Русские горки: заработал один из самых необычных павильонов «Ораниенбаума», но без императорского аттракциона

Русские горки: заработал один из самых необычных павильонов «Ораниенбаума», но без императорского аттракциона

Русские горки: заработал один из самых необычных павильонов «Ораниенбаума», но без императорского аттракциона Shutterstock/FOTODOM
В Государственном музее-заповеднике (ГМЗ) «Петергоф» после реставрации открылся «Павильон Катальной горки», входящий в состав дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум». Работы на единственном сохранившемся в стране комплексе увеселительных сооружений XVIII века, возведенных для Екатерины II, продолжались 13 лет.

Когда-то императрица проводила здесь торжественные обеды, приемы послов, заседания Верховного совета. Но главной достопримечательностью дворца была Катальная горка. Комплекс был поистине грандиозным: длина всего ансамбля — 532 метра, горки — около 300. На высоте 20 метров прямо на террасе павильона находилась площадка, с которой начинался спуск на колясках. По спуску были проложены рельсы, по ним со скоростью до 40 км в час скатывались вниз в специальных санях, стоящих на маленьких колесах. «Из-за того, что площадка располагалась на большой высоте, коляска сразу резко уходила вниз, набирала большую скорость и по инерции двигалась дальше, преодолевая подъемы и спуски», — рассказывает хранитель музея «Павильон Катальной горки» Елена Макашова.

peterhofmuseum.ru

Катания с «русских гор» продолжались до 1801 года, пока колоннада не стала разрушаться. В середине XIX века катальную трассу разобрали, но павильон сохранился до наших дней, хотя его интерьеры значительно пострадали: после революции его использовали для хранения зерна, заметные повреждения появились и в годы войны. Лишь в 1959-м он открылся в качестве музея, а первую комплексную реставрацию здесь провели только в наше время.

peterhofmuseum.ru

Специалисты последовательно восстанавливали коммуникации, фасады, детали интерьеров. Первый этап работ (ремонт кровли, реставрация балюстрады и фасадов) завершился в конце 2020 года. Последние полтора года шла отделка интерьеров. Проектную документацию составила архитектурно-реставрационная мастерская «Рест», работы под надзором ГМЗ «Петергоф» выполнены генеральным подрядчиком «Ренессанс-реставрация». Эксперты говорят, что каждый интерьер Катальной горки по-своему уникален. По словам Елены Макашовой, до наших дней, например, сохранились полы из искусственного мрамора XVIII века работы итальянского мастера Гаэтано Спинелли — больше в России таких нигде нет. На них после удаления наслоений видны причудливые узоры и оригинальные цвета мрамора, которые были при Екатерине II. Сегодня исторические полы «убраны» под защитное стекло, по которому можно ходить в обычной обуви: стеклянное покрытие позволит сохранить их как можно дольше.

peterhofmuseum.ru

Прежний облик возвращен и парадным интерьерам: Круглый и Штукатурный залы, лестница и вестибюль выглядят сегодня так же, как в 1760-1770 годах, когда над ними работали ведущие итальянские мастера. Особая гордость реставраторов — Фарфоровый кабинет, его в музее называют жемчужиной Катальной горки. После революции он был разрушен и разграблен. Когда-то его украшением служили 40 фарфоровых скульптур, заказанных императрицей в честь Чесменского сражения в лучшей на тот момент Мейсинской мануфактуре. Зодчий Ринальди отправил эскизы настенной росписи в Германию, где создали миниатюрные скульптуры с учетом дизайна интерьера. Пока музейщикам удалось вернуть на место 34 фарфоровые миниатюры, но они не теряют надежды собрать коллекцию в полном объеме.

peterhofmuseum.ru

Еще один предмет гордости реставраторов — небесно-голубой цвет фасадов дворца. Многие годы Катальная горка была бирюзовой, но реставраторы выяснили, что ее подлинный цвет — ярко-голубой. Это подтвердили и архивные данные, и расчистка фасадов.

Аксонометрический план Сент-Илера 1775 г.

А вот саму Катальную горку восстанавливать не будут. Вместо нее в одном из залов представлен макет аттракциона, созданный по оригинальному чертежу Антонио Ринальди, а также 3D-инсталляция, воспроизводящая на экране весь этот путь в деталях.



Теги: