А что у нас?
В России основной объем биржевых торгов сосредоточен на фондовой и валютной биржах РТС и ММВБ, где обращаются в основном акции компаний, валюты и разнообразные деривативы.
Также в стране функционируют три товарно-сырьевые биржи. АО «Национальная товарная биржа» принимает участие в проведении государственных товарных и закупочных интервенций на рынке зерна, является уполномоченной биржей Минсельхоза России. Доля торгов АО «Биржа «Санкт-Петербург» минимальна. Фактически 95% всех торгов проводит АО «Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа». Учитывая географическую протяженность страны и наличие достаточно большого числа обособленных региональных рынков, ценообразование на которых зачастую формируется специфическим образом, такого количества площадок явно недостаточно. Для сравнения: в развитых юрисдикциях Америки, Европы и Азии, где существует реальная биржевая конкуренция, в одном государстве может действовать 10 и более товарно-сырьевых бирж.
Таким образом, расширение в России биржевой торговли промышленными товарами способно сыграть позитивную роль в развитии конкуренции, формировании адекватной цены на продукцию, увеличении спроса. Но есть и обратная сторона: выводить товары на биржу нужно с учетом всех возможных рисков, иначе баланс интересов производителей и потребителей может быть нарушен. Об этом сегодня говорят представители промышленности строительных материалов (ПСМ), продукцию которых предлагают продавать на торгах.
Обсуждение «дорожной карты»
Дискуссия по поводу биржевой торговли стройматериалами ведется уже несколько лет. Но недавно она разгорелась с новой силой: Федеральная антимонопольная служба представила «дорожную карту» по развитию организованной (биржевой) торговли. Согласно пункту 1 содержащегося в ней проекта плана мероприятий, во II квартале 2023 года правительство РФ должно быть наделено правом устанавливать перечень товаров, в отношении которых формируются ценовые индикаторы на основании биржевых и внебиржевых ценовых индексов, определять максимальную величину (порядок определения минимальной величины) объема продажи таких товаров на бирже. Законопроектом «О внесении изменений в статью 11 закона «Об организованных торгах», подготовленным Минфином России, предлагается наделить правительство РФ полномочиями по установлению нормативов (порядка определения нормативов) по количеству реализуемых хозяйствующими субъектами отдельных видов товаров, продажа которых должна осуществляться на организованных торгах с установлением верхнего предела норматива до 25%. Круг таких товаров достаточно широк, в него входят и различные стройматериалы, в том числе щебень, стекло, кирпич, цемент, трубы, крепеж, стальная продукция и др. Всего более 40 позиций, и их количество в дальнейшем будет увеличено.
Эти инициативы уже вызвали множество откликов в профессиональном сообществе. А в рамках Союза производителей цемента («Союзцемент») была создана рабочая группа по биржевой торговле. Ее возглавил первый вице-президент холдинга «Сибирский цемент», заместитель председателя Общественного совета при Федеральной антимонопольной службе (ФАС России), кандидат юридических наук Валерий Бодренков. Рабочей группе предстоит оценить целесообразность предложений ведомства, изучить опыт биржевой торговли цементом и регистрации внебиржевых сделок на бирже в других странах.
Видеть риски
Столь пристальное внимание цементников к вопросу понятно: ни в одной развитой юрисдикции цемент не является биржевым товаром. Что касается нашей страны, ранее «хлеб строительства» в небольших объемах (не более 2% рынка) продавали на торгах в Санкт-Петербурге. Но опыт был признан неэффективным и не получил развития.
В настоящее время далеко не все производители разделяют позицию ФАС, представители которой уверены: биржевые торги обеспечивают развитие конкуренции, прозрачное ценообразование, возможности хеджирования валютных рисков и осуществления долгосрочного финансового планирования для хозяйствующих субъектов.
«Если говорить про цемент, то это оптимистичный прогноз, который не соответствует предыдущему опыту биржевой торговли», — считает исполнительный директор «СМ ПРО» Евгений Высоцкий. А сами производители указывают на риск обоснованного роста цен, связанного с издержками на создание специальных подразделений для организации биржевой торговли, пересмотром логистических цепочек и т. д. Кроме того, процесс реализации цемента может стать менее прозрачным из-за появления перепродавцов, уменьшения количества прямых договоров.
«Мы с коллегами из некоммерческого объединения «Союзцемент» не говорим, что наша продукция не может торговаться на бирже. Но считаем возможным участвовать в торгах исключительно на добровольных началах, без установления определенного количества продукции для обязательной реализации. Но и эти инициативы требуют глубокого анализа. Как и другие общественно значимые законопроекты или предложения, их лучше обсуждать публично. Возможно, стоит получить правовое заключение, мнение научного и отраслевого сообщества, представителей ФАС, отраслевых институтов, Минпромторга. И считаю важным обсудить данный вопрос на заседании Экспертного совета ФАС по развитию конкуренции в строительной отрасли и Биржевого комитета ведомства», — подчеркивает Валерий Бодренков.
Да, в настоящее время государство может обязать некоторых производителей реализовывать часть продукции на бирже. Так, согласно подписанному в феврале 2021-го совместному приказу ФАС и Минэнерго РФ и внесенным в него изменениям, крупнейшие нефтяные компании должны продавать на торгах не менее 12% выпущенного бензина и 8,5% дизельного топлива. А 18 ноября Минюстом России зарегистрирован приказ ведомств об установлении минимального норматива продаж угля марок Д (длиннопламенный) и ДГ (длиннопламенный-газовый): компании, занимающие доминирующее положение на рынке, будут обязаны реализовать через биржу не менее 10% от своих объемов торговли.
