Евроцемент, крупнейший российский производитель цемента и строительных материалов, с 2021 года внедряет на своих предприятиях принципы и подходы японской философии кайдзен. В ее основе – постоянные улучшения, бережливое производство, обмен опытом и уважение к клиенту.
Инициатива и непрерывное улучшение
Кайдзенами в Евроцементе называют инициативы и предложения, которые положительно отражаются на процессе производства. Вслед за японским менеджментом управленцы компании фокусируются на развитии человека, поощрении инициативы и организации производства через непрерывное совершенствование деятельности. Слово «кайдзен» так и переводится – «улучшение». Философия кайдзен предполагает, что трудовая, общественная и частная жизнь должна быть процессом постоянного совершенствования.
Как правило, чтобы повысить производительность, не нужны большие затраты – достаточно проявить инициативу, изменить очередность производственных или логистических операций. К такой производственной философии стремится и Евроцемент, вовлекая все больше сотрудников в процесс непрерывных улучшений. В этом году каждый шестой сотрудник компании будет вовлечен в процесс непрерывных улучшений.
«Кто лучше всех знает процессы, происходящие на производстве? Конечно же, человек, который работает непосредственно на производственной площадке. Как правило, у него есть много идей, как улучшить безопасность труда, условия труда, производительность и качество, снизить простои. Поэтому самый лучший толчок в развитии на предприятии – это поддержка и внедрение тех идей, что есть у наших сотрудников. С ростом вовлеченности персонала будет расти и эффект от улучшений текущих процессов», - отмечает директор по Производственной Системе и Теории решения изобретательских задач Евроцемента Владимир Логинов.
Снижение потерь
В 2022 году Евроцемент был сосредоточен на запуске пилотных проектов в рамках Производственной Системы (ПС) на своих предприятиях. ПС компании – это метод исключения потерь, который позволяет ей оптимизировать основные процессы на производстве, стабилизировать их и эффективно ими управлять.
Одни проекты нацелены на исключение всех видов простоев оборудования, другие – на снижение затрат, связанные с энергоносителями – газом и электричеством. Часть проектов была посвящена сокращению сроков плановых сезонных ремонтов. В течение года компания обучала и стажировала сотрудников, и, демонстрируя эффективность инструментов Производственной Системы, старалась заинтересовать людей. В 2023 году «Евроцемент» планирует вовлечь не менее 17% работников на каждом предприятии в процесс непрерывных улучшений и реализовать около 75 проектов, почти в три раза больше, чем в 2022-м.
«Процесс непрерывных улучшений подразумевает, что каждый на своем рабочем месте исполняет не только то, что должен по стандарту, а думает, как улучшить безопасность труда, условия труда, производительность и качество, снизить простои. Кто лучше всех знает процессы, происходящие на производстве? Конечно же, человек, который работает непосредственно на производственной площадке. С ростом вовлеченности персонала будет расти и эффект от улучшений текущих процессов», – рассказал Владимир Логинов.
Обмен опытом
А еще компания массово запустит карты «Торнадо». Она представляет собой большой лист бумаги с двумя полями. На одном обозначают проблемы, решения и сроки, на другом – отслеживают наличие или отсутствие проблемы в режиме онлайн.
«Это простой инструмент, который позволяет избежать потерь, связанных, например, с работой оборудования, износом инструмента. В «Торнадо» вносятся и проблемы, которые беспокоят сотрудников и мешают им работать: плохое освещение, сквозняки и т.д. Карту обязан мониторить генеральный директор предприятия», – подчеркнул директор по ПС и ТРИЗ Евроцемента.
Кроме того, в этом году в компании создаются управляющие комитеты с участием генеральных директоров всех предприятий для практического обмена опытом. Он, кстати, уже неплохо налажен. Сотрудники не первый год делятся друг с другом своими наработками и реализованными проектами, у которых есть потенциал для тиражирования. В Евроцементе действует ресурс лучших практик, куда выкладываются все решения, которые могут быть применены на предприятиях. Ресурс доступен всем: например, начальник цеха одного завода может посмотреть, какие улучшения за последнее время произошли в аналогичных цехах других заводов.
Решать проблемы заранее
Еще одно направление, на котором в этом году сосредоточится Евроцемент – всеобщее обслуживание оборудования (TotalProductiveMaintenance, или ТPM). От него зависит стабильность работы оборудования с необходимой производительностью и с соответствующим уровнем качества. ТРМ призван предотвращать простои оборудования за счет обнаружения проблемы на ранней стадии, своевременного контроля за критическими параметрами. В этот процесс вовлекается как технический, так и производственный персонал, прошедший обучение.
«Не надо «стрелять дробью по воробьям», нужно фокусироваться на конкретные проблемные точки. Мы все немного перфекционисты, часто стремимся к идеалу, но всегда нужно думать о соотношении «усилия – эффект». Только тогда получаешь в награду хороший результат», - сказал Владимир Логинов.