и сейчас. Тем более, государство продолжает инвестировать в транспортную инфраструктуру. На ближайшие годы запланировано много крупных инфраструктурных объектов. Например, строительство участков Трансполярной магистрали, высокоскоростной железной дороги Москва - Санкт-Петербург, «Северный широтный ход - 2», автомобильные трассы КАД-2, обходы Нижнего Новгорода, Краснодара, Самары, Рязани, Барнаула, Владивостока. Запланировано строительство мостов через Обь, Волгу, Калининградский залив, предусмотрено строительство линий метрополитена в Новосибирске, Волгограде, Казани.
География больших строек обширная, заметна тенденция к развитию дальних регионов. Поэтому тем, кто сейчас начинает свой путь в профессиональной сфере, я бы порекомендовал обратить свой взор на это направление.
- Поделитесь личными профессиональными планами?
- Я бы хотел иметь в своем багаже объект мирового уровня. Желал бы поработать с именитыми урбанистами и сделать проект для Европы, Азии, Америки. У меня был опыт коллаборации с иностранными специалистами, например, при благоустройстве набережной озера Кабан. Концепцию предложили китайские коллеги. Сейчас занимаемся новым зданием Государственного татарского театра, в проектировании которого оказывают помощь японские специалисты. Эти объекты тоже повод для гордости, но ближайшие мои планы - выйти на международные рынки и добавить в послужной список проекты за границами России.