Однако такая императивность вряд ли уместна по отношению ко всем группам товаров, да и само по себе требование к производителям непременно продавать на бирже всю продукцию или ее часть не является вполне рыночным. И действительно, вмешательство государства выглядит логичным, когда, например, речь идет о риске сговора нефтепереработчиков для установления желаемых цен на товар, который всегда был ликвидным и востребованным. Но вопрос о том, обладают ли такими качествами многие из перечисленных выше материалов, остается открытым.
«Рынок цемента считают высококонцентрированным и низкоконкурентным. Думаю, инициатива вывести цемент на биржу обусловлена именно таким взглядом на отрасль. Однако я дал бы цементному рынку страны другую характеристику. Сегодня в России свою продукцию свободно продают десятки отечественных и зарубежных поставщиков цемента, только в Сибири их около 20. В условиях значительного профицита мощностей производители ведут напряженную борьбу за каждого потребителя, нередко работают с минимальной прибылью, — продолжает Валерий Бодренков. — Уже 14 лет динамика цены цемента существенно отстает от роста его себестоимости, уровня инфляции, стоимости квартир в новостройках, а предприятия цементной промышленности загружены в среднем на 48-57% и лишь отдельным производителям удается увеличить загрузку до 70%».
Своя специфика
Как подчеркивают в антимонопольной службе, нововведения позволят устанавливать справедливую цену на стройматериалы. Но завышена ли их стоимость на самом деле? Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин 4 октября на заседании Общественного совета Минстроя России заявил: «Стоимость стройматериалов не настолько возросла, насколько наши ведущие девелоперы подняли стоимость метра». По данным «СМ ПРО», в 2022 году стоимость строительства одного квадратного метра жилья стала впервые составлять менее половины его средней стоимости.
В «Союзцементе» полагают, что формирование цен на цемент в России осуществляется в условиях жесткой конкуренции, а на рынке складывается справедливая цена в рамках коммерческих отношений между производителями и потребителями. Более того, часть цементной продукции уже реализуется в ходе проведения конкурентных процедур: госкомпании и крупные корпорации сами организуют публичные конкурсы, торги, аукционы на понижение для закупки цемента.
У этого стройматериала действительно своя специфика. Как отмечают в «СМ ПРО», важное свойство биржевых товаров — они стандартизированы и взаимозаменяемы. А цемент подходит под эти определения лишь условно. Для решения простых задач можно применять стройматериал любого поставщика, соответствующий стандарту. Но, например, при изготовлении газобетонных блоков необходима тонкая «настройка» технологии под определенный цемент конкретного производителя. Тщательно подбираются рецептуры сырьевых смесей: доля цемента, извести, песка. Изменение поставщика цемента — это всегда стресс для потребителя, дополнительные расходы, риск брака. К тому же в условиях сезонности спроса на строительные материалы биржевые торги в летний период будут давать сезонные максимумы для покупателей.
Дискуссионным остается и вопрос регистрации на бирже внебиржевых сделок. В ФАС предлагают, чтобы в процессе внебиржевой регистрации всех сделок полная и подробная информация по всем отраслям ПСМ попадала к одной частной структуре в формате акционерного общества, а именно, к Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже, которая по факту станет эксклюзивным держателем сведений. И это настораживает: ситуация явно будет отличаться от того, что происходит в других странах со множеством товарно-сырьевых бирж, конкурирующих между собой.
По словам Евгения Высоцкого, чтобы регистрация договоров приобретения цемента на бирже имела прикладное значение, необходимо учитывать все существующие факторы ценообразования и логистику товара. «Это сложная задача, которая потребует актуальных компетенций в цементном бизнесе, больших затрат, связанных с внедрением и администрированием. Кроме этого, необходимо понимать, в чем интерес потребителей и производителей цемента нести эти затраты, развивать и поддерживать биржевые инструменты торговли», — указывает Евгений Высоцкий.
К слову, на данный момент производители цемента уже направляют сведения об объемах реализации в натуральном и стоимостном выражении, а также об отпускных ценах в Федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), ФАУ «Главгосэкспертиза», ФАС, Росстат и Минпромторг России. «На мой взгляд, целесообразно не вводить еще один механизм, а организовать процесс по принципу одного окна — определить единую для всех методологию расчета, согласовать формат, отражающий объективную ситуацию и соответствующий целям органов власти, выбрать одну принимающую сведения государственную структуру. Возможно, это будет ФГИС ЦС, Росстат либо новая межведомственная информационная система. Но речь идет именно о государственной системе, а не о коммерческом предприятии, которым является Санкт-Петербургская товарно-сырьевая биржа», — добавляет Валерий Бодренков. Таким образом, после прочтения и предварительного обсуждения «дорожной карты» остается целый ряд вопросов, на которые пока нет четкого ответа. А значит, обсуждение инициатив необходимо продолжать.
Валерий БОДРЕНКОВ, первый вице-президент холдинга «Сибирский цемент», заместитель председателя Общественного совета при ФАС России:
«На протяжении 20 лет производство цемента на душу населения в нашей стране составляет около 300 кг в год, в то время как в соседних государствах аналогичный показатель — от 800 кг до 1,5 тонны»
Евгений ВЫСОЦКИЙ, исполнительный директор «СМ ПРО»:
«Долгосрочные прямые договоры поставки, как правило, страхуют потребителей от ценовых скачков. Достаточно посмотреть на динамику цен на биржевые товары и цемент, чтобы понять: рынок цемента является более стабильным и предсказуемым» 48-57% составляет сейчас средняя загрузка предприятий цементной промышленности в России»
Номер публикации: №46 02.12.2022