Проблема подсветки – одна из самых интересных и непростых в современной архитектуре. С одной стороны, спектр ярких – в прямом и переносном смысле – решений все время расширяется. Динамическая подсветка, слайд-мэппинг, сложные комбинации теплого и холодного света, которые можно менять в зависимости от сезона и погоды – все это расширяет творческие возможности архитектора. А сияющие ночные ландшафты Дубая и Сингапура служат постоянным соблазном для девелопера.
После того, как Роже Нарбонн сформулировал принципы «светового урбанизма», не только функциональное освещение, но и архитектурная подсветка стала частью градостроительной политики мегаполисов. Особенно если речь идет о мировых туристических центрах.
С другой стороны, городские сообщества движутся к более рациональному потреблению энергии и к большему экологическому комфорту. Агрессивная подсветка оказывает негативное влияние на циркадные ритмы человека. Она понижает синтез ферментов, участвующих в выработке мелатонина – гормона, который отвечает за качества сна, работу мозга, процессы пищеварения, молодость и борьбу со злокачественными опухолями. Кроме того, яркое освещение фасадов становится причиной гибели перелетных птиц и насекомых, дезориентированных в пространстве в ночное время.
Свет все еще ассоциируется с безопасностью, но там, где речь идет об эстетике природного или городского ландшафта, появляется спрос на «темноту». Заливающий свет, световые столбы уступают место более камерным, лаконичным и управляемым решениям. Сегодня в тренде – создание сложных сочетаний и сценариев управления дизайнерским, функциональным и фоновым освещением архитектурных форм и ландшафта.
Появилось понятие светового загрязнения. Бесполезный свет, распространяющийся за границы освещаемого участка, не должен превышать 15% от общего светового потока. А ночью световой поток должен автоматически снижаться, по меньшей мере, на 30%.
С практическими аспектами этой проблемы мы столкнулись при проектировании жилого комплекса в Даниловском районе Москвы. Местоположение (на первой линии Симоновской набережной, вблизи от Симонова монастыря и культурного центра ЗИЛ, на одном из главных речных туристических маршрутов столицы) и эстетика проекта требовали использования подсветки в ночное время. Комплекс вписан в излучину реки, массивные монументальные здания с фасадами из серого клинкера разных оттенков днем при взгляде с воды производят впечатление скалистого северного острова. Но представьте себе все это на фоне ночного неба, и станет ясно, что без дополнительного освещения не обойтись. С другой стороны, мы понимали, что собственники квартир с панорамными окнами, выходящими на реку, вряд ли планируют стать частью сияющей столичной витрины. Поэтому искусственное и естественное освещение проекта, включая управление системой, продумывалось на этапе проектирования.
Идею подсказала архитектурная легенда жилого комплекса, построенная на образах сурового северного пейзажа, на ассоциациях со Скандинавией – с ее сдержанностью, созерцательностью, глубоким контактом человека с природой. Отсюда же тяга к приватности, к подчеркнуто домашнему уюту, к открытому огню свечей и камина. Иначе говоря - к использованию локальных источников теплого света.
Для разработки концепции наружного освещения квартала мы пригласили студию LAPD, среди самых известных проектов которой – ночное освещение Лондонского Тауэра. В результате была придумана оригинальная мягкая архитектурно-художественная подсветка, которая в темное время суток преображает суровый нордический облик квартала. Фасады пяти корпусов начинают светиться теплым светом, отражаясь в поверхности реки. Лоджии с ограждением из стекла днем напоминают льдинки на скалистых берегах фьорда и образуют так называемую «вертикальную набережную». Ночью они излучают спокойный свет – за счет светодиодных светильников, встроенных в пол и направленных вверх. Подсветка лоджий включается и выключается из квартир, так что жители в каком-то смысле становятся соавторами художественного освещения зданий.
Не менее сложной задачей для другой команды архитекторов из студии L1 была световая концепция придомовой территории квартала. В результате для каждого типа освещения предусмотрели специальные виды LED-устройств. Художественная подсветка призвана подчеркнуть красоту ландшафтных решений вдоль набережной. Двор воссоздает атмосферу севера с помощью природного камня и арктической флоры. Канадская ирга, горная сосна, приречный клен выбраны за то, что сохраняют декоративность долгой зимой. Световой день в это время года короткий. Летом же теплая погода до темноты удерживает на воздухе и взрослых, и детей. И здесь необходим сложный сценарий использования акцентной подсветки цветущих островов, групповых посадок гортензий и папоротников и функционального освещения дорожек, детских и спортивных площадок, уголков для чтения, внутреннего двора. В итоге световые структуры объединили ландшафт и архитектуру в единый образ северного дома, задавая атмосферу комфорта и защищенности.