В августе 2023 года он с проектом игровой обучающей платформы «Озорство охранной грамоты: игра поможет безопасности и улучшит культуру производства» («Безопасность — Баланс — Бизнес») вошел в число финалистов Всероссийского конкурса «Лидеры строительной отрасли» (выбранных из 12 тыс. участников), а 11 декабря получил Благодарственное письмо Минстроя России «За значительный личный вклад и высокий профессионализм в решении актуальных вопросов, направленных на развитие строительной отрасли РФ».
Вот, оказывается, каких результатов можно добиться — играючи.
Алексей Алексеевич, у вас карьера сразу началась «в игровом ключе»?
Нет. Сначала учился — окончил Санкт-Петербургский государственный морской технический университет по специальности «Инженерная защита окружающей среды», потом Московскую государственную юридическую академию и Российский университет дружбы народов по направлению «Управление персоналом».
Моя карьера стартовала в Центре атомного судостроения, где я работал экологом, занимался вопросами охраны окружающей среды, затем — пожарной безопасности и охраны труда.
То есть все началось с «классической» производственной безопасности, ею я занимался порядка 15 лет. Потом пришла идея придать этой теме, точнее, обучению по ней, игровую форму. Сама по себе мысль не новая: известно, что информацию, осмысленную в ходе игрового действия, «окрашенную» принятием собственных решений, человек впитывает глубже, эффективнее. Но для сферы охраны труда решение было новаторским.
Давайте сразу рассмотрим пример игры.
Без проблем. Одна из первых — «Золото Аляски» — работает несколько лет. Уже на третий-шестой раз формирует у участников устойчивое запоминание большей части требований законодательства и подзаконных актов (проверено несколькими годами практики и сотнями мероприятий).
Разрабатывали ее с друзьями?
Не только. Было задействовано порядка 10 игромехаников, игроведущих, игропрактиков (это лично моя классификация экспертов — у всех свои акценты в работе) с привлечением специалистов по охране труда. Презентация состоялась на олимпиаде бизнес-игр, проходящей дважды в год в Москве. Следующий «выход в свет» игры состоялся на выставке «БиОТ-2019» благодаря ВНИИ труда Минтруда России. Два часа участники — в основном специалисты по ОТ — за семью столами решали игровые задачи, получали вознаграждение за правильные действия или платили штрафы, если не могли вспомнить нужные правила.
В каждую «смену» на игровое поле игрок мог вывести до шести работников. Как и в реальности, задача состояла в том, чтобы к концу рабочего дня все они сохранили жизнь и здоровье.
А что на игровом поле?
В центре стола разложены карточки заданий из шести базовых областей знаний: «Общие принципы охраны труда», «Обучение по охране труда», «Медосмотры», «Расследование несчастных случаев», «Спецодежда и СИЗ», «Знаки безопасности». В них по темам сконцентрирована информация, актуальная для любой отрасли — от строительства до ретейла, — из 40-часовой программы обучения по охране труда…
Но какие-то темы, наверное, в игре все-таки не отражены?
Да. Нет, к примеру, вопросов по специальной оценке условий труда, нарядам-допускам, работам повышенной опасности, профессиональным заболеваниям... Но никто и не собирался объять необъятное: в игре задействован общий пул базовых вопросов, касающихся всех.
Как проходит игра?
На столе разложены колоды карточек с заданиями. Прочитав утверждение на карточке, нужно дать ответ — верно оно или неверно. Верный ответ — и работник (фишка на игровом поле) защищен от травм и несчастных случаев, а игрок получает «золото». Играют как минимум двое плюс ведущий; через три круга ведущий, у которого есть правильные ответы, подводит итоги. Победит тот, кто сохранит максимальное количество работников и получит больше монет.
А если один игрок заработал больше монет, но сохранил меньше жизней, а у другого монет меньше, зато «живых сотрудников» больше?
Такой вариант возможен. Выиграет второй участник: самое ценное в игре, как и в жизни — это люди.
