Разрешение на ввод в эксплуатацию этот терминал получил в феврале прошлого года. При этом строительство столь крупного инфраструктурного объекта, способного обслуживать более миллиона пассажиров в год, заняло рекордные для российской практики 18 месяцев. Конструкция здания возведена по каркасно-стеновой схеме и практически полностью выполнена без использования деформационных швов, что особенное важно для Геленджика, находящегося в зоне повышенной сейсмической активности. В зависимости от объемно-планировочных решений аэровокзальных павильонов часть из них построена из железобетонных конструкций, а часть из металлических.
Проект здания нового аэропорта был отобран на конкурсной основе. Победу в нем одержало итальянское архитектурное бюро Fuksas, специалисты которого не только создали архитектурную концепцию аэропорта, но также разработали дизайн интерьера, транспортную развязку и благоустройство прилегающей территории.
При создании образа новой воздушной гавани архитекторы вдохновлялись динамичным и изящным полетом птицы, а в форме здания отразили особый момент, в который она меняет направление своего движения в воздухе, за счет чего при взгляде на терминал возникает чувство текучести и изменчивости материи. Фигурная кровля будто парит над землей. Такой эффект достигается благодаря невесомому криволинейному фасаду, который полностью состоит из светопрозрачных элементов, представляя собой единую стеклянную конструкцию. Изогнутые участки отделаны моллированными стеклопакетами, каждый из которых обладает собственной уникальной геометрической формой. Технология изготовления таких светопрозрачных конструкций достаточно сложна и требует специального оборудования, поэтому за изготовление был готов взяться лишь один российский завод, расположенный в подмосковном Клину. Суммарно для геленджикского аэропорта предприятием было создано около 5,5 тыс. квадратных метров стеклопакетов.
Интерьер терминала выступает логичным продолжением экстерьера. Во внутренней отделке использована разработанная специальная плитка с графичным дизайном и высокими эксплуатационными характеристиками, а также уникальные перфорированные панели цвета «шампань» из анодированного алюминия, способствующие шумопоглощению. Навигационные элементы, таблички и указатели органично интегрированы в общий концепт внутреннего убранства, размещены на удобном для восприятия уровне, имеют яркий и четкий шрифт.
При создании эксклюзивной концепции мебели для аэропорта дизайнеры вдохновлялись южной природой — скалами, деревьями и морем. Предметы мебели обладают плавной обтекаемой формой, перекликающейся с конфигурацией потолка, и целой системой динамической подсветки. Внутреннее освещение потолка воплощает идею переменчивого неба, имитируя разнообразные оттенки, в которые оно может окрашиваться. Смена цветных световых потоков в сочетании с естественным освещением подчеркивает сложную архитектуру потолка. Создается ощущение, что сквозь перфорированные панели виден настоящий небосвод.
Наружная подсветка в темное время суток превращает геометричные колонны на улице в настоящие инсталляции, акцентируя их сложную форму.
Благодаря светопрозрачным витражам здание нового терминала является энергоэффективным. Экономия электроэнергии достигается путем естественного освещения и установки умных приборов учета, что позволяет снизить нагрузку на окружающую среду и делает обслуживание терминала более экологичным. Кроме того, стеклопакеты обладают высокой степенью защиты от солнца и теплозащитой: летом в терминале будет прохладно, а зимой стекла не будут выпускать тепло из здания.
Что касается экологии, при благоустройстве привокзальной площади практически в первозданном виде был сохранен уникальный ландшафт местности, укреплен скалистый склон из мергеля и разбит парк площадью 1 гектар. Он поделен на несколько зон, связанных пешеходными дорожками. На его территории высажено более 6 тыс. растений. Получившийся ландшафтный парк интегрирует здание аэропорта в местный природный контекст и подчеркивает его архитектурный образ.
Номер публикации: №43 17.11.2023