Игра длится примерно полтора часа, но участники говорят, что время пролетает незаметно. Они отмечают: игра позволяет такую сложную и –– давайте признаем –– скучную сферу, как охрана труда, которая задокументирована во множестве регламентов и инструкций, прописана в законе, имеет четкие однозначные формулировки, преподнести в необычной, занимательной форме, сделав обучение легким и приятным.
Игру можно использовать и для обучения, и для проверки знаний?
Есть оба варианта. Игра — это живой организм, ее можно адаптировать под конкретные требования. Например, создать тематическую игру, касающуюся работы с вредными и опасными факторами с учетом специфики конкретного производства. А можно перевести в игровую форму корпоративные стандарты. Это все делается на месте, в тесном контакте с техническими специалистами, специалистами по охране труда.
У нас разработаны игры по электробезопасности и пожарной безопасности «Битва токов» и «Дикий Запад», помогающие усвоить необходимый объем знаний в соответствующих областях.
Для создания хорошего игрового инструмента требуется экспертиза в профильном предмете вместе с экспертизой в игропрактике. А еще, как показало время, надо быть хорошим методологом по работе с текстами.
Все равно не верится, что ваши потенциальные клиенты быстро и охотно соглашаются «сыграть» в охрану труда или пожарную безопасность…
А это не всегда происходит быстро и охотно: нередко не только сотрудники по охране труда, которые должны реализовывать соответствующие мероприятия, но и сами руководители хотят одного: чтобы их не «накрыли» при проверке, не оштрафовали. Приходится доказывать, что через правильно поставленную систему управления охраной труда в целом и обучение безопасности, в частности, можно вывести на качественно новый уровень всю работу компании, навести порядок и в фирме, и в головах сотрудников, повысить культуру производства. Охрана труда — это отражение общего состояния компании.
Есть опыт работы со строителями? Да. Башкирская компания строит подземные и надземные пешеходные переходы в Москве. Фирма небольшая, 55 человек, люди приезжают на работу из деревень, стоит проблема текучки кадров. После переговоров мы провели ряд обучающих игровых мероприятий, стали отправлять мастеров и прорабов в специальные учебные центры, снабдили всех сотрудников фирменной спецодеждой. Так вот, за три месяца удалось не только поправить ситуацию с охраной труда и безопасностью, но и в целом добиться того, что люди в компании стали по-иному оценивать себя: у них появились заинтересованность, гордость за свое дело. И текучка сократилась!
Но так удачно получается не всегда?
Верно. Если руководитель в принципе не хочет ничему обучать людей, а желает просто купить нужные удостоверения и «закрыть вопрос», я прекращаю переговоры: бессмысленно тратить время. Хоть это и бизнес, он не может выходить за те принципы, которым служит.
Говорят, правила охраны труда написаны кровью: за ошибки можно поплатиться травмой, а то и жизнью. Не легковесно ли обращать это в игру?
Вот именно поэтому для обучения по охране труда игры поистине бесценны. Игра лучше всего позволяет абсолютно безопасно учиться на ошибках, копировать поведенческую модель более знающих и опытных участников.
Обучение безопасности и охране труда основано на регламентах — надо усвоить серьезную информацию и при проверке точно ее воспроизвести. Насколько надежен для достижения этой цели такой «ветреный» инструмент, как игра?
Наши игры основаны на решении занимательных задач, каждая из которых позволяет прояснить и четко понять определенный фрагмент, пункт регламента, инструкции. В ходе игры участники в зависимости от того, насколько успешно они решают задачи, получают баллы, из которых и складывается оценка их знаний, которая потом формализуется в протоколах. Чтобы получить зачет, нужно набрать необходимый минимум баллов.
А если не набрал?
Тогда продолжаем играть, ковбой! Тут вариантов нет: минимум надо сдать; игра в данном случае — это занимательное обличье вполне серьезной и обязательной экзаменационной процедуры по охране труда, которую необходимо пройти.
Как показывает практика, участники этим минимумом не ограничиваются. Ощущение соревнования, азарт подталкивают продолжать игру, состязаться в личном зачете, между группами, территориальными подразделениями и пр.
Разумеется, чтобы добиться такого, пришлось потрудиться, подготовить методологию, обработать материал с психологической точки зрения... Но оно того стоит.
Игра, которую вы привели в пример, — вполне предметна и вещественна. А как перешли к цифровой платформе?
«Помог» коронавирус: в 2020 году пришлось перенацелиться на поиск онлайн-альтернатив. Так в 2021-м вышла первая версия нашей цифровой игры по охране труда, впоследствии ставшая основой платформы «Б в Кубе». В 2022-м платформа начала работать по принципу «одной кнопки». Сотрудники проходили обучение в удобное для них время с помощью цифровой игры, а руководители видели результаты. Кроме того, система выдавала сводный рейтинг всех участников, что позволяло поощрять лучших, стимулировать интерес к безопасности у рядовых работников. Так со временем настольные игры получили вторую –– «виртуальную» –– жизнь. Возникла идея создать конструктор заданий, из которого каждый выберет именно свое, нужное — по хэштэгам, под конкретную специфику деятельности.
А работа с окрашиванием текстовых заданий визуальными образами привела к мысли использовать конструктор еще и для создания наглядной агитации, с генерацией картинок к заданиям в разных стилистических вариантах с помощью искусственного интеллекта.
Сейчас сфера госуслуг, контрольно-надзорной деятельности цифровизируется. Как результаты игр по безопасности и охране труда интегрируются в информационные системы?
Нужно быть честным перед собой — игра не является «универсальным решением»: нельзя научить делать искусственное дыхание с помощью цифровой или настольной игры. Это, кстати, касается правильного понимания вопроса цифровизации в целом.
Про интеграцию «внутри компаний». Наша система может действовать автономно, что снижает стоимость внедрения; по сути, вообще не нужно заморачиваться какими-то интеграциями. Более сложное решение — встроиться в уже существующие цифровые решения. Но вот вопрос: действительно ли это требуется? Когда смотришь глубже — понимаешь: не всегда. Это ведь время и деньги.
Что касается интеграции с какими-то внешними государственными системами — это обсуждается как перспективное направление.
Не возникает ли проблем из-за частых изменений нормативной базы по ОТ? Насколько быстро можно адаптировать игры к этим изменениям?
Тут все просто: у любого нормативного акта есть анонс, определяющий, когда он вступает в силу. Времени для адаптации достаточно.
Игра стоит денег. Если у руководителя нет задачи «улучшить все», имеет ли смысл платить? Может, проще и дешевле банальным «методом кнута» заставить работников подготовиться и сдать экзамен?
Имея большую практику переговоров и продвижения маленьких и больших сделок, в каждом отдельном случае быстро понимаешь, стоит ли игра свеч. Есть классические поведенческие паттерны, являющиеся красным флажком для дальнейшего диалога. Хотите просто «расписать» своих сотрудников в журнале? — нет проблем. Предпочитаете слушать нудные лекции, живя самообманом, что все само усвоится? — ваше право.
Разговоров, что «и так хорошо, мы знаем все и без ваших игр», мы за годы работы слышали предостаточно. Кто-то готов воспринять аргументы экспертов, кто-то нет; в каких-то ситуациях мы беремся работать с возражениями заказчиков, в других — нет. В любом случае, это их бизнес, и мы можем его улучшить только при желании самого клиента.
Способен ли искусственный интеллект заменить штатного специалиста по охране труда? И нужно ли это?
Этот вопрос остается открытым. Время и прогресс неумолимо идут вперед, надо это принять. Мне будущее специалиста по охране труда видится оптимистичным, но при условии, что он будет современен и научится создавать процессы и управлять ими, а искусственный интеллект ему в этом поможет. Сейчас речь идет о разных стилях иллюстраций к законодательным текстам. Следующим этапом станет генерация комментариев к законодательным текстам. А вот научится ли сам искусственный интеллект писать эти непростые тексты — пока сомневаюсь. Наши законодатели точно у него выигрывают со счетом 10:0, поскольку повторить их или однозначно понять порой очень сложно.
Номер публикации: №01 12.01.2024